Файл: Роль мотивации в поведении организации ( Понятие и сущность мотивации персонала ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) недостаточное использование прямого (денежного) материального вида мотивации персонала.

С целью совершенствования системы мотивации персонала торгового центра «Ярче» предлагается введение элементов сбалансированной системе показателей, которая состоит из системы согласования целей и согласованной с ней системы стоимостной и нестоимостной мотивации. Система мотивации в торговом предприятии, с нашей точки зрения, должна быть детерминирована оптимальным сочетанием факторов материального и нематериального стимулирования и может быть реализована в контексте следующих направлений:

- целесообразно актуализировать практику выплаты работникам торгового предприятия дополнительного объема вознаграждений при достижении ими целевых установок деятельности в рамках конкретного рабочего места либо ключевых показателей эффективности. При этом важно изначально сформировать у работников однозначное понимание того факта, что уровень эффективности их ежедневной деятельности, степень выполнения (и перевыполнения) поставленных задач – доминантный фактор, детерминирующий уровень материального поощрения;

- премирование торговых работников, чьи результаты качественным образом положительно отличаются от достижений коллег. Целесообразно реализовывать материальное стимулирование тех сотрудников торговой организации, инновационные предложения которых, поданные в некий «банк идей» нашли свою практическую реализацию, оказались эффективными. Подобная практика должна носить системный, периодический (вероятно, один раз в квартал) характер, что позволит достичь некоторого инновационного «движения» торгового предприятия (и, как следствие, конкурентных преимуществ);

- предоставление сотрудникам торгового предприятия того, что принято называть «расширенный социальный пакет». При этом каждый новый сотрудник торгового предприятия, при достижении им некоторых заданный целевых показателей, может определить один из трех «вариантов»: медицинское страхование (самого работника, членов его семьи), оплата предприятием посещений работников физкультурно-оздоровительных центров, субсидирование предприятием стоимость туристических поездок работника.

Стоит отметить, что торговое предприятие имеет свою специфику, обусловленную особенностями правовой формы, организационной структуры управления и иными факторами. Однако выбрать некоторую «универсальную мотивационную матрицу» для торгового предприятия не является возможным.


В связи с вышеперечисленными факторами, влияющими на мотивацию персонала, в торговом предприятии объективно использовать комплексный подход, детерминированный наличием двух компонентов: материальной и нематериальной мотивации. Благодаря данному подходу система повышения мотивации в торговом предприятии будет иметь смысл, но только в случае ее «прозрачности», то есть доступности и понятности каждому сотруднику.

Таким образом, общими рекомендациями для совершенствования системы мотивации персонала торгового предприятия «Ярче» является: внедрение материальной мотивации; расширение элементов нематериальной мотивации; постоянный анализ эффективности применяемой системы мотивации персонала на предприятии, с помощью опроса и анкетирования сотрудников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мотивация труда – комплекс движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий; система факторов, вызывающих активность человека и мотивации связанных между собой. Стимулирование труда является неотъемлемой частью мотивации. Практика показывает, что мотивация играет большую роль в развитии. Можно выделить две категории теорий мотивации: процессуальные и содержательные.

Первым видом мотивации персонала является материальная мотивация в виде денежных награждений. Тем самым каждый работник стремится работать более качественно и эффективнее, серьезнее относится к поставленным перед ним задачам и ко всей деятельности организации в целом. Вторым видом мотивации персонала является нематериальная мотивация – важным стимулом является поощрение сотрудников льготами, такими как: медицинское обслуживание, возможность повышения квалификации за счет предприятия, получения общественного признания, развоз персонала, доступ к акциям компании и к скидкам, бесплатный обед, развлекательные игры. Данные нематериальные вознаграждения сотрудников обеспечивают комфортные условия работы на предприятии.

В рамках темы исследования была рассмотрена система мотивации персонала на предприятии розничной торговли ООО «Ярче». Положительные стороны системы мотивации персонала в торговом предприятии «Ярче»: высокая организация труда, которая основана на соблюдения норм трудового законодательства и заботе о сотрудниках со стороны руководства и соблюдении трудовой дисциплины со стороны сотрудников; участие компании в жизни сотрудника – регулярно устраивает конкурсы, по результатам которых вручаются своим служащим разного рода награды, звания и поощрения. Однако на предприятии отмечена большинством сотрудников недостаточная прямая (денежная) материальная форма мотивации персонала, которая связана с оплатой труда, что отмечено отрицательно сотрудниками компании. Когда как для персонала торгового предприятия «Ярче» наиболее важным фактором, побуждающим их к деятельности, являются денежные выплаты, а затем стремление к построению успешной карьеры. Слабая система прямой (денежной) материальной мотивации, основанной на системе оплаты труда сотрудников и тяжелый рабочий график (шесть рабочих смен через три выходных дня) являются существенными недостатками системы мотивации персонала торгового предприятия «Ярче».


В работе было предложено разработать и внедрить мотивационную систему оплаты труда, позволяющую оценить не только количество, но и качество труда каждого сотрудника. Предложены следующие рекомендации, направленные на повышение мотивации персонала организации: разработка более эффективной прямой (денежной) материальной мотивации персонала, путем совершенствования экономических методов мотивации персонала (в части окладной и премиальной системы оплаты труда); совершенствование нематериальной мотивации персонала и социально-психологических методов мотивации (возможность творческой самореализации, карьерного роста, повышения квалификации, расширение социального пакета). Рекомендуемой для внедрения системой оплаты труда стала комиссионно-премиальная система оплаты, стимулирующая продажи и премиальная система выплат, основанная на расчете ключевых показателей эффективности и предоставление сотрудникам торгового предприятия того, что принято называть «расширенный социальный пакет». Предложенные мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала торгового предприятия «Ярче» соответствует следующим принципам: прозрачность и объективность системы мотивации; связь между результатом и поощрением (наличие мотивационной системы оплаты труда, состоящей из основной и дополнительной заработной платы и премиальных выплат на основе KPI); разнообразие элементов нематериальной мотивации; охват системой всего персонала торгового предприятия, с учетом индивидуальных особенностей личности; соответствие мотивационной системы целям торгового предприятия.

Таким образом, внедрение предложенных мероприятий по разработке эффективной мотивационной системы в сочетании с совершенствованием иных методов управления, позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда и эффективность всей системы управления торговым предприятием «Ярче».

   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Башмаков В.И. Управление социальным развитием персонала / В.И. Башмаков, Е.В. Тихонова. – М.: Изд-во «Академия - Москва», 2015. – 240 с.
  2. Вешнякова Т.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях сферы услуг: учебник / Т.А. Вешнякова. – М: Академия, 2015. – 224 с.
  3. Генкин Б.М. Управление человеческими ресурсами: учеб.-метод. пособие / Б.М. Генкин, И.А. Никитина. – М.: Норма, 2015. – 463 с.
  4. Горленко О.А. Управление персоналом учеб.-метод. пособие / О.А. Горленко [и др.] – М.: Юрайт, 2016. – 249 с.
  5. Дарченко Н.Д. Мотивация персонала: учебное пособие / Н.Д. Дарченко, Т.П. Гитис. – Краматорск: ДГМА, 2015. – 139 с.
  6. Егорова Л.И. Корпоративная культура и мотивация персонала / Л.И. Егорова, О.В. Курис // Проблемы современной экономики и менеджмента. – 2018. – №1. – С. 73-82
  7. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности : учебное пособие / А.П. Егоршин. – М.: Инфра-М, 2017. – 397 с.
  8. Ермаков Г.В. Мотивация и стимулирование работников на предприятии / Г.В. Ермаков, О.В. Борисова // Наука среди нас. – 2018. – № 1 (5). – С. 286-290.
  9. Зуб А.Т. Психология управления / А.Т. Зуб. – М.: Юрайт, 2017. – 372 с.
  10. Караваева Л.П. Профессиональная культура как социально-психологическая составляющая в системе мотивации субъекта профессиональной деятельности / Л.П. Караваева // Вестник гуманитарного университета. – 2018. – № 2(2). – С. 17-24.
  11. Литвиненко Г.Н. Автоматизированная система стимулирования работников как решение проблемы мотивации / Г.Н. Литвиненко, А.В. Долотова, Н.Л. Кулиш // В мире науки и инноваций. – 2017. – №2. – С.160-164
  12. Макарова Е.Л. Исследование мотивации персонала: отечественный и зарубежный опыт / Е.Л. Макарова, М.М. Голубева // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2017. – № 2 (26). – С. 91-94
  13. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу, Т. Гутман, Н.С. Мухина [пер. с англ.]. – СПб.: Питер, 2015. – 351 с..
  14. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури [пер. с англ.]. – М.: Дело, 2016. – 704 с.
  15. Соколова А.П. Управление рисками производственной деятельности в аграрном секторе экономики / А.П. Соколова, В.Г. Ветер // Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений. – 2017. – №9. – С. 241-250
  16. Стародынова С.М. Психология управления: учеб-но-методический комплекс / С.М. Стародынова. – Витебск: Министерство образования Республики Беларусь, 2017. – 130 с.
  17. Уткин Э.А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе / Э.А. Уткин, А.И. Кочеткова. – М.: Акалис, 2016. – 138 с.