Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления конфликтами
1.1 Определение и характеристика конфликта
2. Способы и методы поведения в конфликтных ситуациях
2.1 Характеристика ролевых конфликтов
2.2 Стили и стратегии поведения при конфликте
2.3 Методы разрешения конфликтов
Глава 3. Разработка стратегии управления коммуникациями в условиях конфликта
3.1 Разработка стратегии поведения и действия руководителя в ходе конфликта
3.2 Условия для успешного управления конфликтами в организационных структурах
3.3 Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организациях
ВВЕДЕНИЕ
Конфликт - серьезное разногласие, спор, столкновение противоположно направленный целей, интересов, позиций или мнений людей.
Самые разные обстоятельства могут выступать причинами конфликтов, например, конфликт, касающийся материальный ценностей, ресурсов или жизненных приоритетов; конфликты, связанные с проблемой власти и доминирования, по поводу социального статуса и т. д. Конфликты происходят почти во всех аспектах жизнедеятельности людей, не исключая также социальные отношения и взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные личности, социальные группы и организации. Но, в отличии от обычного общения, конфликт подразумевает противоборство двух сторон, тем самым, участники конфликта зачастую настроены друг против друга.
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ конфликта, проведение анализа конфликтных ситуаций, а также обучение управлению поведением в рамках тех или иных конфликтных ситуаций.
В первой главе будет рассмотрено понятие и сущность конфликта, будут рассмотрены теории, разрабатываемые при изучении конфликта. Помимо этого, в данной главе было бы полезно изучить возможных участников конфликтных ситуаций, а также стадии развития конфликта. В добавок, в данной главе курсовой работы необходимо рассмотреть типы конфликтов и типовые причины возникновения конфликтных ситуаций.
Во второй главе будут разработаны способы и методы поведения в конфликтных ситуациях. Для этого требуется проанализировать характеристику ролевых конфликтов, изучить понятие роли и рассмотреть группы, на которые могут разделяться ролевые конфликты.
В третьей главе будет проделана работа по разработке стратегии управления коммуникациями в условиях конфликта. Для этого требуется разработать стратегии поведения и действия руководителя в ходе конфликта, а также стратегии и методы решения конфликтов в организациях.
1. Теоретические основы управления конфликтами
1.1 Определение и характеристика конфликта
Приступая к исследуемой те ме курсовой раб оты - управление повед ением в конфли ктных ситуациях, первооч ередным шагом явля ется определение су ти конфликтной ситу ации.
"Конфликт - столкн овение двух ил и более разнонапр авленных сил с целью реали зации их интер есов в усло виях противодейст вия. Конфликт, пом имо причинения вре да, может способс твовать прогрессу." [1]
"По д конфликтом поним ается столкновение противо положно направленных тенде нций в псих ике отдельного чело века, во взаимоот ношениях людей, и х формальных и неформальных объеди нений, обусловленное разли чием взглядов, пози ций, целей. В организации конф ликт всегда вылив ается в опреде ленное поведение, дейс твия, нарушающие инте ресы других."
"Конф ликт представляет соб ой стихийно возник ающее противостояние меж ду различными сторо нами, поведение ли ца, группы ил и организации, кото рое препятствует ил и ограничивает друг ого участника в достижении ег о целей."
Ана лиз экономической литер атуры, показывает, чт о все сущест вующие многообразные опреде ления конфликта подчер кивают противоречие, возник ающее между люд ьми из-з а несовпадения и х интересов, взгл ядов, стремлений и пр. Эт о противоречие проявл яется в ви де взаимного противод ействия личностей, и х активного откры того столкновения.
Поня тие "конфликт" явля ется синонимом следу ющих понятий:
• сп ор, соперничество – друже ское соревнование ил и враждебная бор ьба за дости жение цели;
• единоб орство – вооруженный конф ликт;
• борьба – столкн овение индивидуальных сопер ников;
• скандал – публи чное столкновение ил и шумная ссо ра.
В усло виях совместной жиз ни, работы ил и схожего бизн еса интересы вс ех участников н е могут бы ть все вре мя согласованными. Основ ными точками рассогла сования являются: инте ресы; цели; пра ва; отсутствие бала нса между прав ами и ответств енностью.
Для конфл иктов часто харак терна неопределенность исх ода, что обусло влено несовпадением интер есов участников, и х психологическими разли чиями, случайными обстояте льствами. Но те м не мен ее в ря де случаев послед ствия конфликтов прогноз ируемы.
Обычно чело век вступает в конфликт ли шь в знач имой для се бя ситуации, ког да не вид ит возможности е е изменить (ино гда из солида рности). Но в большинстве случ аев он стара ется не ослож нять отношений и сохранять сдержа нность.
Одни участ ники конфликта, пресл едуя свои це ли, становятся деятел ьными его инициа торами, другие, им ея интерес в том ил и ином исх оде, морально, матери ально или организ ационно поддерживают од ну из сто рон, третьи зани мают выжидательную пози цию, четвертые, заинтере сованные в завер шении противостояния, дел ают для это го все возмо жное.[4]
Конфликты мог ут разыгрываться вну три одной личн ости (психологические), а также меж ду отдельными люд ьми, группами ли ц или подразде лениями (социальные). Социа льные конфликты мог ут возникать меж ду:
• персоналом (напр имер, рабочими и менеджерами)
• груп пами лиц (напр имер, между менедж ерами различных отде лов, рабочими и администрацией);
• структ урами (например, меж ду филиалами предпр иятия, между предпр иятием и внеш ней средой – бан ком, фискальными орга нами, органами вла сти, общественными организ ациями);
• разнородными участн иками (например, забастовка энергетиков – конфликт работающих с руководством электростанции и Правительством РФ).
1.2 Конфликт как процесс
Конфликт можно рассматривать в широком смысле как процесс, состоящий из нескольких этапов.
На пер вом этапе склады вается конфликтная ситу ация, в кото рой находятся противобо рствующие стороны, и сами эт и стороны име ют определённые инте ресы, потребности, це ли. Посягательство одн ой стороны н а какую-ли бо из потреб ностей другой стор оны создает социа льно-психологическую осн ову конфликта.
Против оречие, пока ещ е не переш едшее в конф ликт, - конфликтная ситу ация. Это так ое совмещение челове ческих потребностей и интересов, кото рое объективно созд ает почву дл я реального противо борства между разли чными социальными субъе ктами.
Конфликтная ситу ация может склады ваться объективно, пом имо воли и желания противобо рствующих сторон (сокра щение штатов в трудовом колле ктиве), а мож ет быть созд ашь или намер енно спровоцирована одн ой или обе ими сторонами. Н о каждая ситу ация определяется действит ельными событиями и ее субъек тивное значение зави сит от то го, какое объяс нение дает эт им событиям каж дая сторона, в соответствии с которыми он а начинает действ овать в хо де развития конфл икта. Главная чер та этой ситу ации - возникновение пред мета конфликта.[2]
"Пред мет конфликта - эт о то осно вное противоречие, и з-за кото рого и ра ди разрешения кото рого стороны всту пают в бор ьбу."
Конфликтная ситу ация может обостр иться под воздей ствием инцидента, представ ляющего собой вто рую фазу конфл икта. Это собы тие или обстоят ельство, которое слу жит толчком ил и поводом к столкновению. Он о может бы ть целенаправленно спровоц ировано вили произ ойти в си лу сложившихся обстоят ельств, существовать реал ьно или в воображений сто рон.
Здесь противо стояние становится откр ытым и выраж ается в разли чных видах конфли ктного поведения, кото рое прямо ил и косвенно напра влено на т о, чтобы поме шать оппоненту реализ овать свои инте ресы. В резул ьтате происходит дальн ейшее обострение конфл икта. [3]
Третьей стад ией развития конфл икта является кри зис и раз рыв отношений меж ду оппонентами. Зде сь происходит откр ытое противоборство, час то связанное с созданием дл я оппонента пом ех и причин ением прямого ил и косвенного вре да. Конфликтные дейс твия могут прини мать следующие фор мы:
• бойкот (отк аз или уклон ение от дейс твий в интер есах соперников);
• сабо таж (сознательное нанес ение ущерба дру гим);
• травля (компром етация соперников пут ем замалчивания, отриц ания, умаления и х роли и достоинств);
• слове сная агрессия (обвин ения, оскорбления, неблаго видные оценки с целью дискред итации противников);
• масс овые стихийные ил и организованные выступ ления (забастовки, мити нги) и т.д.
Четве ртая фаза - оконч ание конфликта. Резуль татом конфликта мог ут быть:
1)перест ройка организации (измен ение целей, струк туры, системы управ ления, способов деятел ьности ит.п.);
2)распад ил и обновление колле ктива;
3)кадровые перест ановки;
4)поиск "коз ла отпущения" (одн ого или неско льких человек, н а кого мож но свалить ви ну за вс е проблемы и уволить, успо коив или запу гав тем сам ым остальных).
1.3 Ти пы конфликтов
Причины конфл икта не все гда поддаются логич еской реконструкции, иб о могут вклю чать иррациональную состав ляющую, а внеш ние проявления час то не да ют представления о б их исти нном характере. Прич ины, которые леж ат в осн ове любого конфл икта, могут бы ть организационными, производс твенными и межличн остными.
Организационные конфл икты возникают и з-за рассогла сования формальных организа ционных начал и реального повед ения членов органи зации. Например, рабо тник по как им-либо прич инам не выпол няет требований, предъяв ляемых к не му со стор оны организации (некачес твенно выполняет св ои обязанности, нару шает трудовую дисци плину и т.п.). Организа ционный конфликт мож ет возникнуть и в резул ьтате не качеств енности должностных инстр укций (когда требо вания к работ нику противоречивы, неконк ретны), непродуманного распред еления должностных обязан ностей."