Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Налоговые системы на примере развитых стран).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность, функции, принципы налогообложения и его роль в государстве
Глава 2. Налоговые системы и тенденции их развития в странах с развитой рыночной экономикой
Глава 3. Налоговые системы на примере развитых стран
3.2. Налоговая система Великобритании
Налоги в ФРГ рассматриваются правительством как главное орудие
воздействия государства на экономику страны, в связи с чем в стране действует разветвленная и многообразная система налогов, охватывающая все стороны жизнедеятельности общества. 39
Налоги делятся на федеральные, земельные, совместные (федеральные и земельные), муниципальные общинные налоги и церковные налоги.
Федеральные налоги не подлежат никакому перераспределению. Они включают поступления в бюджет от обложения продукции потребительского спроса: бензина и другого нефтяного топлива (5,6%), табака (3,1%), вино-водочных изделий (0,8%) и пр. в земельном бюджете налоговые сборы от продажи ряда потребительских товаров (пиво, кофе, сахар и пр.) также играют определенную роль. Но более важным компонентом являются налоги на имущество и транспортные средства.
В общинных сборах решающую роль играют промысловый и поземельный налоги. В отличие от федеральных и земельных, остающихся целиком в бюджетах соответствующих управленческих уровней, общинный промысловый налог частично (около 18%) передается в распоряжение федерации и земли.
Федерация решает вопросы о распределении налогов между землей и федерацией, о доли муниципальных органов в подоходном налоге, о финансовой подсудности и др. Федеральные законы о налогах, часть которых принадлежит землям и муниципалитетам, требуют согласия бундесрата.
К основным налогам относятся подоходный налог, в том числе и в виде налога на заработную плату, промысловый налог, земельный налог, корпоративный налог, налог на имущество, налог на доход с капитала, налог на добавленную стоимость. Сумма перечисленных пяти видов налогов составляет около 92% от общей суммы налогов.
Подоходный налог является одним из важнейших прямых налогов в Германии. Подоходным налогом с физических лиц облагается совокупный годовой доход, полученный в календарном году. Им облагается заработная плата лиц, работающих по найму, доходы лиц свободных профессий (гонорары), доходы на капитал, проценты на банковские вклады, аренда, сдача жилых помещений, индивидуальная трудовая деятельность и др. 40
В основу налогообложения положен принцип равного налога на равный доход независимо от его источника.
Методика расчета этого налога также сложна, как и, например, в США, но количество предусмотренных налоговых льгот и вычетов из налогооблагаемой базы меньше. Кроме подоходного налога, граждане Германии осуществляют социальные отчисления в размере около 7% начисленной заработной платы (половина общего объема).
Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет.
Весь налогооблагаемый доход для целей налогообложения разделяется на семь видов. В частности, выделяются доходы от:
- самостоятельной деятельности,
- промышленной деятельности,
- работы в сельском и лесном хозяйствах,
- использования наемного труда, капитала, сдачи в аренду и др.
Налог на прибыль корпораций является основным налогом, который уплачивают юридические лица. Общая ставка налога составляет 45%. Данный налог предусматривает так называемую систему зачета, которая позволяет учесть интересы акционеров – физических лиц.
Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами.
Налог с продаж также распределяется по всем трем бюджетам, но соотношения часто изменяются. Ранее он распределялся так: 60% - в федеральный бюджет, 35% - в земельные бюджеты и 5% - в местные. Налог с продаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит выравнивание финансового положения земель. Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное
41
выравнивание доходов. Высокодоходные земли, такие как Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям - Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейну.
В настоящее время в Германии два крупнейших налога - подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет - 28 %. Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %.
Налоги в Германии рассматриваются правительством как главное орудие
воздействия государства на развитие экономики страны, их место в бюджете очень высоко. В общих доходах бюджета налоги составляют, как правило, около 80%.
Главная цель финансовой политики государства, по мнению секретаря финансов Германии, профессора X. Цитцельсбергером, - это сокращение структурной и конъюнктурной безработицы. Условия инвестирования должны стать вполне конкурентоспособными. Снижение налогов даст существенный экономический и финансово-психологический стимул для немецких и иностранных инвесторов. Определенные реформой долгосрочные ориентиры придадут финансовой политике государства надежность. Одновременно будет создана предпосылка для оживления экономического роста в стране, что может сказаться уже в краткосрочной перспективе. Согласно имеющимся расчетам, налоговые меры позволят ежегодно достигать дополнительного прироста темпов развития примерно на 1%.
3.4. Налоговая система КНР
Китайская Народная Республика – уникальная и самобытная страна. Это касается не только культуры страны и темпов ее развития, но и налоговой системы Китая. Это единственная страна, где существует так называемый налог на рождение третьего ребенка в размере 3500 долларов.
42
В настоящее время китайская система налогообложения состоит из 25 видов налогов. При этом вся структура управляется двумя налоговыми органами: центральными и местными государственными налоговыми управлениями.
Государственное налоговое устройство Китая смело можно назвать одним из самых «здоровых» в мире. Это обусловлено тем, что в стране успешно развивается производственный комплекс, а также отсутствуют как таковые понятия «уклонение от налогов» и «теневая экономика». Кроме того, общее количество населения Китая подбирается к 1,5 млрд. человек, а трудоспособные граждане уплачивают ежемесячно около ¼ части своих доходов в государственную казну. Налоги в Китае уплачивают не только физические лица и организации, но и иностранные граждане, которые трудятся на территории КНР. Согласно последним изменениям законодательства, для них действует правило 183-дней порога налогового резидентства. Таким образом обеспечивается регулярный поток денег в пользу государства.
Около 95 % государственного бюджета КНР формируется за счёт налоговых поступлений. При этом финансы, собранные с населения и юридических лиц, направляются на развитие дотационных сельских районов страны, на охрану окружающей среды, на строительство дорожной сети, на социальные выплаты и меры поддержки граждан.
Структуру налоговых поступлений и налоговые ставки можно увидеть на Рисунке 1.
43
Рисунок 1
Ценностными ориентирами китайского налогообложения обозначена справедливость, а также простота при начислении и взимании налогов. Под справедливостью понимается прогрессивная шкала налоговых ставок, которая напрямую зависит от дохода: чем выше доход, тем больше сумма налога.
Налогообложение в Китае можно условно поделить на 8 групп:
Налоговая группа |
Предмет налогообложения |
Имущественная |
Движимое имущество. Недвижимое имущество. |
Сельскохозяйственная |
Недвижимое имущество (земля). Деятельность по содержанию и разведению скота. |
Ресурсная |
Использование и добыча природных ресурсов. Использование земель. |
Пошлинная |
Товары, ввозимые в Китай. Товары, вывозимые из Китая. |
Операционная |
Передача прав собственности. Оформление разрешительных бумаг. Приобретение, использование всех видов ТС. |
Целевая |
Рождение второго ребёнка. Строительство. Инвестиционная деятельность. Реализация земельных участков. Пользование государственными земельными ресурсами (сельхозугодьями). |
Налоги на оборот |
НДС. Продажи. Предпринимательство. |
Налоги на прибыль |
Прибыль отечественных предприятий. Прибыль предприятий с иностранными инвестициями. Прибыль иностранных предприятий. Доходы физических лиц. |
Таблица 1
Налоговая система Китая имеет отличительные черты:
- Ноу-хау в области мирового налогообложения, конечно же, является налог на рождаемость. Принцип «одна семья – один ребёнок» был принят ещё в 1979 году, но в настоящее время работает с условиями: разрешение на второго ребёнка требует уплаты 50 тысяч юаней. Из расчёта курса валют юань к рублю на декабрь 2019 года 1:8,83, разрешение на второго младенца стоит около 500 тысяч рублей. Налоговое послабление предусмотрено для тех мам и пап, которые являются единственными детьми у своих родителей. Таким родителям
45
можно завести второго ребёнка без налоговых сборов.
- Международные соглашения с рядом стран (около 80), включая Россию, исключили вопрос двойного налогообложения. При этом установлен порог налогового резидетства в 183 дня из 365 дней в году, а также шестилетний период проживания в Китае для взимания двух видов налога с иностранного гражданина (с доходов и с прибыли).
- Прогрессивные ставки подоходного налога для физических лиц установлены на уровне 3-45 %.
- Наличие гербового сбора. Китайцы обязаны уплачивать 0,03-5 юаней за получение разрешительных документов государственного значения, различных свидетельств, удостоверений и договоров.
- Совокупность транспортных налогов оказывает существенную финансовую нагрузку на китайских автовладельцев. Таким образом, осуществляется ограничение на покупку и использование транспортных средств в условиях жёсткого перенаселения страны.
- В Китае успешно взимается своеобразный налог на прирост стоимости земли. Речь идёт о пользовании государственными землями и уплате от 30 до 60 % от ликвидной стоимости объекта.
- Владельцы недвижимого имущества в Китае обязаны уплачивать налоги с прибыли от реализации имущества и ренты, наследования и дарения. Новые собственники жилых и нежилых помещений, а также земель обязаны уплатить налоговый сбор за переход права собственности.
Далее мы подробно рассмотрим налоги для частных лиц-налогоплательщиков и организаций, работающих на территории Китая.
Независимо от формы собственности все владельцы объектов недвижимого и движимого имущества обязаны платить определённые регулярные налоговые взносы в пользу государства с недвижимого и движимого имущества. Кроме того, налогообложению подвержены доходы от полученных дивидендов, выигрышей, патентных прав, аренды и других источников
46
прибыли. Также китайский бюджет поддерживается за счёт гербового сбора, налога на передачу прав собственности и акцизов. Косвенные налоги значительно пополняют казну за счёт того, что они взимаются при каждой государственной сделке, оформлении документов и покупке акцизных налогов.
Налоги на недвижимость.
В зависимости от операций, которые производятся с недвижимым имуществом, юридические и частные лица как собственники и арендаторы, обязаны уплачивать следующие налоги:
- налог на реализацию недвижимости. Сумма налога вычисляется по формуле:
(стоимость объекта — вычет в размере 10-30% его стоимости)* 1,2%;
- налог на доход от арендного дохода (12% от получаемых арендных платежей). Уплачивается ежемесячно.
- налог пророста капитала земли. Речь идёт об использовании государственных земель юридическими и физическими лицами и уплате от 30 до 60% от ликвидной стоимости объекта. Налогооблагаемая база – разность дохода, полученного при передаче прав пользования земли и построек и издержками (расходами).
- К издержкам относятся:
— расходы на приобретение прав пользования земельными ресурсами;
— себестоимость и издержки по освоению земель;
— себестоимость и издержки создания новых строений или оценочная стоимость прежних построек;
— сумма налога, выплачиваемая в связи передачей недвижимости.
Налог уплачивается ежегодно.
Все имущественные налоги в отношении недвижимого имущества уплачиваются по месту нахождения объекта и поступают в соответствующий бюджет.
Налог на передачу прав собственности.
47
Для того, что бы стать новым владельцем объекта недвижимости жилого и нежилого фонда на территории Китайской Народной Республики, необходимо уплатить в пользу государства 3-5% от стоимости объекта. Налогом облагается передача прав собственности в ходе купли-продажи, дарения, обмена и даже наследования (для частных лиц). Налог уплачивается по месту нахождения объекта и распределяется в бюджет соответствующего уровня (центральный или местный).
Все предприятия и частные собственники автомобилей, мотоциклетного, грузового наземного транспорта, а также средств передвижения по воде и воздуху несут на себе ответственность за уплату нескольких транспортных налогов:
- налог на приобретение нового автомобильного транспорта (10%). При этом покупка подержанного автомобиля не облагается обязательным налоговым сбором;
- ежеквартальный налог на государственные номера 15-80 юаней за одну единицу ТС (133-706 рублей по курсу ЦБ РФ на конец 2019 года);
- транспортный налог с любого автомобильного и мотоциклетного транспорта, включая лодки, спецтехнику и сельскохозяйственную технику (зависит от типа ТС и объёма его двигателя);
- налог на груз (4-15 юаней/1 тонну или 35-133 рублей) для грузовых автомобилей.