Файл: Свободная тема (Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Неаполь»

При переходе экономики нашей страны к рыночным отношениям качество стало наиболее значимым показателем конкурентоспособности отечественных предприятий. Именно для выживания в актуальных рыночных условиях перед предприятиями любой сферы деятельности стоит основная задача в обеспечении потребителей надлежащего качества товаров и услуг.

Гостиничный бизнес считается довольно перспективным для российского рынка, поскольку он развивается с каждым днем и может приносить хороший доход в бюджет предпринимателей и государства. Жесткая конкуренция на рынке гостиничных услуг вынуждает руководство предприятий формировать или совершенствовать имеющуюся систему качества гостиничных услуг.

Сфера ресторанно-гостиничного бизнеса - это комплекс отраслей, ключевая задача которых связана с обслуживанием туристов в период их пребывания вне места постоянного жительства. К ней, по определениям ведущих специалистов, относятся ресторанный и гостиничный бизнес, предприятия транспортного обслуживания, своеобразные развлекательные мероприятия.

Индустрия гостеприимства объединяет разные профессиональные сферы деятельности людей: ресторанный и гостиничный бизнес, общественное питание, туризм, отдых и развлечения, организация конференций, выставок и семинаров, музейно-выставочная, спортивная, экскурсионная деятельность, а также область профессионального образования в сфере гостеприимства. Индустрия гостеприимства - сложная, комплексная сфера профессиональной деятельности людей, усилия которых нацелены на удовлетворение всевозможных потребностей посетителей - как туристов, так и местных жителей.

Гостиничное хозяйство считается на сегодняшний день одним из важнейших элементов социальной сферы, оно исполняет функции по обеспечению граждан России и зарубежных стран жильем, питанием, различными дополнительными услугами. Отели наряду с предприятиями общественного питания, пассажирского транспорта, организациями рекреации и культуры составляют фундамент материально-технической базы туризма. Несоответствие состояния гостинично-туристского хозяйства современным требованиям рынка туристских услуг отрицательно отражается на экономике страны в целом.


Решение задачи увеличения конкурентоспособности ресторанно-гостиничных предприятий требует разработки новых методик управления их хозяйственной деятельностью.

В процессе проведенного маркетингового исследования в рамках даной курсовой работы была осуществлена оценка конкурентоспособности гостиничного предприятия ООО «Неаполь». Целью маркетингового исследования выступает определение главных конкурентов и оценка качества работы гостиничного предприятия ООО «Неаполь».

Задачами маркетингового исследования предприятия выступают:

– определение предпочтения подобных компаний среди потребителей;

– оценка качества деятельности гостиничного предприятия ООО «Неаполь»;

– выявление самых главных факторов при выборе гостиничного предприятия;

– определить оценку потребителями качества гостиничного предприятия ООО «Неаполь»;

– определить размер финансовых средств, который расходуется при заключении одного договора в ООО «Неаполь»;

– определить основные предприятия-конкуренты.

Исследование позволило выявить отрицательные и положительные стороны исследуемого гостиничного предприятия ООО «Неаполь», определить основные отели-конкуренты.

С целью выявления сильных и слабых сторон проведен SWOT-анализ конкурентоспособности отеля Неаполь (таблица 2.1.)

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что наиболее слабой стороной деятельности является отсутствии рекламной кампании отеля. Эта область маркетинга нуждается в корректировке. Наибольшие возможности исследуемого предприятия заключаются в расширении спектра услуг и сотрудничестве с туристскими фирмами.

Таблица 2.1

SWOT-анализ ООО «Неаполь»

Сильные стороны

Слабые стороны

Удобное месторасположение

Наличие бара

Хорошая транспортная доступность

Евроремонт

Автономное теплоснабжение и водоснабжение

Финансовая устойчивость и независимость показателей ООО «Неаполь»

Низкая текучесть кадров

Хорошая атмосфера в коллективе

Высокий уровень конкуренции

Существенная удаленность от аэропортов и вокзалов

Недостаточная маркетинговая активность

Отсутствие регулярного анализа рынка и конкурентов

Отсутствие рекламной кампании

Нечеткое распределение функций управленческого персонала

Возможности

Угрозы

Расширение спектра услуг

Внедрение системы персональных скидок

Проведение рекламной кампании

Сотрудничество с туристскими фирмами

Замедление темпов экономического развития региона

Курс валют

Инфляция


С целью более глубокого изучения конкурентоспособности отеля ООО «Неаполь» осуществлен анализ конкурентов отеля. Анализ основных конкурентов требуется для того, чтобы выявить границы, в которых существует вероятность стратегического продвижения исследуемого предприятия, а также данный анализ служит инструментом оценки вероятной реакции и стратегического потенциала предприятий-конкурентов. Основная проблема при проведении анализа конкурентоспособности гостиничного предприятия состоит в трудности выявления всех конкурентов, так как их в настоящее время функционирует огромное число. Идея определения стратегических групп предприятий-конкурентов, предложенная М. Портером, т.е. сегментация предприятий-конкурентов, может сделать процесс проведения анализа конкурентоспособности более управляемым.

В данном исследовании среди главных конкурентов отеля «Неаполь» в таблице 2.2 выделено 5 отелей, в качестве критерия отнесения данных учреждений к одной стратегической группе использовались:

  • категория звездности 4 звезды, подтвержденная сертификатом;
  • отдельное здание (фасад), которое соответствует международным стандартам;
  • Пресненский район месторасположения;
  • примерно сопоставимый ценовой сегмент; выбор дополнительных услуг.

Основные конкуренты ООО «Неаполь»:

  1. Арбат Хаус
  2. Отель Де Пари
  3. Империя Сити
  4. Отель Чайковский
  5. Отель Hartwell

Далее приведен анализ ассортимента гостиничных услуг вышеуказанных отелей (таблица 2.2).

Ширина ассортимента предоставляемых услуг является одним из ключевых факторов конкурентного преимущества отелей. Как видно, наиболее широкий спектр гостиничных услуг предлагает отель Арбат Хаус, наименее широкий – отель Чайковский.

Таблица 2.2

Структура ассортимента гостиничных услуг

Услуги

Наименование отеля

Неаполь

Арбат Хаус

Де пари

Империя Сити

Чайковский

Hartwell

Номерной фонд

+

+

-

+

-

+

Завтрак

+

-

+

+

+

-

Конференц зал

+

+

-

-

+

+

Ресторан/бар

+

+

-

+

-

-

Бассейн

-

-

-

+

-

-

Развлекательные заведения поблизости

+

+

+

+

+

+

Охраняемая автостоянка

-

+

+

-

+

-

Трансфер из аэропорта, вокзала

-

-

+

+

-

+

Банкомат

+

+

+

-

-

+

Прочие услуги по желанию посетителя

-

+

-

-

-

-

Итого услуг

6

7

5

6

4

5


Анализ дополнительных услуг, предоставляемых исследуемыми отелями, представлен в таблице 2.3.

Наибольший перечень дополнительных услуг клиентам предлагают отель Арбат Хаус и Hartwell, Отель Неаполь находится в середине списка (4 дополнительные услуги из 8 исследуемых).

В целом качество предоставляемых основных и дополнительных услуг отеля Неаполь можно оценить, как удовлетворительное.

Таблица 2.3

Дополнительные услуги, предоставляемые исследуемыми отелями города Москва

Услуги

Наименование отеля

Неаполь

Арбат Хаус

Де пари

Империя Сити

Чайковский

Hartwell

Бронирование через интернет

-

+

-

+

-

+

Организация культурной программы

+

-

-

+

+

+

Автономное водо и теплоснабжение

+

-

-

-

-

+

Заказ ж/д и авиабилетов

+

+

-

+

-

-

Персональная скидка

-

+

+

-

+

+

Прачечная

-

+

-

-

-

-

Сейф

+

+

+

+

-

+

Проектор в конференц зале

-

+

-

-

-

-

Итого услуг

4

6

2

4

2

5

Для осуществления маркетинговых исследований для определения клиентских предпочтений и мнений по поводу оценки качества работы гостиничного предприятия ООО «Неаполь», а также факторов, определяющих выбор подобных предприятий, была составлена анкета-опросник. Перед проведением исследования формулировка каждого пункта анкеты была проверена на точность, корректность и уместность. При анкетировании было опрошено пятьдесят потенциальных клиентов.

Совокупностью, из которой были выбраны респонденты, выступают жители и гости города Москва в возрасте от 30 до 39 лет и старше. Респонденты этого возраста представляют собой главную категорию более платёжеспособных клиентов. Общая величина выборки составляет пятьдесят человек. Из этого количества, согласно данным исследования, сто процентов попадают в выборку тех людей, которые являются потребителями услуг, которые предоставляются данным предприятием.


По результатам обработки анкет можно будет повысить конкурентоспособность предприятия ООО «Неаполь» путём формирования рекомендаций по устранению недостатков в организации работы предприятия, в результате которых данное предприятие будет удовлетворять все нужды клиентов, и, как следствие, пользоваться спросом, что несомненно поможет привлечь дополнительное число клиентов и получить большую прибыль.

Для наиболее полного осуществления анализа конкурентоспособности представлена характеристика респондентов по половозрастному составу. Распределение отражено в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Половозрастная структура респондентов

Возраст

Мужчины

Удельный вес, %

Женщины

Удельный вес, %

Итого, чел.

Удельный вес итого, %

16-23

0

0

3

10

3

6

24-29

6

30

4

13,3

10

20

30-39

8

40

13

43,3

21

42

40-49

3

15

2

6,6

5

10

50-60

2

10

5

16,6

7

14

61 и ст.

1

5

3

10

4

8

Итого

20

100

30

99,8

50

100

Из таблицы 2.4 видно, что большинство респондентов, которые приняли участие в маркетинговом исследовании, являются людьми в возрасте от 30 до 39 лет, что составляет 43,3%. Это наиболее платёжеспособная группа потребителей услуг, предоставляемых данным предприятием.

Таким образом, начнём с анализа первого вопроса анкеты, с помощью которого предлагалось оценить работу предприятия ООО «Неаполь» по двенадцати критериям. Распределение ответов на данный вопрос представлено в таблице 2.5. Критерий оценки от 1 до 5 баллов (1 – негативное отношение к критерию, 2 – незначительный, 3 – нейтральное отношение, 4 – хорошее отношение, 5 – отличное отношение к данному критерию).

Таблица 2.5

Критерии

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Сумма оценок

Средняя оценка

Ассортимент

5 человек

5 человек

10 человек

20 человек

10 человек

175

3,5

Низкая рекламная деятельность

5 человек

12 человек

8 человек

15 человек

10 человек

247

4,94

Профессионализм сотрудников

_

_

5 человек

25 человек

20 человек

215

4,3

Этические нормы

-

-

15 человек

25 человек

10 человек

195

3,9

Интерьер

-

-

10 человек

20 человек

20 человек

180

3,6

Дополнительные услуги

-

-

-

30 человек

20 человек

220

4,4

Уровень цен

-

-

10 человек

25 человек

15 человек

205

4,1

Удобный вход

-

-

25 человек

25 человек

225

4,5

Удобная парковка

-

-

17 человек

13 человек

20 человек

203

4,6

Месторасположение

-

-

25 человек

15 человек

10 человек

185

3,7