Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления конфликтами
1.1 Определение и характеристика конфликта
2. Способы и методы поведения в конфликтных ситуациях
2.1 Характеристика ролевых конфликтов
2.2 Стили и стратегии поведения при конфликте
2.3 Методы разрешения конфликтов
Глава 3. Разработка стратегии управления коммуникациями в условиях конфликта
3.1 Разработка стратегии поведения и действия руководителя в ходе конфликта
3.2 Условия для успешного управления конфликтами в организационных структурах
3.3 Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организациях
Производственные конфл икты, как прав ило, возникают в результате низк ого уровня органи зации труда и управления. Причи нами такого ро да конфликта мог ут быть мора льно устаревшее оборуд ование, плохое помещ ение для раб оты, необоснованные нор мы выработки, недоста точная информированность менед жера по то му или ино му вопросу и неквалифицированные управле нческие решения, низ кая квалификация работ ников и т.д.
"Межличн остные конфликты в основном проис ходит из-з а несовпадения ценно стей, норм повед ения, установок, лич ной неприязни др уг к дру гу и т.п. Эт и конфликты мог ут происходить ка к при нали чии, так и при отсут ствии объективных организа ционных или внутрипроиз водственных причин, а также бы ть следствием организа ционного или производс твенного конфликта. В этом слу чае разногласия н а деловой осн ове переходят в о взаимную лич ную неприязнь."[5]
Эт от вид конфл икта также мож ет проявляться ка к столкновение лично стей, когда лю ди с разли чными чертами харак тера, взглядами и ценностями н е в состо янии ладить др уг с дру гом. Такие лю ди совместно рабо тают плохо, затрач ивают много врем ени на разв итие этого конфл икта и поб еду над против ником.
Организационный и производственный конфл икты носят ча ще конструктивный хара ктер и прекра щаются, как тол ько решается проб лема, вызвавшая столкн овение сторон. Межличн остный конфликт, ка к правило, прини мает более жест кую форму проте кания и нос ит более затя жной характер.
В теории менедж мента существуют так же следующие ти пы конфликтов: внутрили чностный, межличностный, меж ду личностью и группой и межгрупповой.
Внутрили чностный конфликт – своеоб разная разновидность конфл икта, которая ка к бы н е соответствует данн ому выше опреде лению конфликта. Н о если рабо тник получает противо речивые или взаимоиск лючающие задачи, т о у не го возникает внутр енний конфликт. [3]
Быв ают и дру гие формы внутрилич ностного конфликта. Напр имер, он мож ет возникнуть в ситуации, ког да цель ил и же спос обы ее дости жения вступают в противоречие с ценностями ил и определенными нравств енными принципами личн ости. В эт ом случае дости жение цели, удовлет ворение значимой потреб ности сопровождается негати вными переживаниями, угрызе ниями совести. Воо бще при внутрили чностном конфликте чело веку присущи психич еское напряжение, эмоцион альная неудовлетворенность, раздв оение личности (бор ьба мотивов) и т.п. Переживаемое тягос тное эмоциональное состо яние, раздражительность форми руют почву дл я эмоционально взр ыва, поводом к которому мож ет послужить люб ой пустяк. Внутрили чностный конфликт нере дко является предвес тником межличностного конфл икта.
Межличностный конф ликт – самый распрост раненный. Причины ег о разнообразны и могут име ть производственную ил и организационную осн ову или бы ть чисто психолог ическими. На произв одстве это бор ьба руководителей з а ограниченные ресурсы, рабочую силу, рабочее время, одобрение проекта и т.д.
"К конфликту между личностью и группой относят конфликты между руководителем и группой, членом группы и группой. Анализируя такой конфликт, необходимо учитывать специфику группы как противника в конфликте."
Примерами ситуаций, в которых возникает этот вид конфликта, могут быть следующие: руководитель приходит в подразделение со стороны или принимает руководство уже сложившимся коллективом. В этих случаях конфликт может возникнуть по разным причинам:
а)если коллектив достиг высокого уровня развития, а вновь назначенный руководитель данному уровню не соответствует;
б)если в коллективе есть неформальный авторитетный, уважаемый лидер, который по общему мнению дол жен быть формальным руководителем, а "сверху" вопреки мнению коллектива назначают другого человека;
в)если стиль и методы управления нового руководителя резко отличаются от методов работы прежнего руководителя.[8]
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Как известно, неформальные группы осуществляют контроль за поведением своих членов и требуют соблюдения от них норм, правил, принятых в группе, нарушение этих правил может привести к конфликту,
"Межгрупповой конфликт может очень пагубно сказаться на результатах деятельности организации, нанести фирме большой урон, поскольку в этом конфликте задействованы представители структурных подразделений, отделы, руководители разных уровней, творческие группы и т.д. Эти противоборствующие группы могут насчитывать значительное количество людей, и деятельность организации в результате конфликта может быть парализована."
Ярким примером межгруппового конфликта является конфликт между профсоюзом и администрацией.
У вс ех конфликтов ес ть несколько при чин, основными и з которых явля ются ограниченность ресу рсов, которые на до делить, разл ичия в цел ях, ценностях, предста влениях, различия в уровне образо вания, манере повед ения участников органи зации и т.д.
Воп рос о прич инах конфликта - од ин из важ ных и слож ных, ибо час то на глав ную причину конфл икта наслаиваются второст епенные, побочные и разобраться в проблеме быв ает нелегко.
Все гда нужно иск ать подлинные, глуби нные причины и не пут ать их с внешним пово дом для конфл икта. Позитивное разре шение конфликта предпо лагает выяснение то го, чего хот ят, добиваются участ ники конфликта.
Осно вные виды внутрилич ностного конфликта: мотивац ионный, нравственный, конф ликт нереализованного жела ния, ролевой, адаптац ионный и конф ликт неадекватной самоо ценки.[9]
Из ни х наиболее распрост раненна форма роле вого конфликта, ког да одному чело веку предъявляются противо речивые требования п о поводу то го, каким дол жен быть резул ьтат его раб оты, или, напр имер, когда производ ственные требования н е согласуются с личными потребн остями и ценно стями.
2. Способы и методы поведения в конфликтных ситуациях
2.1 Характеристика ролевых конфликтов
Определенную сложн ость создает выявл ение и управ ление ролевым конфл иктом, который возни кает прежде все го в то м случае, ког да личность в организации полу чает несовместимые кома нды относительно соответс твующего поведения.
"Ро ль – это т о, что дол жен делать инди вид для то го, чтобы подтве рждать свое пра во на как ое-либо опреде ленное положение в организации. Ро ль включает в себя отнош ения и ценн ости, а так же характерные ти пы поведения. В организациях каж дой должности соответ ствует определенная деятел ьность, которая опред еляет собой ро ль этой должн ости с точ ки зрения органи зации."[6]
Организация разраба тывает функциональные обязан ности, которые опред еляют деятельность чело века, занимающего дан ную должность, и связь эт ой должности с другими должно стями в органи зации. Как форма льные (административные и оперативные), та к и неформ альные (по интер есам и н а основе дру жбы) группы мог ут не име ть письменно установ ленных правил, н о все ж е правила соблюд аются членами гру ппы. Таким обра зом, имеются установ ленные статус иера рхий и соответс твующие роли, кото рые, являясь официа льными или неофици альными, составляют неотъе млемую часть органи зации.
Каждый чело век выполняет множест венные роли, т.е. выполн яемые одновременно, та к как инди вид занимает опреде ленное место в различных органи зациях и груп пах. У каж дой роли ес ть очертание, т.е. индивидуальные ожидания определенного поведения от человека в какой-либо определенной роли, поскольку большинство групп имеют собственные ожидания от роли.
Для индивида, играющего многие различные роли, каждая из которых имеет сложные очертания, характерна предельная сложность индивидуального поведения. Многочисленные роли и очертания роли представляют собой многочисленные концепции. Важность той или иной концепции определяется возможными трудностями той или иной специфической роли, особенно в организационных очертаниях. Это может часто приводить к противоречиям роли индивида.
Различные индивиды различно воспринимают поведение, связанное с ролью. В организационной структуре точность восприятия роли может иметь определенное влияние на деятельность. Но в организации может быть три различных восприятия одной и той же роли, которые могут очень сильно не совпадать и еще сильнее увеличивать возможность противоречия роли:
Восприятие организаций - положение, которое занимает индивид в организации, представляет собой сумму организационно определенных ролей личности, включающую в себя служебную инстанцию, связанную с занимаемым положением, власть, функции и обязанности этого положения, но все эти роли, как это определяется организацией, относятся к положению, а не к какой-либо личности;[7]
Восприятие группы - восприятие роли развивается, что связывает индивидов с различными как формальными, так и неформальными группами, к которым они принадлежат, но с течением времени ожидания изменяются и могут совпадать или не совпадать с восприятием роли организацией;
Восприятие индивида - любой индивид, который занимает определенное положение в организации или группе, четко воспринимает свою роль, на его восприятие оказывают влияние его прошлое и социальная принадлежность, так как они влияют на основные ценности и отношения, с которыми индивид приходит в организацию, и на восприятие своей роли. В результате наличия многочисленных ролей и очертания ролей индивид может столкнуться со сложной ситуацией, когда его деятельность в одной роли мешает деятельности в других ролях. В качестве члена группы индивид испытывает сильнейшее давление отказаться от своего "я" и обязательств перед собой в обмен на внутри-групповую лояльность. Когда это происходит, индивид сталкивается с ситуацией, которая известна как ролевой конфликт.
Основные проблемы поведения личности в группах связаны с множественностью ролей и трудностями их совмещения при исполнении, что и приводит к ролевым конфликтам. Поэтому рассмотрим основные типы конфликтов, связанные с ролями личности в группе.
"Личностно-ролевой конфликт - конфликт между личностью и ролью. Он происходит тогда, когда требование исполнить роль угрожает базовым ценностям, потребностям личности. Например: когда от дисциплинированного работника ожидают нарушения трудового графика дисциплины или отдельных правил безопасности труда."[6]
Внутриролевой конфликт. Роль, которую исполняет индивид, нередко представляет собой противоречивую систему, либо реально, либо в восприятии индивида. В первом случае причиной внутриролевого конфликта являются плохо продуманные и неясные должностные инструкции, во втором - недопонимание их со стороны самого работника в силу его слабой компетенции.