Файл: Роль мотивации в поведении организации ( Понятие и сущность мотивации персонала ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала в организации
1.1. Понятие и сущность мотивации персонала
1.2. Основные теории мотивации
2. Анализ управления мотивацией персонала в ООО «Ярче»
2.1. Общая характеристика ООО «Ярче»
2.2. Анализ системы мотивации персонала в ООО «Ярче»
2.3. Мероприятия по повышению эффективности управления мотивацией персонала в ООО «Ярче»
Комплексная процессуальная теория мотивации Портера-Лоулера. Согласно данной модели, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Более того, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, то есть человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты [16, с. 24].
Одной из наиболее последовательных современных западных концепций мотивации деятельности человека, ориентирующих на активизацию человеческого фактора, является концепция профессора Мичиганского университета Д. Макгрегора, который анализирует две условно называемые теории: теорию «X» и «У» Дугласа Макгрегора,» и теорию «У».
Теория «X» и «У» Дугласа Макгрегора предполагает, что человек ленив и старается избегать работы. Людей нужно принуждать к труду; они хотят, чтобы ими руководили; они не хотят ответственности, не терпят перемен; им нельзя доверять. По мнению Макгрегора, люди совсем не таковы от природы и им присущи противоположные качества (теория «У»). Теория «X» и «У» Дугласа Макгрегора,» приводит к акценту на тактике контроля, на процедурах и методах, дающих возможность предписывать людям, что им надлежит делать, определять, выполняют ли они это, и применять поощрения и наказания. Поскольку в основе лежит предположение, что людей необходимо заставлять делать то, что необходимо для успеха предприятия, внимание, естественно, направлено на методы управления и контроля.
В теории «У» повышенное внимание уделяется природе взаимоотношений, созданию среды, благоприятствующей возникновению преданности, организационным целям, представляющим возможность максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности при достижении их.
На рисунке 1 представлены мотивационные теории, которые оказали самое большое влияние на формирование теории организации.
Рисунок 1 – Характеристика основных теорий мотивации
Отметим, что теории мотивации нельзя назвать взаимоисключающими, хотя некоторые их аспекты сильно отличаются друг от друга. Характер развития основных теорий мотивации в основном имел эволюционный характер, то есть они развивались по мере необходимости. Как результат такого развития – данные теории можно эффективно использовать для достижения целей успешного руководства персоналом организации, поскольку они объясняют причины, мотивирующие людей к труду, так как разработчики указанных теорий утверждают, что поведение человека во многом определяется его потребностями [3, с. 211].
Итак, мотивация трудовой деятельности работников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку представляет процесс побуждения работников к активной трудовой деятельности для удовлетворения их собственных потребностей, интересов в сочетании с достижением целей организации. Классическое определение мотивации подразумевает, что это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей и целей организации, это совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, ее ценностной ориентацией деятельности. Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить возглавляемая им организация, кто, как и когда, по его мнению, должен это сделать.
2. Анализ управления мотивацией персонала в ООО «Ярче»
2.1. Общая характеристика ООО «Ярче»
Магазин ООО «Ярче» зарегистрирован в 2011 году.
Основными направлениями развития организации является расширение ассортимента продукции, формирование корпоративной культуры, способствующей повышению конкурентоспособности компании.
Основной вид деятельности ООО «Ярче»: Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
Дополнительные виды деятельности:
- деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания;
- деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания;
- деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодорожных вагонах-ресторанах и на судах;
- торговля розничная замороженными продуктами в неспециализированных магазинах;
- торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах.
Основной целью деятельности ООО «Ярче» является максимизация прибыли.
Для реализации данной цели предприятие решает следующие задачи: осуществление планирования деятельности и контроль выполнения планов; подбор высококвалифицированного персонала и организация эффективной кадровой политики; обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с рыночном спросом; обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста; расширение предлагаемой продукции, увеличение ассортимента; недопущение сбоев в работе предприятия.
С момента открытия основным принципом работы ООО «Ярче» стали надежность, стабильность, высокий уровень обслуживания покупателей, только качественный товар от проверенных поставщиков, имеющих положительную репутацию на рынке. Ассортимент товара рассчитан на покупателей с разным уровнем дохода.
Организационная структура определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Она проявляется в таких формах как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей, внутриорганизационные процедуры и является необходимым элементом эффективной организации, поскольку придает ей внутреннюю стабильность и позволяет добиться определенного порядка в использовании ресурсов. Структуру можно выбрать и понять только при широком, комплексном подходе к изменениям предприятия и его окружающей среды.
Организационная структура ООО «Ярче» отражена на рисунке 2.
Организационная структура управления ООО «Ярче» имеет линейную структуру. Руководство деятельностью магазина «Ярче» осуществляет генеральный директор. Директор несет полную ответственность за деятельность компании, находящееся в распоряжении ООО «Ярче» имущество и оборудование, издает в пределах своей компетенции приказы, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, распоряжается в установленном порядке средствами ООО «Ярче», дает указания, обязательные для всех работников.
Рисунок 2 – Организационная структура управления магазина «Ярче»
Директор занимается стратегическим планированием и принятием управленческих решений, в его подчинении находятся три структурных подразделения: бухгалтерия, отдел продаж, отдел снабжения. Все действия персонала строго координируются им, все нововведения, изменения проводятся только после его согласия и утверждения. Кроме того у директора есть личные помощники директора в должности управляющего (регулирует деятельность всех магазинов) и помощника руководителя.
Во главе бухгалтерии стоит главный бухгалтер, который занимается составлением отчетности по организации, решением спорных ситуаций с контролирующими органами: Пенсионный фонд, Налоговая служба, Фонд социального страхования и другие, так же он осуществляет организацию бухгалтерского учета, обеспечивает законность и правильность оформления документов, начисляет и выплачивает сотрудникам заработную плату, а так же совмещает обязанности менеджера по кадрам ввиду того, что имеет образование по специальности «Финансы» и степень кандидата экономических наук, и данная единица дополнительно в штат организации не требуются.
В состав отдела бухгалтерии, в состав которого входят:
- главный бухгалтер (обязанности: организация бухгалтерского учета хозяйственной деятельности, начисление заработной платы, страховых взносов и налогов, контроль за их своевременной оплатой, подготовка бухгалтерской финансовой и прочей отчетности, ежедневный контроль кассовых и банковских операций);
- бухгалтер-кассир (помощник главного бухгалтера, обязанности: составление личных карточек новых сотрудников в базе предприятия, ведение табеля учета рабочего времени в базе, выдача заработной платы и авансов, ведение кассовой книги, контроль отчетов кассира-операциониста розничных точек, проверка актов сверок с поставщиками услуг);
- бухгалтер материальной группы (обязанности: взаимодействие с сотрудниками склада по учету и перемещению товара, поведение инвентаризации товаров в розничных точках, составление платежных поручений, ведение системы клиент-банк);
- бухгалтер реализации (обязанности: контроль поставок продукции, оприходование и отгрузка товара на основной склад, анализ продаж определенных видов товара, проведение актов-сверок с поставщиками товаров).
Отдел продаж возглавляет старший менеджер, ему подотчетны менеджеры по продажам, в обязанности которого входит мониторинг рынка розничной торговли, помесячное планирование основных показателей работы магазина – выручка, средний чек, количество покупателей, количество позиций товаров в чеке, ежедневная аналитика торговой деятельности магазина, организация работы персонала, обеспечивает порядок в торговом зале, контролирует продавцов, проводит инструктажи для персонала, ведет табеля учета рабочего времени, заполняет оценочные листы и руководит продавцами-кассирами, которые осуществляют денежно-кассовые операции с покупателями, обеспечивают выкладку и контролируют сроки реализации товара в торговом зале, поддерживают чистоту.
Отдел снабжения возглавляет старший менеджер по снабжению – специалист, занимающийся закупкой товаров у поставщиков на наиболее выгодных для его компании условиях. Организует контроль за состоянием запасов материально-технических ресурсов.
В отдел управления персоналом входят:
- менеджер по работе с персоналом, в обязанности которого входит: регулярный анализ рынка труда, в том числе контроль уровня средней заработной платы по отрасли торговли; размещение информации о вакансиях, проведение собеседований с кандидатами; информирование сотрудников об открытых вакансиях на предприятии; составление профессиограммы для каждой вакантной должности; создание кадрового резерва, оперативный поиск специалистов, планирование потребностей в сотрудниках; работа с документами, знание основ Трудового кодекса РФ, основ делового общения, грамотная устная и письменная речь; организация программ обучения, аттестации и профессиональных тренингов для продавцов-консультантов; поиск индивидуального подхода к каждому сотруднику; разработка мотивационной модели; контроль за соблюдением трудовой дисциплины, решение трудовых споров;
- менеджер по кадровому делопроизводству, в обязанности которого входит: ведение кадрового делопроизводства; ведение учета кадров, связанного с приемом/переводом/увольнением сотрудников; анализ движения кадров и контроль соблюдения правил трудовой дисциплины сотрудниками; хранение и заполнение трудовых книжек сотрудников в соответствии с требованиями; подготовка документов для установления компенсаций и льгот, а также оформления пенсий сотрудникам; участие в разработке программ по обучению и аттестации сотрудников, в разработке мотивационной модели и мероприятий по снижению текучести кадров и улучшению трудовой дисциплины; занесение информации о кадрах в базу персональных данных сотрудников организации.
Таким образом, штат ООО «Ярче» составляет на 1.01.2020 г. – 35 человек. Это люди разного пола и разной возрастной группы. В целом, возрастной диапазон варьируется от 22 до 48 лет.
Ниже в таблице 1 приведены основные финансовые результаты деятельности.
Таблица 1
Обзор результатов деятельности ООО «Ярче» (тыс. руб.)
Показатель |
Значение показателя, тыс. руб. |
Изменение показателя |
Среднегодовая величина, тыс. руб. |
||
2018г. |
2019г. |
тыс. руб. |
±% |
||
1. Выручка |
407 |
427 |
+20 |
+4.9 |
417 |
2. Расходы по обычным видам деятельности |
250 |
251 |
+1 |
+0.4 |
251 |
3. Прибыль (убыток) от продаж |
157 |
176 |
+19 |
+12,1 |
167 |
4. Прочие доходы и расходы, кроме %к уплате |
- |
- |
- |
- |
- |
5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) |
157 |
176 |
+19 |
+12,1 |
167 |
б. Проценты к уплате |
— |
— |
— |
— |
— |
7. Налоги на прибыль (доходы) |
- |
— |
— |
— |
— |
8. Чистая прибыль (убыток) |
157 |
176 |
+19 |
+12.1 |
167 |