Файл: Роль мотивации в поведении организации ( Понятие и сущность мотивации персонала ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала в организации
1.1. Понятие и сущность мотивации персонала
1.2. Основные теории мотивации
2. Анализ управления мотивацией персонала в ООО «Ярче»
2.1. Общая характеристика ООО «Ярче»
2.2. Анализ системы мотивации персонала в ООО «Ярче»
2.3. Мероприятия по повышению эффективности управления мотивацией персонала в ООО «Ярче»
По полученным ответам в ходе опроса работников магазина «Ярче» можно сделать следующие выводы:
- заработная плата всех работников соответствует прожиточному минимуму;
- большая часть сотрудников (73%) считает, что заработная плата не соответствует затратам труда, и только 27% отметили удовлетворенность размером оплаты труда;
- большая часть работников (83%) отмечают, что их заработная плата должна быть выше той, которую они имеют на данный момент, соответственно, всего 17% удовлетворены уровнем заработной платы;
- одна треть –33% сотрудников ни разу не получали денежные премии;
- размером премий довольны 60% работников торгового предприятия, и 40% – недовольны размером премий;
- в большинстве своем работники (63%) удовлетворены своей работой;
- треть работников (33%) не совсем удовлетворены организацией труда в своем коллективе, однако большая его часть (64%) – удовлетворены;
- регламентация труда и отдыха устраивает большую часть коллектива (93%);
- весь персонал торгового предприятия доволен уровнем организации отдыха на рабочем месте;
- никто из работников на данный момент не испытывает потребности в дальнейшем обучении;
- большинство работников – 77% хотели бы иметь возможность стажироваться за пределами своего региона;
- подавляющее большинство работников торгового предприятия ответили, что их мнение учитывается на различного рода собраниях внутри компании – 97%;
- свободное время с коллегами проводят 66% работников, что говорит о дружественной атмосфере в коллективе;
- не весь персонал доволен отношением руководства к их труду – 43% недовольны, 57% сотрудников полностью довольны отношением руководства к их труду;
- более 73% опрошенных сотрудников убеждены, что в коллективе преобладают дружеские отношения;
- однако более половины работников отметили факт нередкого возникновения конфликтов на рабочем месте – 60%;
- лишь два человека из 30, то есть всего 10% хотели бы сменить место работы;
- не все сотрудники (30%) считают, что их рабочие условия достаточно безопасны.
Анализ действующей системы мотивации в торговом предприятии «Ярче», исследование персонала на предмет их потребностей и ожиданий от работы и оценка степени удовлетворенности работников пребыванием в торговой компании «Ярче» показала, что действующая в торговом предприятии «Ярче» система мотивации успешно адаптирована, поскольку в целом, ответы почти всех сотрудников несут положительный характер относительно их пребывания в компании.
Однако на предприятии отмечена большинством сотрудников малоэффективная прямая (денежная) материальная форма мотивации персонала, которая связана с оплатой труда, что отмечено отрицательно сотрудниками компании. Когда как для персонала торгового предприятия «Ярче» наиболее важным фактором, побуждающим их к деятельности, являются денежные выплаты. Следом располагаются стремление к построению успешной карьеры и саморазвитию личности. Слабая система прямой (денежной) материальной мотивации, основанной на системе оплаты труда сотрудников и тяжелый рабочий график (шесть рабочих смен через три выходных дня) являются существенными недостатками мотивационной системы торгового предприятия «Ярче».
2.3. Мероприятия по повышению эффективности управления мотивацией персонала в ООО «Ярче»
На основании полученных данных анкетирования, можно сказать, что существующая на данный момент система мотивации персонала в организации нуждается в корректировке. Чтобы сделать систему мотивации персонала максимально эффективной, необходимо устранить негативные факторы, неблагоприятно влияющие на поведение сотрудников и, соответственно, укрепить сильные стороны, присутствующие в мотивации персонала. В результате исследования слабыми сторонами, требующими пересмотра и доработки, оказались система прямой (денежной) материальной мотивации персонала и нематериальное мотивирования, реализуемое через социально-психологические методы мотивации персонала.
Исходя из полученных данных анализа существующих и потенциальных проблем процесса мотивации в торговом предприятии «Ярче» был разработан алгоритм реализации совершенствования системы мотивации персонала торгового предприятия (рисунок 4).
Далее, были предложены следующие рекомендации, направленные на повышение мотивации персонала организации: разработка более эффективной прямой (денежной) материальной мотивации персонала, путем совершенствования экономических методов мотивации персонала (в части окладной и премиальной системы оплаты труда); совершенствование нематериальной мотивации персонала и социально-психологических методов мотивации (возможность творческой самореализации, карьерного роста, повышения квалификации, расширение социального пакета).
Совершенствование прямой (денежной) материальной мотивации персонала, должно быть основано на установлении зависимости между оплатой труда и эффективностью труда самого работника. В ходе проведенного опроса, анкетирования сотрудников торгового предприятия был выявлен закономерный факт, заключающийся в том, что действующая система оплаты труда не зависит от непосредственной результативности труда.
Рисунок 4 – Алгоритм реализации совершенствования системы мотивации персонала торгового предприятия «Ярче»
Разработка эффективной системы материальной мотивации основана на изменении системы оплаты труда, действующей в торговом предприятии «Ярче» с 2011 года. Наиболее приемлемая система оплаты труда для предприятия розничной торговли, была разработана на основании изучения теоретических основ по выбранной теме.
Система имеет следующую структуру:
- основная заработная плата в виде оклада;
- переменная часть в виде процента от выручки;
- премиальная часть, оценивающая индивидуальный вклад сотрудника.
На следующем этапе необходимо определиться с размером заработной платы, которую может платить организация сотрудникам с учетом своих финансовых возможностей. Для сотрудников заработная плата – это стимул в том случае, если она является конкурентной в сравнении с тем, что предлагают компании-конкуренты, и если ее начисление логично и понятно. Ведь каждый сотрудник должен знать, что влияет на размер его заработной платы – от чего он повышается, а от чего остается прежним. Заработная плата персонала должна не только стимулировать, но и обязательно быть справедливой, экономически оправданной и зависеть от результатов работы каждого сотрудника, в противном случае она уже не будет являться мотивирующим фактором независимо от ее размера. Выбранной для внедрения системой оплаты труда стала комиссионно-повременная система оплаты, стимулирующая продажи и премиальная система выплат, основанная на расчете ключевых показателей эффективности. Комиссионно-премиальная система оплаты предполагает определенный размер базовой части, но не меньше минимальной заработной платы и комиссионную выплату в виде фиксированного процента выручки от продажи товара. Кроме того, предполагается внедрение премиальных выплат.
Размер премии должен быть понятен, ожидаем, экономически обоснован, а также должен базироваться на таких показателях, на которые персонал может оказать реальное воздействие и изменять в лучшую (большую) сторону. Вполне рационально будет премировать работников по конечным результатам деятельности компании и по результатам индивидуального вклада. Для этого руководителю необходимо ежемесячно составлять отчет о результатах труда своего персонала (через систему ключевых показателей эффективности).
Ведь среди сотрудников всегда есть люди, стремящиеся повысить планку своих достижений, и это, в свою очередь, также позволит руководителю привлечь к работе более умелых, способных и мотивированных на результат сотрудников. В этом случае премирование будет иметь четкое мотивирующее воздействие на отдельно взятого сотрудника.
Введение новой системы требует разработки локальных документов, отражающих информацию об оплате труда, разработку графика внедрения, кадровое оформление документов сотрудников, связанное с переводом на другую систему оплаты труда, моральную подготовку самих работников и полное перестроение системы расчета заработной платы в программном обеспечении. Информацию об изменении системы оплаты труда нужно зафиксировать в положении об оплате труда, коллективном договоре и штатном расписании компании, куда следует вписать новые размеры окладов. Также необходимо разработать положение о премировании. Все изменения в локальных документах производятся на основании приказа директора.
Разработанная система оплаты труда предполагает увеличить заинтересованность каждого сотрудника в общем результате компании, путем вовлечения его в процесс деятельности организации. Расчет заработной платы сотрудников, исходя из количества и качества труда, позволит повысить эффективность труда каждого работника, это приведет к увеличению объема выручки от продаж и росту прибыли.
Ожидаемый результат от внедрения системы мотивации:
- ориентация сотрудников на достижение целей торгового предприятия «Ярче»;
- личная заинтересованность сотрудников предприятия в финансовых результатах компании;
- создание благоприятного психологического климата внутри коллектива, который отражается на качестве обслуживания покупателей;
- снижение текучести кадров в торговом предприятии «Ярче»;
- увеличение производительности труда, увеличение объема продаж, что приведет к росту выручки и чистой прибыли торгового предприятия.
Новая система материальной мотивации, а это фактически комиссионно-премиальная система оплаты труда, позволит стимулировать работников высокой годовой премией, например, за привлечение новых клиентов, за высокие показатели в работе: досрочное выполнение проектов, высокое качество, нестандартные решения. Все имеющиеся группы работников торгового предприятия будут заинтересованы в новой системе оплаты труда.
Согласно проведенным в ходе исследования опросам, особое место среди ценностей и потребностей сотрудников торгового предприятия «Ярче» занимает нематериальная мотивация. Для всех опрошенных сотрудников она по своей важности стоит наравне с оплатой труда. Для достижения большей эффективности необходимо дополнить предполагаемую схему оплаты труда недостающими социально-психологическими мерами стимулирования, поскольку и те и другие стимулы одинаково сильны по воздействию.
Данные, полученные из анализа системы мотивации персонала торгового предприятия, позволили обозначить проблемное поле и выделить направления, нуждающиеся в поиске путей совершенствования: возможность обучения, повышения квалификации и расширенный социальный пакет.
Первой по своей значимости для сотрудников стоит проблема отсутствия возможности повышения квалификации. Возможность обучения, повышения квалификации позволяет человеку овладеть новыми знаниями, навыками, проверить себя, обрести новые возможности, то есть выстроить профессиональное направление карьеры. Сотрудники работают с огромным удовольствием, если в процесс работы у них есть возможность развиваться, приобретать новые знания, получать профессиональный опыт, иметь свободу творчества. Весьма полезными были бы курсы или тренинги по тайм-менеджменту для всех сотрудников, чтобы они научились более рационально использовать свое рабочее время и достигать более высоких показателей производительности. Огромный плюс этих тренингов в том, что они занимают, как правило, 1-2 дня, имеют символический организационный взнос от 500 до 1000 рублей за 1 человека, и позволяют развиваться, быть успешными, получать результаты от использования полученных знания сразу после окончания обучения.
Далее стоит проблема социальной политики торгового предприятия. Сотрудники не вполне довольны ограниченным социальным пакетом, а хотели бы иметь расширенный социальный пакет, поскольку набор социальных льгот ограничивается медицинским обслуживанием, 28-дневным календарным отпуском, оплатой больничного листа.
Идеальный социальный пакет, по мнению сотрудников торгового предприятия «Ярче» должен включать дополнительное медицинское обслуживание и страхование жизни, образовательные программы, оплата детских садов, тренажерных залов и бассейнов, негосударственное пенсионное страхование, бесплатные ежегодные новогодние подарки для сотрудников и их детей в возрасте до 14 лет, а также дополнительные дни к положенному по Трудовому кодексу РФ 28-дневному отпуску.
Подводя итоги второй главы, отметим, что проведенный анализ системы мотивации персонала торгового предприятия «Ярче» и опрос среди работников предприятия по поводу эффективности системы мотивации позволил выявить следующие ее недостатки:
а) невысокая степень удовлетворенности работников предприятия системой мотивации в целом, признание необходимости ее совершенствования;
б) неясность принципов премирования для значительного числа работников торгового предприятия;