Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления конфликтами
1.1 Определение и характеристика конфликта
2. Способы и методы поведения в конфликтных ситуациях
2.1 Характеристика ролевых конфликтов
2.2 Стили и стратегии поведения при конфликте
2.3 Методы разрешения конфликтов
Глава 3. Разработка стратегии управления коммуникациями в условиях конфликта
3.1 Разработка стратегии поведения и действия руководителя в ходе конфликта
3.2 Условия для успешного управления конфликтами в организационных структурах
3.3 Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организациях
Для успешного разрешения конфликтов руководителю прежде всего следует реалистически оценить конфликтную ситуацию, а это предполагает:
• различать повод конфликта и его причины;
• определить предмет разногласий (производство либо личные взаимоотношения конфликтующих сторон);
• уяснить мотивы вступления людей в конфликт. Для этого нужно знать жизненный путь работников, их взгляды и убеждения, основные интересы, запросы;
• определить направленность конкретных действий участников конфликта, имея в виду, что в средствах, используемых сторонами, отражаются мотивы участия в конфликте.
При управлении конфликтом основное внимание следует сосредоточить на предмете конфликта и позициях его участников, не делая акцента на их личностных особенностях; важно проявить беспристрастность, сдержанность, не делать преждевременных поспешных выводов.
Существует не один способ управления конфликтной ситуацией. Все способы можно разделить на две категории: структурные и межличностные. К структурным относятся:
•разъяснение требований к работе. Руководитель доводит их до подчиненных с тем, чтобы они поняли, чего от них ожидают в той или иной ситуации; разъясняет, каких результатов ждут от каждого сотрудника и каждого подразделения; кто предоставляет и кто получает различную информацию, у кого какие полномочия и ответственность;
•координационные и интеграционные механизмы. Это означает установление иерархии полномочий, что упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный знает, чье решение он должен исполнять. Из средств интеграции используются межфункциональные группы, межотделские совещания. Такие промежуточные службы координируют работу взаимозависимых подразделений, между которыми назрел конфликт.
•общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. При постановке комплексных целей направляются усилия всех участников на достижение общей цели, наблюдается большая слаженность в деятельности всего персонала.
•структура системы вознаграждений. Она должна быть такой, чтобы прежде всего поощрялись люди, вносящие свой вклад в достижение организационных комплексных целей, помогающие другим группам организации. Вознаграждения могут быть в оформлении премий, благодарности, признания или повышении по службе. Важно также, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Управление конфликтами включает и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций на основе учета психологии участников конфликта. К ним относятся беседа, убеждение, принципиальные переговоры, психотренинги и психотерапия.
Сообразуясь с ситуацией, учитывая индивидуально психологические особенности участников конфликта, менеджер применяет различные способы, стили разрешения конфликтов, но стратегия сотрудничества должна быть основной, так как именно она чаще всего делает конфликт функциональным.
Вот некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта:
• Определите проблему в категориях целей, а не решений.
• После того как проблема определена, определите решения, приемлемые для всех сторон.
• Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.
• Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.
• Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны.
Глава 3. Разработка стратегии управления коммуникациями в условиях конфликта
3.1 Разработка стратегии поведения и действия руководителя в ходе конфликта
Существует неско лько эффективных спос обов управления конфли ктными ситуациями. И х можно разде лить на дв е категории: структ урные и межличн остные. Не след ует считать прич иной конфликтов прос тое различие харак теров, хотя, коне чно, и он о может ста ть причиной конфл икта в как ом-то конкр етном случае.
"Управ ление конфликтом предст авляет собой сознат ельную деятельность п о отношению к нему, осущест вляемую на вс ех этапах ег о возникновения, разв ития и завер шения конфликта. Важ но не блокир овать развитие против оречия, а стрем иться разрешить ег о неконфликтными спосо бами. Управление конфли ктами включает и х предупреждение и конструктивное завер шение."
Руководитель дол жен начать с анализа фактич еских причин, а затем исполь зовать соответствующую мето дику. Для то го чтобы избе жать конфликтов с сотрудниками и между сотруд никами, необходимо:
• в общении с подчиненными исполь зовать спокойный то н и вежли вость в сочет ании с тверд остью, не допус кать грубости в обращении с сотрудниками, пот ому что грубо стью нельзя доби ться желаемого эффе кта, наоборот, руково дитель чаще все го получает отрицат ельный результат, та к как подчин енный вместо раб оты зацикливается н а обиде и переживаниях;
• руг ать сотрудника з а некачественную раб оту только с глазу н а глаз, та к как кулуа рный разговор спас ает его о т позора, а взамен руково дитель может рассчи тывать на благода рность и завер ения, что подо бное больше н е повторится; в противном слу чае сотрудник вме сто того, что бы исправлять оши бку, будет трат ить время н а переживания п о поводу переж итого позора;
• хвал ить сотрудника з а качественную раб оту при вс ем коллективе, та к как чело веку всегда прия тно, когда ег о усилия заме чает руководитель, и тем бол ее делает эт о при вс ех сотрудниках; в противном слу чае он ста нет считать, чт о его усп ехи никому н е нужны, и в дальн ейшем не буд ет стараться рабо тать качественно;
• н е допускать панибр атства в отнош ениях с подчин енными, соблюдение суборд инации необходимо, ина че станет невоз можно ничего потреб овать от сво их подчиненных;
• бы ть объективным п о отношению к о всем сотруд никам, а эт о означает, чт о руководитель дол жен повышать ил и понижать в должности, штраф овать и уволь нять сотрудников п о справедливости, отно сясь ко вс ем сотрудникам одина ково (критерием дл я повышения мож ет быть тол ько стабильно успе шная работа то го или ино го сотрудника, а для наказ ания – стабильно пло хая), иметь любим чиков и нелюб имых сотрудников недопу стимо, так ка к хорошо работ ающий сотрудник с "неудобным" харак тером лучше, че м плохо работ ающий подхалим;
• высту пать в ро ли арбитра, а не адво ката одной и з сторон, луч ше всего объек тивно выслушать об е стороны, а затем прин ять объективное реше ние;
• быть вн е конфликта, н е участвовать в склоках и дрязгах, н е передавать спле тни, так ка к, находясь вн е конфликта, лег че вовремя ег о ликвидировать;
• решит ельно пресекать скл оки, сплетни и ябедничество, дл я чего мож но на пер вый раз оштраф овать уличенного в этом сотру дника и стр ого предупредить ег о о недопус тимости подобного повед ения, а ес ли это н е поможет, т о этого сотру дника нужно увол ить, чтобы н е создавать прецед ентов; так же следует поступать и с теми, кто привык "выступать" по любому поводу, тем самым мешая работать другим;
• если примирение между двумя сотрудниками невозможно, не обходимо обязать их общаться по делу, так как работа не должна страдать из-за чьих-то эмоций.
Менеджеры должны тратить свое рабочее временя на улаживание конфликтов. Поскольку менеджеры неизбежно работают в условиях межгрупповых конфликтов, они вынуждены их улаживать. Неспособность делать это может привести к катастрофическим последствиям. Конфликты способны вызвать у сотрудников чувство отчуждения, снижать результативность работы и даже приводить к отставкам.
Руководитель должен помнить, что конфликты могут разрешаться через официальные органы третьей стороны. Третьей стороной может быть более крупная организация, которая просто приказывает прекратить конфликтное поведение под угрозой увольнения (как в случае запрещения правительством стачек и локаутов в трудовых спорах, которые угрожают национальным интересам), или же это могут быть посредники.
Менеджеры должны сознавать, что, так как причины конфликтов различны, способы их разрешения также различаются в зависимости от обстоятельств. Выбор подходящего способа разрешения конфликта зависит от многих факторов, включая причины его возникновения и характер взаимоотношений между менеджерами и конфликтующими группами. Меры по минимизации конфликтов включают: временные паузы и обдумывания перед действиями; меры по формированию доверия; усилия по пониманию мотивов конфликта; выслушивание всех заинтересованных сторон; поддерживание позиции равноценного обмена; деликатное обучение всех участников техникам работы с конфликтами; готовность признавать ошибки; поддерживание равного статуса всех участников конфликта.
Здесь не может быть жестких рекомендаций. Все зависит от характера того или иного конфликта, условий его протекания. Решений в конфликтах, как и результатов этих решений, бывает несколько, и все они могут быть правильными. Неважно, какое из них будет выработано, главное, чтобы оно в наибольшей степени удовлетворяло противоборствующие стороны. При этом следует помнить, что вмешательство в конфликт даже с самыми благими, намерениями непременно требует высокого уровня профессионализма, в противном случае можно лишь осложнить его.
Конфликт может также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей.
3.2 Условия для успешного управления конфликтами в организационных структурах
Управление конфл иктом есть целенапр авленное воздействие н а процесс конфл икта, обеспечивающее реше ние социально знач имых задач. Управ ление конфликтом вклю чает в се бя: прогнозирование конфл икта; предупреждение одн их и вме сте с те м стимулирование дру гих; прекращение и подавление конфл икта; регулирование и разрешение. Каж дый из назва нных видов дейс твии представляет соб ою акт сознат ельной активности субъе ктов: одного и з конфликтующих ли бо обоих, ил и же трет ьей стороны, н е включенной в конфликтное дейс твие.
Управление стано вится возможным пр и наличии некот орых необходимых усло вий. К тако вым относятся: объект ивное понимание конфл икта как реаль ности; признание возмож ности активного воздей ствия на конф ликт и превра щения его в фактор са мо регуляции и само коррект ировки системы; нали чие материальных, полити ческих и духо вных ресурсов, а также прав овой основы управ ления, способности общест венных субъектов к согласованию сво их позиций и интересов, взгл ядов и ориен таций.
Объективность поним ания - это адекв атное, т.е. соответствующее реаль ности, его опис ание. Субъект управ ления имеет в качестве объе кта не непосред ственно реальный конф ликт, а ег о описание, обр аз, мысленное отраж ение, вербальную интерпр етацию. Понятно, чт о такое опис ание включает опреде ленный подход, прием лемый для то й или дру гой стороны конф ликт или -дл я третьей, нейтра льной, выступающей посред ником. Каждая стор она стремится предст авить коллизию та к, как он а ее вид ит со сво их позиций, ка к она пони мает сложившуюся ситу ацию, иначе гов оря, как он а заинтересована объяс нить конфликт.