Файл: Страхование и его роль в развитии экономики ( Теоретические основы роли страхования в развитии экономики ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы роли страхования в развитии экономики
1.1. Понятие и функции страхования
1.2. Классификация страхования
1.3. Характеристика участников страхового рынка
2. Анализ роли страхования в экономике России
2.1. Анализ состояния рынка страховых услуг в России
Рисунок 6 - Изменение концентрации страхового рынка, 2010-2018 гг.
Усиление концентрации наблюдается по всем видам, кроме страхования жизни, страхования финансовых рисков и ОСАГО. Это касается как сегментов с высокой концентрацией (страхование железнодорожного, воздушного и водного транспорта, страхование сельскохозяйственных рисков), так и с низкой (страхование от несчастных случаев, страхование грузов, страхование ответственности).
Положительная динамика объема премий в 2018 году обеспечена в основном личным страхованием. Объем премий вырос на 15,7% - это лучший показатель за последние 6 лет. Объем выплат вырос на 2,5%.
Таблица 3
Ключевые показатели развития страхового рынка
Страховые премии (млрд руб.) |
Темп изменения премий (%) |
Страховые выплаты (млрд руб.) |
Темп изменения выплат (%) |
Коэффициент выплат, % |
|
2010 год |
555,8 |
4,2 |
295,97 |
3,8 |
53,25 |
2011 год |
665,02 |
19,65 |
303,76 |
2,63 |
45,68 |
2012 год |
809,06 |
21,66 |
369,44 |
21,62 |
45,66 |
2013 год |
904,86 |
11,1 |
420,77 |
12,9 |
46,5 |
2014 год |
987,77 |
8,5 |
472,27 |
11,4 |
47,81 |
2015 год |
1023,82 |
3,3 |
509,22 |
7,1 |
49,73 |
2016 год |
1180,63 |
15,3 |
505,8 |
-0,67 |
42,84 |
2017 год |
1278,84 |
8,32 |
509,72 |
0,77 |
39,86 |
2018 год |
1479,5 |
15,69 |
522,47 |
2,5 |
35,31 |
По добровольным non-life видам темпы роста премий и выплат практически совпадают. По страхованию жизни и обязательным видам динамика изменения премий и выплат разнонаправлена. В целом по рынку темп роста премий превышает темп роста выплат.
Рисунок 7 - Динамика темпа изменения премий и выплат, 2012-2018 гг.
Объем страховых премий по добровольным видам страхования за 2018 год составил 1,22 трлн рублей против 1,03 трлн рублей в прошлом году, по обязательным – 250,9 млрд рублей против 246,2 млрд рублей.
Сегмент добровольного non-life страхования после падения прошлого года показал положительную динамику: объем премий за год вырос на 75 млрд рублей. Драйвером роста стали страхование от несчастных случаев (+48,3 млрд рублей) и ДМС (+11,8 млрд рублей), а также страхование финансовых рисков (+6,6 млрд рублей).
Сохранилась отрицательная динамика премий по страхованию имущества юридических лиц, страхованию сельскохозяйственных рисков, страхованию ответственности. Но благодаря росту премий по автокаско (+6,2 млрд рублей), страхованию имущества граждан (+7,4 млрд рублей) и грузов (+2 млрд рублей) наблюдается положительная динамика в целом по сегменту страхования имущества.
Продолжается рост доли страхования жизни и добровольного личного non-life страхования. Наиболее существенное сокращение коснулось добровольного страхования имущества (с 28% до 24%) и ОСАГО (с 17% до 15%). Доли добровольного страхования ответственности, предпринимательских и финансовых рисков и прочих видов обязательного страхования (ОЛС, ОСОПО, ОСГОП) остались на прежнем уровне.
Рисунок 8 - Структура страховых премий по видам страхования, 2014-2018 гг.
Количество российских перестраховщиков практически не меняется. Объем премий по входящему перестрахованию за 2018 года составил 43,4 млрд рублей, увеличившись на 24% по сравнению с прошлым годом. В 4 квартале резко выросла доля зарубежного бизнеса. По итогам года объем премий от российских перестрахователей увеличился на 2,3 млрд рублей, от зарубежных – на 6,2 млрд рублей. Положительную динамику объема премий показали 33 перестраховщика из 51.
Концентрация перестраховочного рынка продолжает усиливаться. На 10 крупнейших перестраховщиков приходится 86,6% премий (в 2017 году – 84,6%, в 2016 году -77,4%).
После присоединения ЗАО «Капитал Перестрахование» к ПАО «Росгосстрах» на рынке осталось только 3 специализированных перестраховочных компании, чья доля составляет 35,8%. Лидерство по объему премий прочно закрепилось за АО «РНПК» с долей рынка 28%. При этом расширение антироссийских санкций в апреле 2018 года привело к росту доли санкционного бизнеса в портфеле РНПК.
Все виды страхования во входящем портфеле показали положительную динамику премий, кроме ДМС и средств железнодорожного транспорта.
В структуре перестраховочной премии лидирующие позиции занимают перестрахование имущества юридических лиц (50,5%), ответственности по добровольным видам (9,9%) и средств воздушного транспорта (6,5%).
Рисунок 9 - Структура портфеля входящего перестрахования, 2017 год и 2018 год
Таблица 4
Основные показатели ТОП-10 компаний по объему премий, принятых в перестрахование
Наименование |
Изменение места в рэнкинге по сравнению с 2017 г. |
Объем премий, тыс. руб. |
Динамика изменения объема премий по сравнению с 2017 г., % |
Объем выплат, тыс. руб. |
Динамика изменения объема выплат по сравнению с 2017 г., % |
Соотношение выплат и премий, % |
АО РНПК |
0 |
12 177 994 |
59,76% |
3 889 158 |
4791,53% |
31,94% |
АО "СОГАЗ" |
0 |
8 351 753 |
24,85% |
4 666 170 |
17,10% |
55,87% |
СПАО "Ингосстрах" |
0 |
5 212 521 |
-2,60% |
3 441 574 |
33,94% |
66,03% |
ООО "СК Чабб" |
0 |
2 495 834 |
-7,39% |
656 390 |
10,97% |
26,30% |
ООО "СКОР П.О." |
0 |
2 210 153 |
46,62% |
2 531 384 |
324,01% |
114,53% |
ООО СК "ВТБ Страхование" |
0 |
1 870 052 |
32,06% |
619 211 |
38,71% |
33,11% |
АО "АльфаСтрахование" |
0 |
1 731 289 |
22,65% |
838 662 |
63,84% |
48,44% |
САО "ВСК" |
+6 |
1 319 835 |
150,08% |
137 296 |
-41,83% |
10,40% |
АО "Русское перестраховочное общество" |
0 |
1 156 696 |
17,33% |
536 280 |
101,53% |
46,36% |
АО "АИГ" |
-2 |
1 093 682 |
1,30% |
822 537 |
334,74% |
75,21% |
Объем выплат по договорам, принятым в перестрахование, составляет 13,9 млрд. рублей. На долю ТОП-10 приходится 87,4% (12,2 млрд рублей). У 7 перестраховщиков объем выплат превышает объем премий.
Объем премий, переданных в перестрахование, в 2018 году вырос на 6% до 115,5 млрд рублей. В перестрахование передано около 9% премий (за исключением ОСАГО).
В 2018 году соотношение посреднических и прямых продаж осталось прежним, но изменилась структура каналов продаж.
Рисунок 10 - Структура каналов продаж в 2017 году и 2018 году
Для всех видов с традиционно высокой долей прямых продаж (страхование воздушного транспорта и ответственности их владельцев, ДМС, страхование имущества юридических лиц предпринимательских рисков) доля посреднических продаж снижается.
Ставки комиссионного вознаграждения в среднем по рынку по сравнению с прошлым годом продолжают расти. Максимальное КВ выплачивается по страхованию от несчастных случаев (в среднем 61,3% против 50,3% в прошлом году), страхованию финансовых рисков (56,2% против 49,8%), страхованию имущества граждан (45,7% против 40,6%) и страхованию жизни заемщиков (46,16% против 45,6%).
При этом по 7 видам посредники в виде комиссионного вознаграждения получили больше, чем страхователи или выгодоприобретатели в виде страховых выплат. Основным каналом продаж по 5 видам из 7 являются банки.
Зависимость страховщиков от банковского канала усиливается. При общем увеличении посреднических продаж на 135 млрд рублей банки принесли больше на 157 млрд рублей.
Рисунок 11 - Прямые и посреднические продажи по видам страхования
Розничные виды с максимальным темпом роста премий обязаны этим именно кредитным организациям. Доля банковского канала в страховании жизни составила 88% (как и в 2017 году), в страховании имущества физических лиц – 42% против 34% в прошлом году, в страховании от несчастных случаев - 51% против 41%.
На банковский канал приходится более половины посреднических продаж, при этом % комиссионного вознаграждения вырос с 24,8% до 27,5%. По страхованию от несчастных случаев вознаграждение банкам составляет около 63,8% (в среднем по рынку – 61,3%), по страхованию имущества граждан - ~52,1% (в среднем по рынку -45,7%), страхованию финансовых рисков – 60,7% (в среднем по рынку -56,2%)
Банкам это сотрудничество очень выгодно. Помимо сохранения клиентской базы и снижения кредитного риска банки имеют дополнительный источник дохода. В 2018 году они получили от страховщиков в виде комиссионного вознаграждения 150, 6 млрд рублей – в 1,5 раза больше, чем в 2017.
Некогда самый крупный канал продаж – агентский - сдает позиции. За год продажи сократились на 37,5 млрд рублей. Рынок трансформируется. Самая большая сеть, принадлежащая ПАО «Росгосстрах», за год сократилась на 20%. Тенденция сохранится, потенциал развития рынка для молодых клиентов видится в электронных продажах.
Развитие цифровых технологий способствует расширению интернет-продаж. Объем премий через этот канал вырос с 32 до 74,7 млрд рублей. Драйвером роста остались продажи электронного ОСАГО. Только по страхованию заемщиков, имущества граждан и финансовых рисков доля интернет-продаж превышает 1%.
Новым каналом распространения страховых продуктов будет маркетплейс Центробанка. Проект начнет работу с банковского сегмента в 2019 году, потом к нему присоединятся и страховщики. Этот канал позволит снизить аквизиционные расходы, но потребует затрат на интеграцию ИТ-систем. Маркетплейс предназначен в основном для массовых продуктов (страхование выезжающих за рубеж, страхование имущества физических лиц, автокаско, страхование от несчастных случаев, ДМС), и по мере его развития будет сокращаться доля посреднических продаж.
2.2. Проблемы и перспективы развития страхования в России
Проведя анализ страхового рынка РФ, можно привести достаточно большое количество причин, сдерживающих его развитие: отсутствие развитой страховой инфраструктуры; низкая страховая культура; ненадежность страховых компаний; низкий размер страховых выплат; отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов; информационная закрытость страхового рынка; несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора.
Потенциал страховой отрасли можно раскрыть, определив основные направления и сформировав стимулы для ее развития. Переход к целевой модели развития страхового рынка позволит ему в большей мере выполнять свою ключевую миссию – поддержание экономической безопасности, обеспечение социальной защиты граждан и предоставление долгосрочных инвестиций для развития экономики.
Исходя из текущего состояния страховой отрасли и целевой модели ее развития до 2021 г. представляется важным решить следующие ключевые задачи для повышения потенциала страхового рынка:
Задача 1. Развитие инфраструктуры страхового рынка, повышение доверия граждан к институту страхования (включая защиту прав потребителей страховых услуг). Необходимые меры:
1.1. Реализация закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг: выстраивание взаимодействия, обеспечивающего баланс интересов страховщиков и потребителей финансовых услуг, а также направленного на устранение злоупотреблений в ОСАГО и других видах страхования.
1.2. Оптимизация процедуры идентификации клиентов (включая клиентов по страхованию жизни): введение упрощенной идентификации, внутригрупповой идентификации, увеличение порога суммы, при которой не проводится идентификация клиента, изменение процедуры в отношении выгодоприобретателей, рассмотрение вопроса о возможности передачи идентификации третьим лицам.
1.3. Внесение в законодательство изменений, регламентирующих права страховщиков в отношении медицинских учреждений (в части установления обязанности медицинского учреждения предоставлять сведения о лицах, в пользу которых заключен договор страхования, и (или) застрахованных лицах; в части проведения проверок экспертами страховщиков).
1.4. Внесение в законодательство изменений, регламентирующих права страховщиков в отношении правоохранительных органов (включая получение доступа страховщиков к административным материалам ГИБДД и других структур МВД).
1.5. Оптимизация положений законодательства, предусматривающих начисление пени, неустойки, штрафа по законодательству о защите прав потребителей, в целях обеспечения качества страховых услуг и недопущения злоупотреблений со стороны третьих лиц («автоюристов» и т.д.); рассмотрение вопроса о внесении в законодательство изменений о перечислении в доход бюджета сумм штрафов, предусмотренных Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
1.6. Изменение положений Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», запрещающих страховому агенту, страховому брокеру указывать себя в качестве выгодоприобретателя по договорам страхования, заключаемым ими в пользу третьих лиц.
1.7. Внесение в профильные законы норм, позволяющих направлять часть средств (не более 25%), полученных профобъединениями от инвестирования средств компенсационных фондов, на финансирование уставной деятельности профобъединения: деятельности по разработке стандартов и правил профессиональной деятельности, формированию и использованию информационных ресурсов, информационному и организационно-техническому обеспечению обязательного страхования.