Файл: Страхование и его роль в развитии экономики ( Теоретические основы роли страхования в развитии экономики ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 6 - Изменение концентрации страхового рынка, 2010-2018 гг.

Усиление концентрации наблюдается по всем видам, кроме страхования жизни, страхования финансовых рисков и ОСАГО. Это касается как сегментов с высокой концентрацией (страхование железнодорожного, воздушного и водного транспорта, страхование сельскохозяйственных рисков), так и с низкой (страхование от несчастных случаев, страхование грузов, страхование ответственности).

Положительная динамика объема премий в 2018 году обеспечена в основном личным страхованием. Объем премий вырос на 15,7% - это лучший показатель за последние 6 лет. Объем выплат вырос на 2,5%.

Таблица 3

Ключевые показатели развития страхового рынка

Страховые премии

(млрд руб.)

Темп изменения премий (%)

Страховые выплаты

(млрд руб.)

Темп изменения выплат (%)

Коэффициент выплат, %

2010 год

555,8

4,2

295,97

3,8

53,25

2011 год

665,02

19,65

303,76

2,63

45,68

2012 год

809,06

21,66

369,44

21,62

45,66

2013 год

904,86

11,1

420,77

12,9

46,5

2014 год

987,77

8,5

472,27

11,4

47,81

2015 год

1023,82

3,3

509,22

7,1

49,73

2016 год

1180,63

15,3

505,8

-0,67

42,84

2017 год

1278,84

8,32

509,72

0,77

39,86

2018 год

1479,5

15,69

522,47

2,5

35,31

По добровольным non-life видам темпы роста премий и выплат практически совпадают. По страхованию жизни и обязательным видам динамика изменения премий и выплат разнонаправлена. В целом по рынку темп роста премий превышает темп роста выплат.

Рисунок 7 - Динамика темпа изменения премий и выплат, 2012-2018 гг.

Объем страховых премий по добровольным видам страхования за 2018 год составил 1,22 трлн рублей против 1,03 трлн рублей в прошлом году, по обязательным – 250,9 млрд рублей против 246,2 млрд рублей.

Сегмент добровольного non-life страхования после падения прошлого года показал положительную динамику: объем премий за год вырос на 75 млрд рублей. Драйвером роста стали страхование от несчастных случаев (+48,3 млрд рублей) и ДМС (+11,8 млрд рублей), а также страхование финансовых рисков (+6,6 млрд рублей).


Сохранилась отрицательная динамика премий по страхованию имущества юридических лиц, страхованию сельскохозяйственных рисков, страхованию ответственности. Но благодаря росту премий по автокаско (+6,2 млрд рублей), страхованию имущества граждан (+7,4 млрд рублей) и грузов (+2 млрд рублей) наблюдается положительная динамика в целом по сегменту страхования имущества.

Продолжается рост доли страхования жизни и добровольного личного non-life страхования. Наиболее существенное сокращение коснулось добровольного страхования имущества (с 28% до 24%) и ОСАГО (с 17% до 15%). Доли добровольного страхования ответственности, предпринимательских и финансовых рисков и прочих видов обязательного страхования (ОЛС, ОСОПО, ОСГОП) остались на прежнем уровне.

Рисунок 8 - Структура страховых премий по видам страхования, 2014-2018 гг.

Количество российских перестраховщиков практически не меняется. Объем премий по входящему перестрахованию за 2018 года составил 43,4 млрд рублей, увеличившись на 24% по сравнению с прошлым годом. В 4 квартале резко выросла доля зарубежного бизнеса. По итогам года объем премий от российских перестрахователей увеличился на 2,3 млрд рублей, от зарубежных – на 6,2 млрд рублей. Положительную динамику объема премий показали 33 перестраховщика из 51.

Концентрация перестраховочного рынка продолжает усиливаться. На 10 крупнейших перестраховщиков приходится 86,6% премий (в 2017 году – 84,6%, в 2016 году -77,4%).

После присоединения ЗАО «Капитал Перестрахование» к ПАО «Росгосстрах» на рынке осталось только 3 специализированных перестраховочных компании, чья доля составляет 35,8%. Лидерство по объему премий прочно закрепилось за АО «РНПК» с долей рынка 28%. При этом расширение антироссийских санкций в апреле 2018 года привело к росту доли санкционного бизнеса в портфеле РНПК.

Все виды страхования во входящем портфеле показали положительную динамику премий, кроме ДМС и средств железнодорожного транспорта.

В структуре перестраховочной премии лидирующие позиции занимают перестрахование имущества юридических лиц (50,5%), ответственности по добровольным видам (9,9%) и средств воздушного транспорта (6,5%).

Рисунок 9 - Структура портфеля входящего перестрахования, 2017 год и 2018 год

Таблица 4

Основные показатели ТОП-10 компаний по объему премий, принятых в перестрахование

Наименование

Изменение места в рэнкинге по сравнению с 2017 г.

Объем премий, тыс. руб.

Динамика изменения объема премий по сравнению с 2017 г., %

Объем выплат, тыс. руб.

Динамика изменения объема выплат по сравнению с 2017 г., %

Соотношение выплат и премий, %

АО РНПК

0

12 177 994

59,76%

3 889 158

4791,53%

31,94%

АО "СОГАЗ"

0

8 351 753

24,85%

4 666 170

17,10%

55,87%

СПАО "Ингосстрах"

0

5 212 521

-2,60%

3 441 574

33,94%

66,03%

ООО "СК Чабб"

0

2 495 834

-7,39%

656 390

10,97%

26,30%

ООО "СКОР П.О."

0

2 210 153

46,62%

2 531 384

324,01%

114,53%

ООО СК "ВТБ Страхование"

0

1 870 052

32,06%

619 211

38,71%

33,11%

АО "АльфаСтрахование"

0

1 731 289

22,65%

838 662

63,84%

48,44%

САО "ВСК"

+6

1 319 835

150,08%

137 296

-41,83%

10,40%

АО "Русское перестраховочное общество"

0

1 156 696

17,33%

536 280

101,53%

46,36%

АО "АИГ"

-2

1 093 682

1,30%

822 537

334,74%

75,21%


Объем выплат по договорам, принятым в перестрахование, составляет 13,9 млрд. рублей. На долю ТОП-10 приходится 87,4% (12,2 млрд рублей). У 7 перестраховщиков объем выплат превышает объем премий.

Объем премий, переданных в перестрахование, в 2018 году вырос на 6% до 115,5 млрд рублей. В перестрахование передано около 9% премий (за исключением ОСАГО).

В 2018 году соотношение посреднических и прямых продаж осталось прежним, но изменилась структура каналов продаж.

Рисунок 10 - Структура каналов продаж в 2017 году и 2018 году

Для всех видов с традиционно высокой долей прямых продаж (страхование воздушного транспорта и ответственности их владельцев, ДМС, страхование имущества юридических лиц предпринимательских рисков) доля посреднических продаж снижается.

Ставки комиссионного вознаграждения в среднем по рынку по сравнению с прошлым годом продолжают расти. Максимальное КВ выплачивается по страхованию от несчастных случаев (в среднем 61,3% против 50,3% в прошлом году), страхованию финансовых рисков (56,2% против 49,8%), страхованию имущества граждан (45,7% против 40,6%) и страхованию жизни заемщиков (46,16% против 45,6%).

При этом по 7 видам посредники в виде комиссионного вознаграждения получили больше, чем страхователи или выгодоприобретатели в виде страховых выплат. Основным каналом продаж по 5 видам из 7 являются банки.

Зависимость страховщиков от банковского канала усиливается. При общем увеличении посреднических продаж на 135 млрд рублей банки принесли больше на 157 млрд рублей.

Рисунок 11 - Прямые и посреднические продажи по видам страхования

Розничные виды с максимальным темпом роста премий обязаны этим именно кредитным организациям. Доля банковского канала в страховании жизни составила 88% (как и в 2017 году), в страховании имущества физических лиц – 42% против 34% в прошлом году, в страховании от несчастных случаев - 51% против 41%.

На банковский канал приходится более половины посреднических продаж, при этом % комиссионного вознаграждения вырос с 24,8% до 27,5%. По страхованию от несчастных случаев вознаграждение банкам составляет около 63,8% (в среднем по рынку – 61,3%), по страхованию имущества граждан - ~52,1% (в среднем по рынку -45,7%), страхованию финансовых рисков – 60,7% (в среднем по рынку -56,2%)

Банкам это сотрудничество очень выгодно. Помимо сохранения клиентской базы и снижения кредитного риска банки имеют дополнительный источник дохода. В 2018 году они получили от страховщиков в виде комиссионного вознаграждения 150, 6 млрд рублей – в 1,5 раза больше, чем в 2017.


Некогда самый крупный канал продаж – агентский - сдает позиции. За год продажи сократились на 37,5 млрд рублей. Рынок трансформируется. Самая большая сеть, принадлежащая ПАО «Росгосстрах», за год сократилась на 20%. Тенденция сохранится, потенциал развития рынка для молодых клиентов видится в электронных продажах.

Развитие цифровых технологий способствует расширению интернет-продаж. Объем премий через этот канал вырос с 32 до 74,7 млрд рублей. Драйвером роста остались продажи электронного ОСАГО. Только по страхованию заемщиков, имущества граждан и финансовых рисков доля интернет-продаж превышает 1%.

Новым каналом распространения страховых продуктов будет маркетплейс Центробанка. Проект начнет работу с банковского сегмента в 2019 году, потом к нему присоединятся и страховщики. Этот канал позволит снизить аквизиционные расходы, но потребует затрат на интеграцию ИТ-систем. Маркетплейс предназначен в основном для массовых продуктов (страхование выезжающих за рубеж, страхование имущества физических лиц, автокаско, страхование от несчастных случаев, ДМС), и по мере его развития будет сокращаться доля посреднических продаж.

2.2. Проблемы и перспективы развития страхования в России

Проведя анализ страхового рынка РФ, можно привести достаточно большое количество причин, сдерживающих его развитие: отсутствие развитой страховой инфраструктуры; низкая страховая культура; ненадежность страховых компаний; низкий размер страховых выплат; отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов; информационная закрытость страхового рынка; несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора.

Потенциал страховой отрасли можно раскрыть, определив основные направления и сформировав стимулы для ее развития. Переход к целевой модели развития страхового рынка позволит ему в большей мере выполнять свою ключевую миссию – поддержание экономической безопасности, обеспечение социальной защиты граждан и предоставление долгосрочных инвестиций для развития экономики.

Исходя из текущего состояния страховой отрасли и целевой модели ее развития до 2021 г. представляется важным решить следующие ключевые задачи для повышения потенциала страхового рынка:


Задача 1. Развитие инфраструктуры страхового рынка, повышение доверия граждан к институту страхования (включая защиту прав потребителей страховых услуг). Необходимые меры:

1.1. Реализация закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг: выстраивание взаимодействия, обеспечивающего баланс интересов страховщиков и потребителей финансовых услуг, а также направленного на устранение злоупотреблений в ОСАГО и других видах страхования.

1.2. Оптимизация процедуры идентификации клиентов (включая клиентов по страхованию жизни): введение упрощенной идентификации, внутригрупповой идентификации, увеличение порога суммы, при которой не проводится идентификация клиента, изменение процедуры в отношении выгодоприобретателей, рассмотрение вопроса о возможности передачи идентификации третьим лицам.

1.3. Внесение в законодательство изменений, регламентирующих права страховщиков в отношении медицинских учреждений (в части установления обязанности медицинского учреждения предоставлять сведения о лицах, в пользу которых заключен договор страхования, и (или) застрахованных лицах; в части проведения проверок экспертами страховщиков).

1.4. Внесение в законодательство изменений, регламентирующих права страховщиков в отношении правоохранительных органов (включая получение доступа страховщиков к административным материалам ГИБДД и других структур МВД).

1.5. Оптимизация положений законодательства, предусматривающих начисление пени, неустойки, штрафа по законодательству о защите прав потребителей, в целях обеспечения качества страховых услуг и недопущения злоупотреблений со стороны третьих лиц («автоюристов» и т.д.); рассмотрение вопроса о внесении в законодательство изменений о перечислении в доход бюджета сумм штрафов, предусмотренных Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

1.6. Изменение положений Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», запрещающих страховому агенту, страховому брокеру указывать себя в качестве выгодоприобретателя по договорам страхования, заключаемым ими в пользу третьих лиц.

1.7. Внесение в профильные законы норм, позволяющих направлять часть средств (не более 25%), полученных профобъединениями от инвестирования средств компенсационных фондов, на финансирование уставной деятельности профобъединения: деятельности по разработке стандартов и правил профессиональной деятельности, формированию и использованию информационных ресурсов, информационному и организационно-техническому обеспечению обязательного страхования.