Файл: Формирование компетентностного портрета современного менеджера (Системный подход к управлению операциями: основные понятия и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первой проблемой стратегического управления является отсутствие системы стратегического менеджмента в компании вообще.

Осознание необходимости создания системы стратегического управления сталкивается с такой серьезной проблемой, как нехватка технологий для разработки стратегии компании на основе результатов стратегического анализа. Используя методы стратегического анализа, бизнес-лидеры осознают, что, принимая все возможные методы, это не гарантирует 100%, что они получат наиболее эффективную стратегию. 

Второй проблемой, таким образом, является отсутствие стратегии.

Компании, которые решили две предыдущие проблемы и активно используют методы стратегического управления, внезапно осознают, что даже очень хорошая стратегия не гарантирует ее реализацию. Получается, что необходимо создать систему (механизм) развития, которая позволила бы реализовать разработанную стратегию, то есть систему стратегического исполнения и контроля.

Третьей проблемой является отсутствие системы исполнения и контроля стратегических решений.

Существуют также проблемы и сложности, связанные с основным этапом стратегического управления – стратегическим планированием.

Стратегическое планирование - это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. 

Существует ряд ограничений и трудностей по проведению стратегического планирования.

  • Стратегическое планирование не является способом принятия будущих решений. Невозможно предсказать будущее. Стратегическое планирование обеспечивает общее направление движения на основе наших предположений.
  • Стратегическое планирование не является будущим макетом. Изменений слишком много - меняется рынок, потребительские предпочтения, новые конкуренты, новые технологии, новые возможности, финансовые условия и т. д. Стратегическое планирование - это динамичный процесс, адаптированный к изменениям.
  • Стратегическое планирование не может разрешить критические ситуации, которые угрожают организациям. Стратегическое планирование не выводит вас из кризиса. Организация должна быть стабильной до начала стратегического планирования.
  • Стратегическое планирование не должно заменять хорошие интуитивные оценки. Если организациям повезло, и над ней работают хорошие интуитивные мыслители, вам следует быть осторожным с формальным стратегическим планированием.
  • Стратегическое планирование не определяет все критические факторы, связанные с организациями. Стратегическое планирование предназначено для выявления ключевых проблем, стоящих перед организацией. Сосредоточив внимание на ключевых вопросах, стратегический план сводит к минимуму детали и тем самым увеличивает шансы на успешное применение.

В дополнение к ограничениям, стратегическое планирование может создавать новые организационные проблемы. Некоторые из них:

  • Сложность стратегического планирования. Это требует смены типа мышления. Стратегическое планирование должно быть творческим процессом с новыми идеями. Многие люди не готовы к такому типу принятия решений. Новые отношения и роли могут возникнуть в результате применения стратегического планирования. Люди могут быть недовольны дополнительными задачами и действиями.
  • Стратегическое планирование требует дополнительного времени, привлечения новых сотрудников, не говоря уже о времени, затрачиваемом на исследования, перераспределении ресурсов, изменениях в организации. Все это может заглушить организацию, особенно при нехватке ресурсов.
  • Стратегические планы могут быть плохими. Неправильные предположения, чрезмерно оптимистичные прогнозы и другие неверные решения могут привести к неэффективному стратегическому плану. Такой стратегический план может привести к серьезным проблемам в организации.
  • Неспособность применения. Если высший менеджмент не поддерживает стратегический план, заявка становится невозможной, и весь процесс - пустая трата времени и ресурсов. Кроме того, может возникнуть внутреннее сопротивление стратегическому планированию. Люди отказываются от стратегического планирования по разным причинам. Это не имеет смысла, нет времени, я не понимаю, почему мы это делаем.

Таким образом, реализация стратегического планирования представляет собой определенную сложность для компании, но, тем не менее, оно необходимо в силу своих сущностных признаков. Рассмотрим пример стратегического управления в конкретной организации.

2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «МАКДОНАЛДС»

2.1. Общая характеристика организации «Макдоналдс»

McDonald’s Corporation  — американская корпорация, до 2013 года крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания, работающая по системе франчайзинга.

Форма собственности компании это частная собственность, представленная в виде собственности акционеров компании. Организационно - правовая форма «Макдоналдс»: транснациональная корпорация (акционерное общество открытого типа).


Компания была основана в 1940 году братьями Диком и Маком Макдоналдами (первый ресторан, открытый в Сан-Бернардино, штат Калифорния). В 1954 году Рэй Крок получил право выступать в качестве эксклюзивного франчайзингового агента у братьев Макдоналдс. В 1955 году Рей открыл первый ресторан McDonalds в городе Дес-Плейнс, штат Иллинойс (ныне - музей компании) и организовал франчайзинговую компанию «McDonald's Systems, Inc.». В 1961 году все права на компанию были полностью куплены Кроком. В 1965 году в Соединенных Штатах функционировало более 700 ресторанов и продан миллиардный бургер. Первый ресторан за пределами США открылся 1 июня 1967 года в Канаде.

Итак, McDonald's - это всемирно известная система быстрого питания «Макдоналдс», которая вышла на российский рынок в результате долгих переговоров. Они начались во время Монреальской Олимпиады-76 и закончились в апреле 1988 года подписанием соглашения о совместном предприятии (СП) между канадским филиалом McDonalds и Мособщепитом. С подписанием договора Советский Союз стал 52-й страной мира, в которую пришел Макдоналдс.

Компания выпускает и реализует стандартный перечень товаров быстрого питания (фаст-фуд), что не менялось на протяжении всей жизни корпорации.

Рестораны компании популярны среди молодежи и детей, так как отличаются специфичностью меню, невысокой ценой, транспортной доступностью, а также особым дизайном и атмосферой.

Корпорация Макдоналдс имеет региональную структуру управления, что логично, так как ее деятельность распространена по всему миру. Эта структура представлена в виде дивизиональной модели. Деятельность компании в отдельном регионе подчиняется конкретному руководителю, который несет ответственность за ее успехи.

Дивизионально-региональная модель организации управления улучшает решение проблем, которые связаны с дифференциацией законодательства, обычаев и традиций, социально-экономической среды. Кроме того территориальное деление предоставляет условия для развития персонала на местах.

По мере развития компании «Макдоналдс» и ее выхода на международные рынки, ее структура не сильно изменилась именно в силу наличия дивизиональной структуры на самых ранних этапах ее развития.

Внутри филиалов компания имеет функциональную структуру, что выражается в наличии единоначалия (директора филиала компании), а также наличии руководителей функциональных служб.

Директор «Макдоналдс» решает вопросы возглавляемого им предприятия, за исключением отнесенных действующим законодательством и уставом к компетенции общего собрания трудового коллектива и совета трудового коллектива. 


Директор заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и иные счета, пользуется правом распоряжения средствами, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия. 

Чтобы рассмотреть стратегическое планирование компании, необходимо также рассмотреть доходность и масштабы бизнеса.

В таблице 1 представлены доходы компании за период 2014-2017 годов.[13]

Таблица 1 - Доходы компании «Макдоналдс» за 2014-2017 годы

Период:

31.12.2017

31.12.2016

31.12.2015

31.12.2014

Общий доход, млн. дол.

27441.3

28105.7

27567

27006

Валовая прибыль, млн. дол.

10455.7

10902.7

10816.3

10686.6

Операционные доходы, млн. дол.

7949.2

8764.3

8604.6

8529.7

Чистая прибыль, млн. дол.

4757.8

5585.9

5464.8

5503.1

Компания также имеет определенные активы и капитал, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Активы компании за 2014-2017 годы

Период:

31.12.2017

31.12.2016

31.12.2015

31.12.2014

Итого активы, млн. дол.

34281.4

36626.3

35386.5

32989.9

Итого обязательства, млн. дол.

21428

20616.6

20122.9

18599.7

Итого акционерный капитал, млн. дол.

12853.4

16009.7

15293.6

14390.2

Итак, компания «Макдоналдс» это международная корпорация, которая ориентирована на стабильный рост. Разумеется, мировой экономический кризис повлиял на развитие компании, вызвав спад доходов и капитала.

Форма собственности компании это частная собственность, представленная в виде собственности акционеров компании. Организационно - правовая форма «Макдоналдс»: транснациональная корпорация (акционерное общество открытого типа). Таким образом, компания представляет бизнес-сектор общественного питания.

В подразделе были также даны общие данные о прибыльности и активах компании вплоть до 2017 года.

2.2. Практика стратегического планирования на примере организации «Макдоналдс»


Рассматривая стратегическое планирование в компании «Макдоналдс», стоит обратить внимание на основополагающие документы самой корпорации. Миссия, основные преимущества и цели компании отражают стратегические решения.

Миссия «Макдоналдс» – «Быстрое обслуживание клиентов ограниченным набором горячей вкусной пищи в чистых и уютных ресторанчиках по приемлемой цене по всему миру».

Основные преимущества компании «Макдоналдс».

1) Экономичность;

2) Удобство посещения;

3) Высокая скорость обслуживания;

4) Отсутствие в ассортименте подавляющего числа таких точек общепита алкоголя позволяет ограничить поток посетителей и сократить время, которое они проводят в заведении, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на объем трафика клиентов.

McDonalds имеет свое видение цели и звучит так: «Быть ​​лучшим рестораном быстрого питания в мире». Это означает, что рестораны McDonald's станут лучшим местом, где их посетители в чистой и приятной обстановке смогут получить быстрое, вежливое обслуживание и любимые блюда, которые будут свежими и теплыми, где им будет интересно - и все это по доступной цене.

В будущем компания видит себя лучшей в мире сетью быстрого питания и намерена превзойти своих конкурентов по качеству, уровню обслуживания, здоровью и потребительской ценности. McDonald's использует стратегию развития продукта на том же рынке. Стратегическими приоритетами компании являются:

  • обеспечение стабильного роста,
  • безукоризненный сервис для клиентов,
  • сохранение статуса эффективного и качественного производителя,
  • повышение квалификации сотрудников на всех уровнях,
  • организация обмена опытом между подразделениями в разных странах,
  • постоянное совершенствование концепции быстрого питания,
  • поощрение разработки новых блюд,
  • инновации в оборудовании, маркетинге, организации обслуживания и технологиях.

Макдоналдс также ставит перед собой ряд задач, которые также указаны в Уставе компании.[14]

  1. Персонал: создать такие условия работы, чтобы люди сами стремились к максимальной отдаче, на которую они способны;
  2. Планета: быть ответственным гражданином мира, который вносит реальный вклад и изменяет мир к лучшему;
  3. Продукция: производить напитки, которые удовлетворяют и, более того, предвосхищают желания и потребности людей;
  4. Партнеры: содействовать созданию и поддержанию лучшей партнерской сети, формировать тесные отношения, основанные на честности и доверии.
  5. Результат: обеспечить акционерам максимальную прибыль, но не потерять их общую ответственность.