Файл: Свободная тема (Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– расходы на производство играют главную роль для потребителя;

– поставщики представляют собой несколько крупных компаний, не скованных жесткой конкуренцией;

– ресурсы поставщиков дифференцированы настолько, что потребителю сложно и финансово затратно перейти от одного поставщика к другому;

– потребители не являются главными клиентами для предприятий – поставщиков, то есть поставщики не замкнуты на определённую сферу деятельности потребителя;

– поставщики не конкурируют с производителями заменителей в прочих отраслях;

– со стороны одного или нескольких поставщиков имеется реальная угроза прямой интеграции в бизнес отрасли потребителя.

– предприятия-потребители не проявляют склонности к интеграции в рынки поставщиков.

Сила воздействия на производителей продукции или услуг и их способность вести деятельность со стороны покупателей сильнее, когда[7]:

– потребители довольно значимы и их небольшое количество, они приобретают продукцию в огромном количестве;

– величина потребления представляет собой существенную часть от всех продаж в сфере;

– сфера, которая поставляет продукцию на рынок состоит из большого количества средних продавцов;

– продукция, предлагаемая на продажу различными продавцами, довольно хорошо стандартизирована, и клиенты легко могут найти альтернативный вариант, цена их перехода к новому предприятию фактически равна нулю;

– приобретаемая продукция не являются главной составляющей комплектующих изделий потребителя;

– экономически выгодной для покупателя считается практика покупки изделий у нескольких продавцов в сравнении с прикреплением к одному продавцу;

Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, существование которой требуется и довольно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.

При оценке возможностей предприятия по сравнению с предприятиями-конкурентами определяются такие факторы как технические и организационные возможности роста качества товаров и усовершенствования ассортимента. Также немаловажная роль принадлежит технической оснащенности производства, в особенности - различия в практике управления предприятиями, срок службы оборудования и износ, рабочая сила и состав трудового коллектива, имидж компании и товаров на рынке, величина компании и ее доходность, протекционистская политика правительства в отношении к российским производителями продукции, поддержка инвесторов, местных органов власти, присутствие спонсоров и т.д.[8]


Изучается как полезный опыт предприятий-конкурентов, так и их ошибки, уязвимые места, которые необходимо устранять. Источниками сведений могут быть справочники предприятий и о компаниях, рекламные проспекты, экспертная оценка, ярмарки и выставки, обзоры коммерческой прессы, годовые отчёты предприятий, опросники и пр.

Конкурентоспособность производства включает в себя такие термины как «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара». Несмотря на большое число публикаций по повышению конкурентоспособности продукции как главного резерва экономического роста компании, конкурентоспособность компании и факторы, оказывающие на нее влияние, еще недостаточно изучены. Эти факторы можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние факторы включают в себя[9]:

– факторы производства, воздействующие на создание конкурентного преимущества предприятия на протяжении всего его производственного процесса, к примеру, наличие в государстве или сфере деятельности инвестиционных возможностей, прогрессивной технологии, сильной научно–исследовательской базы, высококвалифицированных специалистов и др.;

– активность предприятий-конкурентов;

– факторы спроса, которые характеризуют спрос, его динамику и размер, к примеру, фазы жизненного цикла спроса; эластичность спроса по цене; требовательность клиентов к качеству продукции и пр.;

– наличие поддерживающих и родственных отраслей в экономике Российской Федерации;

– государственная политика;

– уровень приватизации предприятий в данной сфере;

– случайные события (ЧС, катастрофы).

Массовые исследования первых шести представленных факторов определили их взаимосвязь и воздействие на уровень конкурентоспособности компании. Факторы производства, спроса, активность предприятий-конкурентов и наличие в экономике государства поддерживающих и родственных отраслей объединены в национальный ромб – систему свойств государства, которая формирует конкурентную среду для её компаний.

Эти показатели, находясь во взаимодействии, ослабляют или усиливают потенциальный уровень конкурентоспособности компании.

На все факторы, за исключением последнего, фирма может оказывать лишь косвенное воздействие, в связи с этим более подробно приведены внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия и подверженные её прямому влиянию.

К внутренним факторам относятся: экономическая и рыночная эффективность, эффективность затрат, а также психологический фактор. Эти показатели воздействуют на конкурентоспособность компаний. Изменение внутреннего содержания факторов дает возможность им оказывать влияние на конкурентоспособность любой компании.


Под рыночной эффективностью понимают максимально вероятное удовлетворение клиентов на основании исполнения таких условий[10]:

– близость к покупателю;

– анализ потенциальных конкурентов;

– отыскивание преимуществ;

– информационное обеспечение.

Близость предприятия к клиенту значит наличие личных контактов при реализации и интенсивность постпродажного обслуживания.

От способности компании проводить анализ стратегии, цели и действий предприятий-конкурентов и отыскивать новые источники конкурентного преимущества зависит как ее эффективность на рынке, так и конкурентоспособность.

И, несомненно, деятельность предприятия в настоящей быстро изменяющейся обстановке требует наличия быстродействующей и надежной информационной системы.

Конкурентоспособность компании во многом зависит от эффективности ее менеджмента, на степень которой влияют личные качества менеджеров, способность руководителей реализовывать и разрабатывать стратегию предприятия и приспосабливаться к меняющейся внешней среде, единая система контроля и учета и умение отбирать квалифицированных сотрудников предприятия.

Психологический фактор включает в себя трудовую этику – умение и желание трудиться, готовность к обучению и гибкость, дух конкуренции, уровень претензий, умение каждого сотрудника подчинить свои личные интересы всеобщей миссии – производству качественных товаров. Этот фактор не может быть оценен в финансовом выражении, сложно поддается количественному выражению, но воздействует на работу всей компании. Психологический фактор не поддается какому-то политическому воздействию, а меняется в течение большого временного периода. В связи с этим, несмотря на недостаточность убедительных методов изучения, игнорировать его нельзя.

Система внутренних и внешних факторов не претендует на достаточную полноту. Но даже в таком виде она демонстрирует, как сложна проблема увеличения конкурентоспособности организации и удержания своих позиций предприятием в отрасли.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что на конкурентоспособность предприятия оказывают воздействие совокупность факторов: изменение структуры спроса, изменение масштабов долгосрочного спроса, маркетинговые новшества, технологические новшества, изменение лидерских позиций, изменение эффективности, диффузия достижений, покупательские предпочтения, государственное регулирование отрасли, увеличение детерминации. Весь комплекс факторов, оказывающих воздействие на конкурентоспособность организации, можно подразделить на три группы: цели, которые ставит перед собой компания; ресурсы, которые имеет компания; факторы внешней среды.


2 Маркетинговые исследования и их использование при анализе деятельности ООО «Неаполь»

2.1 Характеристика ООО «Неаполь»

Рынок гостиничных услуг города Москва сегодня переживает стадию бурного развития: в регион приходят крупные международные гостиничные предприятия, формируются больное число хостелов и мини-отелей. В настоящее время в городе действует 7041 отелей разных категорий (рисунок 2.1)

Рис.2.1.Категории отелей Москвы (по звездам)

Четырехзвездочный отель Неаполь расположен по адресу Вознесенский переулок, 12-3, Пресненский, Москва, Россия. Этот район – отличный выбор для путешественников, которые интересуются архитектурой, культурой и музеями. Отель расположен в   1,7 км от Большого театра, в 2,1 км от Государственного исторического музея и в 2,9 км от Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. К услугам гостей терраса, бесплатный WiFi, общий лаундж и экскурсионное бюро, где можно получить информацию о регионе.

Все номера оснащены телевизором с плоским экраном и кабельными каналами. В номерах есть чайник. Во всех номерах есть собственная ванная комната с ванной.

Ежедневно в отеле сервируется завтрак «шведский стол».

Сотрудники круглосуточной стойки регистрации предоставят информацию о регионе.

Расстояние от отеля Неаполь до аэропорта Шереметьево составляет 25,8 км, до аэропорта Внуково – 26,2 км.

Разрешается проживание в отеле «Неаполь» детей всех возрастов. При дополнительном размещении всех детей или взрослых на дополнительных кроватях взимается USD 20 за ночь. Дополнительные койко-места предоставляются клиентам отеля по требованию. Требуется подтверждение от администрации объекта. Дополнительные услуги не включены автоматически в общую стоимость за предоставленные услуги и оплачиваются отдельно во время проживания туристов. Размещение домашних животных в отеле не допускается.

Отель «Неаполь» выполняет следующие услуги:

1.  осуществление гостиничной деятельности,

2.  организация питания,

3.  оказание качественных услуг (персонал, связь, и другие),


4.  оказание транспортных услуг.

В ведении отеля Неаполь находятся технологические производственные и специально-бытовые помещения и площади, а также электрооборудование, мебель, сантехническое оборудование, измерительные приборы, инструмент, хозинвентарь, и прочее имущество.

Многоуровневая система обслуживания в отеле Неаполь позволяет удовлетворить любые запросы туристов: от краткосрочного пребывания с деловыми целями до длительно комфортабельного отдыха с развлекательными мероприятиями.

Отель предлагает 20 комфортабельных и просторных номеров с мягкой мебелью, отдельными лоджиями, и оснащенных кондиционерами. В каждом номере – телевизор с приемом около двадцати каналов, холодильник, душ.

К услугам гостей предоставлены:

- 1 номер класса «Апартаменты»;

- 3 номера класса «Люкс»;

- 6 двухместных номеров;

- 10 стандартных одноместных номеров.

На данный момент заполняемость гостиницы – примерно 33%, что приносит прибыль в размере порядка 792 тысяч рублей.

Организационная структура отеля Неаполь (см.рис.2.2) является отражением обязанностей и полномочий, которые возлагаются на каждого ее сотрудника. Главной задачей организационной структуры отеля Неаполь служит установление взаимоотношений, связывающих высшее руководство с низшими уровнями работников.

Рис.2.2. Организационная структура отеля «Неаполь»

Все сотрудники отеля Неаполь непосредственно подчинены директору. Он ответственный за текущее руководство деятельностью отеля «Неаполь», действует без доверенности от имени гостиничного предприятия.

Большая часть мотивационных программ отеля Неаполь представлены компенсационными программами, которые стимулируют мотивацию, например, поощрение за определенное поведение или действие и наоборот, отсутствие поощрения. Имеются такие формы поощрения, как присуждение звания «лучшего работника» квартала/месяца, выдача премии за продажу определенного числа алкогольных напитков (для официантов), поощрение за поддержание безопасности, материальное и моральное (грамоты) поощрение за качественное обслуживание.

Однако стоит отметить, что организационная структура управления не дает возможности качественно решать задачи гостиничного предприятия на современной стадии развития. В исследуемом отеле наблюдается неукомплектованность кадрового состава в общем и по уровням управления; отсутствует должность сотрудника по резервированию и бронированию, главного менеджера, горничной. Также посетителями отеля отмечен недостаточный квалифицированный уровень сотрудников.