Файл: Формирование компетентностного портрета современного менеджера (Системный подход к управлению операциями: основные понятия и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 384

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 функция контроля - это систематический процесс, в котором операционные менеджеры регулируют работу операционной системы, чтобы она соответствовала планам, целям и нормативным показателям.

 функция координации является важной в управлении операционной системой. Без координации система перестает быть эффективной.

Функции операционного менеджмента реализуются с помощью определенных методов, то есть способов доведения их к исполнению. В практике управления используют четыре группы методов менеджмента:

а) организационные методы. Их сущность заключается в том, что каждая деятельность должна быть правильно организованной, то есть:

1) спроектированной;

2) нацеленной;

3) регламентированной;

4) нормированной;

5) обеспечением необходимыми инструментами, фиксирующие правила поведения персонала в различных ситуациях.

Это означает, что сначала нужно создать фирму, подобрать персонал, дать ему задание, показать, как действовать, и уже после этого управлять его действиями.

Организационные методы управления предшествуют деятельности, создают необходимые условия для нее и, следовательно, пассивны, что составляет основу активных методов.

б) административные методы или методы силовой мотивации. Их основой является открытое принуждение людей к определенной деятельности или создание возможностей для такого принуждения. Условиями использования этих методов являются рассмотрение однозначных методов решения задач, аберрация которых недопустима. Поэтому административные методы реализуются в виде конкретных задач, выполнение которых предписывает минимальную независимость подрядчика, что означает, что вся ответственность лежит на менеджере, отдавшем заказ.

в) методы финансового управления косвенно влияют на его назначение. Подрядчик лишь указывает цели и общий кодекс поведения, в рамках которого он самостоятельно ищет наилучшие пути решения проблем, их своевременное и качественное выполнение вознаграждается. Основой этих методов является финансовая заинтересованность работника в результатах своей работы.

г) Социально-психологические методы имеют определенные границы эффективности, особенно при управлении деятельностью работников интеллектуальных профессий, для которых материальные мотивы существенные, но не главные.

Выделяют два направления социально-психологических методов:

д) формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе;


е) выявление и развитие индивидуальных способностей каждого для максимальной самореализации.

Итак, операционная деятельность – это деятельность предприятия, которая является основной и приносит организации значительную часть 20 дохода, а также прочая деятельность, за исключением финансовой и инвестиционной. Другими словами, это то, ради чего непосредственно было создано предприятие.

1.2. Особенности стратегического управления

Концепция стратегического менеджмента появилась во второй половине ХХ века и изучалась такими зарубежными учеными, как А. Чандлер, И. Ансофф, Р. Акофф, К. Баумен, А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд, Б. Карлофф, П. Друкер, Г. Минцберг, а также российские исследователи О.С. Виханский, А.П. Градовым, Р.А. Фатхут-диновым, В.С. Ефремовым.[4]

Стратегическое управление согласуется с интерпретацией И.Ансоффа в следующей форме: «Стратегическое управление деятельностью, связанной с постановкой целей и задач для организации и поддержанием ряда отношений между организацией и средой, которые позволяют ей достигать своих целей, соответствует ее внутренним возможностям и позволяет ему быть восприимчивым к внешним требованиям».[5]

Другие экономисты подчеркивают необходимость усиления роли человеческого фактора в принятии стратегических решений и предлагают, чтобы стратегическое управление определялось как «программный способ мышления и управления, обеспечиваемый путем координации корпоративных целей, возможностей и интересов сотрудников», с особым вниманием к повышению мотивации для все сотрудники для выполнения миссии организации.[6]

Стратегическое управление - это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на потребности потребителей.[7]

Рассматривая стратегическое управления в аспекте стратегического планирования, можно отметить, что главной функцией этого этапа стратегического управления является принятие стратегических решений.

Для разработки стратегических решений и стратегического планирования используется огромное количество информации, большой объем данных о внутренней и внешней среде. Чтобы обобщить эти данные применяется управленческий анализ.


Для реализации стратегии развития компании необходимо грамотно выстроить интегрированную систему организационного управления, включая управление производством, кадрами, анализ рынка, конкурентов и внедрение новых информационных, технических и технических разработок.

Управленческий анализ направлен на предоставление аналитических решений в управлении компанией, т.е. в основном сводится к обоснованию управленческих решений. Крупнейшие компании мира и многие регионы, сталкивающиеся с глобализацией в условиях обострения конкуренции, переключаются на современные технологии управления и анализа бухгалтерского учета со всей финансовой информацией (как внутренней, так и внешней), подходящей для принятия финансовых решений.

Управленческий анализ включает тематический анализ отдельных показателей и аспектов экономической деятельности и комплексный анализ для целей управления. Тематический анализ отдельных показателей или групп показателей, отдельных субъектов экономической деятельности (поставки, производство, продажи), отдельных производственных и финансовых отношений (инвестиции, кредитование, аренда и т. д.) В основном проводится с целью регулирования и управления бизнесом как одной из основных функций управления. Тематический анализ может быть прогнозным, перспективным и ретроспективным текущим анализом.

Информационная база для управленческого анализа - это вся информация о бизнесе в компании: техническая подготовка производства, документация по регулированию и планированию, оперативный учет и статистическая отчетность, внешняя финансовая отчетность и т. д.

Роль экономического анализа в повышении экономической эффективности состоит в обнаружении и количественной оценке факторов, влияющих на показатели работы предприятия, в выявлении внутрихозяйственных резервов лучшего использования внутрипроизводственных ресурсов, сокращения затрат на производство и реализацию продукции, роста прибыли, повышения рентабельности производства.[8]

Таким образом, стратегическое управление - это управление организацией, которая опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на нужды потребителей.

На этапе планирования главной функцией стратегического управления является принятие стратегических управленческих решений.

Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели. Управленческое решение составляет основу процесса управления.


Управляющее решение означает, что для текущих и будущих разрешений объекта контроля составляется набор оценок и заключений и что уполномоченное лицо принимает окончательное и обязательное постановление, регламентирующее реализацию решения об управляющем воздействии на объект управления. [9]

Стратегические решения - это качественные решения, принимаемые с перспективой их выполнения в будущем, которые характеризуются долгосрочностью и продуманной системой исполнения.

Для разработки стратегических решений и стратегического планирования используется огромное количество информации, большой объем данных о внутренней и внешней среде. Чтобы обобщить эти данные применяется управленческий анализ.

Внутренний управленческий анализ необходим руководству компании для принятия управленческих решений по повышению эффективности хозяйственной деятельности.

Существуют различные определения понятий стратегия и стратегическое управление. Приведем некоторые из них:

  1. И. Ансофф: Стратегия - это набор правил для решений, которые управляют организацией в ее деятельности. Стратегия определяет направление развития, после которого (или которое) поможет организации в условиях нестабильности сохранить равновесие и общее направление.
  2. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури: Стратегия - это подробный, всеобъемлющий и комплексный план, обеспечивающий выполнение миссии организации и достижение ее целей. Он содержит подробное описание всех действий, необходимых для достижения целей и выполнения всех задач. Предполагается, что внутренняя и внешняя среда в организации является статичной. 
  3. А. Томпсон, А. Стрикленд: Стратегия - это план управления, который направлен на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей клиентов и достижение определенных операционных результатов. Стратегия компании должна ответить на ряд вопросов:
    1. как расширять бизнес;
    2. как превзойти конкурентов;
    3. как удовлетворить потребности потребителей;
    4. как превзойти конкурентов;
    5. как отвечать на изменения рыночных условий;
    6. как управлять функциональными подразделениями;
    7. как достичь цели .
  4. Ф. Котлер: Речь идет преимущественно о стратегии маркетинга. Это рациональное логическое построение, руководствуясь которым организация рассчитывает решить свои маркетинговые задачи Комплексное понимание стратегии включает конкретные стратегические понятия по каждому направлению поставленных задач. 
  5. П. Дойль: Стратегия - это направление, в котором движется компания, достигая поставленные цели. В центре стратегии - маркетинговые исследования и решения в области инноваций, наиболее важным из этих решений позиционируется выбор рынка.

Итак, целью стратегического управления является составление стратегий и их реализация.[10]

Стратегическое управление необходимо, так как реализует следующие функции:

а)  определение  целей  фирмы  с  учетом  рыночной  ситуации;

б)  определение  средств  достижение  этих  целей;

в)  сегментация,  то  есть  разделение  общей  цели  на  подцели;

г)  разработка  соответствующих  перспективных  планов  и  программ.

Также глобализация экономики, широкое использование информационных технологий, снижение или полная отмена барьеров на международных рынках делают в принципе возможным выход организации, а также ее конкурентов на рынки многообразных ресурсов любого региона мира. [11]Это требует серьезной системы экономического стратегического управления.

В современных условиях, когда конкуренция между компаниями постоянно растет и ситуация быстро меняется, фирмы должны прорабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволит им адаптироваться к изменениям.[12]

Все виды управления взаимосвязаны. Каждый менеджер выполняет административные функции, управляет персоналом и участвует в выборе целей своего бизнеса и пути его достижения. Директор небольшой компании, а также индивидуальный подрядчик сам выполняет все или большинство функций. Только с увеличением размера компании можно назначать их разных сотрудников или отделов. Но в любом случае целесообразно различать и анализировать типы управления, поскольку они характеризуются специальными средствами и методами обработки, компетенцией и приемами.

Стратегический менеджмент - основа менеджмента. Установление целей развития и средств их достижения определяет цели всех видов менеджмента.

1.3. Проблемы стратегического управления

Компании, в целом, сталкиваются с тремя основными проблемами стратегического управления.

Конечно, каждая компания должна принимать стратегические решения, независимо от того, имеет она стратегическую систему управления или нет. Это просто требование внешней среды. И как принимаются стратегические решения: на основе хорошо продуманной стратегии или в промежутке между решением текущих данных - каждая компания решает сама.