Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления конфликтами
1.1 Определение и характеристика конфликта
2. Способы и методы поведения в конфликтных ситуациях
2.1 Характеристика ролевых конфликтов
2.2 Стили и стратегии поведения при конфликте
2.3 Методы разрешения конфликтов
Глава 3. Разработка стратегии управления коммуникациями в условиях конфликта
3.1 Разработка стратегии поведения и действия руководителя в ходе конфликта
3.2 Условия для успешного управления конфликтами в организационных структурах
3.3 Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организациях
Поскольку достаточно трудно четко отделить одну роль от другой и одно ожидание от другого по их содержанию, обсуждаемый тип конфликта близок следующему типу.
Межролевой конфликт. Исполняя некоторые роли, индивид пытается соответствовать ожиданиям одних членов группы, но при этом вынужден нарушить ожидания других членов той же группы. То есть степень "ожидаемости" поведения данного индивида неодинакова для всех участников группы. В этом положении "между двух огней" часто оказываются члены недостаточно сплоченных групп и работники, совмещающие в одном лице различные организационные статусы.
Ролевые конфликты серьезно влияют на поведение индивидов в группе и их трудовые потенции, вызывая стресс. Менеджеру необходимо иметь начальные преставления об этих явлениях и вовремя принимать меры по устранению их причин.
2.2 Стили и стратегии поведения при конфликте
В реальной жизни не так просто выяснить истинную причину конфликта и найти адекватный способ его разрешения.
Любой руково дитель заинтересован в том, что бы конфликт, возни кший в ег о организации ил и подразделении, бы л как мож но быстрее преод олен (исчерпан, прес ечен или прекр ащен), ибо ег о последствия мог ут принести нема лый ущерб.[14]
Эт о может бы ть достигнуто ка к усилиями сам их оппонентов (односто ронними, скоординированными ил и совместными), та к и пр и активном учас тии третьей стор оны (самого руково дителя или посре дника).
Правомерно гово рить о тр ех моделях повед ения участников конфл икта:
• деструктивной, ориентир ованной на дости жение личных преиму ществ;
• конформной, связа нной с односто ронними или взаим ными уступками (нел ьзя путать с неучастием ил и пассивным сопроти влением);
• конструктивной, предпол агающей совместный пои ск решения, выгод ного для вс ех.
В эт ой связи интер есны исследования К.У. Том аса и Р.Х. Килм енна.
1.Наиболее типи чным является сти ль конкуренции, т.е. стрем ление к односто роннему выигрышу, удовлет ворению в пер вую очередь собств енных интересов. И з этого проист екает желание нада вить на парт нера, навязать св ои интересы, испол ьзуя для это го власть пут ем принуждения.
Так ой стиль мож ет быть эффек тивен, если руково дитель имеет боль шую власть на д подчиненными, дол жен принять непопу лярное решение и у не го достаточно полно мочий для выб ора этого ша га; взаимодействует с подчиненными, предпочи тающими авторитарный сти ль. Однако у образованного персо нала этот сти ль может вызв ать возмущение. Эт а стратегия ред ко приносит долгос рочные результаты, та к как проигр авшая сторона мож ет не подде ржать решение, прин ятое вопреки е е воле, ил и даже попыт аться саботировать ег о.
2.Сущность сти ля компромисса заключ ается в то м, что стор оны пытаются урегули ровать разногласия, ид я на взаи мные уступки. Способ ность к компро миссу высоко цени тся в управле нческих ситуациях, та к как эт о сводит к минимуму недоброжел ательность, что час то дает возмож ность быстро разре шить конфликт, вед ет к удовлет ворению обеих сто рон.
Однако использ ование компромисса н а ранней ста дии конфликта, возни кшего по важ ной проблеме, мож ет сократить пои ск альтернатив, чт о в св ою очередь повы сит вероятность прин ятия неверного реше ния. Недостатком это го стиля явля ется и т о, что од на из сто рон может преуве личить свои требо вания, чтобы пот ом показаться велико душной или усту пить раньше дру гой. Стиль компро мисса можно исполь зовать в следу ющих ситуациях:
Об е стороны име ют одинаково обязат ельные аргументы и обладают одина ковой властью; Удовлет ворение желания одн ой из сто рон имеет дл я нее н е слишком боль шое значение; Возм ожно временное реше ние, так ка к нет врем ени для выраб отки другого; ил и же дру гие подходы к решению проб лемы оказывались неэффективными; Компромисс позволит хоть что-то получить, чем все потерять.[12]
3.Стиль приспособления означает, что одна из сторон не пытается отстоять собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки. Наиболее характерные ситуации, в которых применим данный стиль, следующие: Важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; Предмет разногласия не важен для одного из участников; Добрые отношения более предпочтительны собственной точки зрения; У участника недостаточно шансов для победы.
Следует также помнить, что при этом стиле в результате "забывания" проблемы, лежащей в основе конфликта, может наступить мир и покой, но проблема останется, и в конечном счете может произойти "взрыв".
4.Игнорирование или уклонение. Обычно этот стиль избирается, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои права и тратить время на ее решение. Стиль также применим, когда приходится иметь дело с конфликтной личностью. Конфликтующая сторона использует стиль уклонения, если она:
1)считает, что источник разногласий несуществен по сравнению с другими более важными задачами;
2)знает, что не может или даже не хочет решить вопрос в свою пользу;
3)обладает малой властью для решения проблемы желательным для нее способом, и подчиненные могут сами урегулировать конфликт
4)хочет выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;
5)считает, что решить проблему немедленно опасно, так как открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию;
6)когда в конфликте участвуют трудные с точки зрения общения люди - грубияны, жалобщики, нытики и т.п
Если причины конфликта субъективны, такая стратегия благоприятна. Она дает возможность успокоиться, осмыслить ситуацию и прийти к выводу, что для противостояния нет основ, и сохранить на перспективу хорошие отношения. Если же конфликт объективен, то эта стратегия ведет к проигрышу участников, поскольку затягивается время, а причины, вызвавшие его, не только сохраняются, но и могут усугубиться. Но длительное сохранение ситуации может привести участников к поиску психологической разрядки, например к агрессии против посторонних лиц. .[11]
5.Стиль сотрудничества. Это наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем наиболее эффективный при разрешении конфликтных ситуаций. Это совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы обеих сторон. В процессе этого приобретается совместный опыт и широкая информация для последующей интеграции, создается атмосфера сотрудничества. Стороны признают различие во мнениях и готовы ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения.
Установлено, что там, где выигрывают обе стороны, более склонны исполнять принятые решения, поскольку они приемлемы для них и обе стороны принимали участие во всем процессе разрешения конфликта.
Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих случаях:
1)если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений, однако необходимо найти общее решение;
2)основная цель - приобретение совместного опыта работы; стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
3)существуют длительные, прочные и взаимозависимые отношения с конфликтной стороной;
4)необходима интеграция точек зрения и усиления личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.
6. В случае если ранг оказывается более высоким у заинтересованного оппонента, он пытается использовать для решения конфликта в свою пользу силовую стратегию. В этом случае слабая сторона оказывается в проигрыше ("примирение с тупиком"). Применение такой стратегии часто сопровождается запугиванием, шантажом, дезинформацией, провокациями и проч. Если это дает возможность обеспечить себе выгодную или, по крайней мере, не проигрышную позицию, речь идет о рефлексивной защите. Если другой стороне таким путем удается навязать принятие невыгодного для нее решения, речь идет о рефлексивном управлении конфликтом.
Поскольку обычно проигравшая сторона с поражением не смиряется, конфликт в любой момент может вспыхнуть с новой силой и неизвестно чем впоследствии закончиться. Таким образом, при проигрыше одного оппонента в перспективе выигрыша для другого, а следовательно для организации в целом, быть не может.[2]
Но чаще конфликты не "саморазрешаются", и если их игнорировать, то разрастаются и могут разрушить организацию. Поэтому руководителям приходится брать ситуацию в свои руки, разрабатывать и реализовывать варианты управления ими.
Для этого можно использовать стратегии предупреждения и разрешения конфликта (последняя в зависимости от ситуации реализуется двумя способами - принуждением и убеждением).
7."Стратегия предупреждения конфликта представляет собой совокупность мероприятий в основном организационного и разъяснительного характера."
Речь может идти об улучшении условий труда, справедливом распределении ресурсов, вознаграждения, изменении структуры организации, системы управления ею, введении дополнительных интеграционных и координационных механизмов, обеспечении строгого соблюдения правил внутренней жизни, традиций, норм поведения, служебной этики.
8. "Стратегия преодоления конфликта направлена на то, чтобы заставить или убедить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия и, начав переговоры между собой, найти приемлемое решение, которое не только исключает чье-то поражение, но и указывает направление мобилизации социальной энергии."
Реализуя стратегию преодоления, руководитель овладевает обстановкой, показывает невозможность добиться путем конфликта желаемых целей, выясняет причины его возникновения, границы, позиции сторон (то, на чем они настаивают), интересы (чего стороны хотят добиться в итоге), общее в них и вместе с участниками пытается найти выход из сложившегося положения, хотя бы на основе компромисса. Если стороны не желают следовать разумным доводам, руководитель применяет административные меры. Для борьбы с интригами применяются более специфические методы. Например, лицам, занимающимся интригами, угрожают публичным разоблачением, но одновременно содействуют решению проблем, толкающих их к подобного рода действиям.
Ни один из рассмотренных стилей не может быть назван наилучшим. Следует эффективно использовать каждый из них и, учитывая конкретные обстоятельства, сознательно делать выбор в пользу того или иного стиля.
Чаще всего конфликты не "саморазрешаются", и если их игнорировать, то они могут разрастаться и разрушать организацию. Поэтому руководителям следует брать ситуацию в свои руки и разрабатывать и реализовывать варианты управления ими. [12]
2.3 Методы разрешения конфликтов
Одна из сложнейших в практическом отношении задач, которая стоит перед руководителем – разрешение конфликта. Здесь важны как многосторонние знания, так и опыт, мастерство, искусство находить нестандартные решения.
Важно сосредоточить внимание на управлении теми конфликтами, в которые руководство организации втягивается в силу складывающихся обстоятельств, ошибок управленцев или сбоев в работе. Такого рода конфликты должны разрешиться с минимальными потерями для организации.
"Управление конфликтами – это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений."
Разрешение конфликта возможно на двух уровнях:
• частичное, когда исключается только конфликтное поведение, но не устраняются глубинные психологические причины, внутренние побуждения к конфликту;
• полное, когда конфликт разрешается и на уровне реального поведения, и на психологическом (эмоциональном) уровне.
Так, если конфликтная ситуация преобразуется таким образом, что стороны вынуждены прекратить конфликтные действия, но у них сохраняется стремление достичь первоначальных целей, то конфликт разрешен частично. Обычно, вводя административные запреты и санкции, руководитель добивается лишь частичного разрешения конфликта.