Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления конфликтами
1.1 Определение и характеристика конфликта
2. Способы и методы поведения в конфликтных ситуациях
2.1 Характеристика ролевых конфликтов
2.2 Стили и стратегии поведения при конфликте
2.3 Методы разрешения конфликтов
Глава 3. Разработка стратегии управления коммуникациями в условиях конфликта
3.1 Разработка стратегии поведения и действия руководителя в ходе конфликта
3.2 Условия для успешного управления конфликтами в организационных структурах
3.3 Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организациях
Объект ивное объяснение конфл икта возможно пр и выполнении следу ющих требований: ана лиз конфликта учиты вает только т е факты, кото рые актуальны в настоящей ситу ации; в объясни тельный контекст вхо дит и уч ет предшествующего состо яния конфликтной ситу ации и е е развития в последующем; объяс нение конфликта подчи нено успешному разре шению его в интересах цел ого - прогресса обще ства, личности и пр.; призн ание возможности актив ного воздействия н а конфликт так же составляет сущест венное условие управ ления им.
Предупр еждение конфликта - эт о деятельность, направ ленная на недопу щение его возникн овения и разрушит ельного влияния н а ту ил и иную стор ону, тот ил и иной элем ент общественной сист емы. Естественно, чт о такая деятел ьность представляет соб ою активное вмешате льство управляющего субъ екта в реал ьный процесс общест венных отношений люд ей, в и х взаимодействие в различных сфе рах жизни. В таком слу чае стихийный хо д процесса мож ет быть прер ван, при усло вии разумного вмешате льства, целесообразного с точки зр ения интер есов общественных си л.
Предупреждение конфл икта предполагает ег о прогнозирование. Бе з обоснованного прог ноза возможной конфли ктной ситуации нел ьзя и предуп редить ее появл ение. Прогноз - эт о представление о будущем конфл икта с опреде ленной вероятностью указ ания места и времени ег о возникновения.
Предотв ращение конфликта свод ится к планир ованию и реали зации ряда опер аций, предпринимаемых одн им из участ ников конфликта ил и обеими сторо нами. Здесь боль шое значение име ет уточнение пр ав и обязан ностей, справедливое распред еление ответственности и обязательств н а основе общепр инятых норм и ценностей. Что бы предотвратить, на до знать как их норм и правил придерж ивается каждая стор она конфликта. Ког да люди придерж иваются различных но рм и пра вил, тогда он и в конфл икте обвиняют др уг друга в недостаточной ил и чрезмерной ответств енности. Стратегия предупр еждения конфликта предусма тривает осуществление так их принципов, ка к своевременность дейс твий по предупр еждению возможных колл изий, оперативность. Страт егия предотвращения конфл икта: устранить реал ьный предмет конфл икта; привлечь в качестве арби тра незаинтересованное ли цо, с готовн остью подчиниться ег о решению; сдел ать так, что бы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.
Стратегия подав ления конфликта. Примен яется по отнош ению к конфл иктам в необр атимо деструктивной фа зе и к беспредметным конфл иктам: целенаправленно и последовательно сокра тить количество конфлик тующих; разработать сист ему правил, но рм, предписаний, упорядоч ивающих взаимоотношения меж ду потенциально конфли ктными друг к другу люд ьми; создавать и непрерывно поддер живать условия, кото рые затруднят ил и воспрепятствуют непосредс твенному взаимодействию меж ду потенциально конфли ктными по отнош ению друг к другу люд ьми.
Стратегия отср очки. Это време нные меры, помог ающие лишь осла бить конфликт с тем, что бы позже, ког да созреют усло вия, добиться ег о разрешения: изме нить силу одн ого или обо их конфликтующих в воображении противоп оложной стороны; умень шить или увели чить роль ил и место одн ого из конфлик тующих в вообра жении другого; изме нить представление конфлик тующего о конфли ктной ситуации (усло виях конфликта, взаимоот ношениях людей, связа нных с ни м и т. п.); изме нить значимость (хара ктер, форму) объе кта конфликта в воображении конфлик тующего; снизить ил и повысить ценн ость объекта конфл икта и те м самым сдел ать его соответ ственно ненужным ил и недостижимым.
Управ ление конфликтной ситуа цией в органи зации невозможно бе з знания конфликтоо бразующих факторов.
Информа ционные факторы - эт о та инфор мация, которая прием лема для одн ой стороны и не прием лема для дру гой стороны: непо лные и нето чные факты, вклю чая вопросы, связа нные с точно стью восстановления проб лемы и исто рии конфликта; слу хи; невольная дезинфо рмация; подозрение в умышленном сокр ытии фактов; надеж ность экспертов, свиде телей, источников инфор мации; ценность автори тетных источников; нежелат ельное обнародование инфор мации; недооценка фак тов и и х значения; интерпр етация использованного язы ка; спорные вопр осы законодательства, пра вил порядка дейс твий, стереотипов, прак тики.
Структурные факт оры - обычно связ аны с существ ованием формальной и неформальной органи зацией социальной гру ппы и мог ут включать следу ющее: что явля ется законной влас тью; линии отчет ности; системы пере дачи информации(коммун икаций); различные социа льные нормы; собстве нность; системы право судия; принципы и образы дейс твия; контракты, дого воры; роль рели гии; получения раб оты и т. п.; ста тус, роли и права участ ников конфликта; возр аст; роль трад иций; наличие перви чных и (ил и) вторичных рефере нтных групп; распред еление ресурсов; компен сация за тр уд; общие и частные институали зированные «правила иг ры» и дру гие стандарты повед ения, включая эстети ческие нормы; фиксиро ванные даты, вре мя, меры (празд ники, ограничения скор ости и т. п.).Ценно стные факторы - прин ципы, которые провозгл ашаются или отверг аются, которых сознат ельно придерживаются и которыми пренеб регают; принципы, следо вания которым ожид ают другие и от дру гих. Ценности вно сят в социа льную группу чувс тво порядка и сознание и цель существ ования. Они разн ятся по си ле действия (о т санкции д о цензуры) и по важн ости (от манд ата до обыч аев), до общепр инятых действий. Ценн ости описывают ка к: личные сист емы верований и поведения; групп овые системы веров аний и повед ения; системы веров аний и повед ения всего обще ства; общие нормат ивные ценности; професси ональные ценности и нужды; идеол огия, способы дейс твий и мет оды; традиционные сист емы убеждений и поведения и связанные с ним ожид ания; терпимость в отношений ценно стей; восприятие отх ода от ценно стей в чрезвы чайных ситуациях; отнош ение к прогр ессу или перем енам, к сохра нению старого; этиче ские аспекты ситу ации.
Факторы отнош ений - удовлетворение о т взаимодействия ил и его отсут ствия между дву мя или бол ее сторонами. Зде сь следует обра тить внимание н а следующие аспе кты: основа отнош ений (добровольные ил и принудительные);сущн ость отношений (незави симые, зависимые, взаимоза висимые); важность взаимоот ношения; ценность отнош ения; длительность отнош ений; совместимость сторон в смысле ценностей, поведения, личных и (или) профессиональных целей и личной сочетаемости; вклад сторон в отношение; баланс силы в отношениях; различия в образовательном уровне, в жизненном и профессиональном опыте, обещание, данное открыто или подразумеваемое, сдержанное, нарушенное или еще не выполненное; уровни доверия и авторитетности.
Поведенческие факторы - в отношении конфликта интересно поведение, которое: задевает наши ценности или ценности тех, кто нам не безразличен; угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной); постоянно (или часто) отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение, подрывает самооценку; кажется односторонним, несправедливым, беспричинным; непредсказуемо; безответственно; эксплуатирует отношения; насильственно и вызывает страх; не оправдывает положительных ожиданий; эгоистично; нарушает обещания; неуместно, грубо, преувеличенно; является результатом конфликтов в прошлом.
3.3 Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организациях
Чем точ нее определение сущест венных элементов конфл икта, тем лег че найти сред ства для эффект ивного поведения. Вес ьма желательно, что бы партнеры сум ели согласовать св ои представления о том, ка к определить ситу ацию конфликта. Последов ательное поведение, направ ленное на преодо ление конфликта в целом, предпо лагает несколько эта пов.
Определение осно вной конфликтной проб лемы. Желательно выяс нить: как я понимаю проб лему; какие мо и действия и какие пост упки партнера прив ели к возникн овению и закреп лению конфликта; ка к мой парт нер видит проб лему; какие, п о его мне нию, мои и его собств енные действия леж ат в осн ове конфликта; соответ ствует ли повед ение каждого и з нас сложив шейся ситуации; ка к можно наиб олее лаконично и полно изло жить нашу общ ую проблему; в каких вопр осах мы с партнером расхо димся; в как их вопросах м ы солидарны и понимаем др уг друга.
Р. Фишер и У. Юр и отмечают, чт о многие конфл икты происходят пот ому, что лю ди занимают опреде ленные позиции, а затем фокус ируют все уси лия на защ ите этих пози ций, вместо то го, чтобы опред елить скрытые нуж ды и инте ресы, которые выну дили их эт и позиции зан ять. Таким обра зом, их лож ная ориентация стано вится препятствием дл я поиска реше ния, которое б ы учитывало скры тые интересы участв ующих в конфл икте сторон.
К сожалению, п о занимаемой в конфликте пози ции или п о манере повед ения и дейс твия человека н е всегда про сто установить, как ие желания ил и опасения и м движут. Лю ди часто скры вают свои чувс тва. Бывает так же, что лю ди не отд ают себе отч ета в сво их истинных намер ениях: они про сто хотят че го-то, а почему он и этого хот ят, не зна ют. «Примирение интер есов, а н е позиций эффект ивнее по дв ум соображениям. В о-первых, дл я любого инте реса обычно мож ет существовать неско лько возможных пози ций, которые ем у удовлетворяют. Ча ще всего лю ди занимают наиб олее очевидную пози цию. Но ес ли вы з а противоположными позиц иями ищете мотиви рующие интересы, в ы можете обнар ужить некоторую альтер нативу, которая удовле творит интересы обе их сторон». Прими рение интересов мож ет дать луч шие результаты по сравнению с примирением позиций, потому что за противоположными позициями находятся как противоположные, так и совпадающие интересы. Следовательно, решение можно найти, отыскав совместные или перекрывающиеся интересы.
Регулирование конфликта еще не есть его разрешение, поскольку сохраняются основные структурные компоненты конфликта. Однако все действия по регулированию составляют либо предпосылки разрешения, либо моменты этого процесса. Разрешение конфликта - заключительный его этап. Различаются полное и неполное разрешение К. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта. В частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.д.
Ситуация неполного разрешения конфликта порождает его возобновление на той же или на новой основе. Неполное разрешение конфликта нельзя рассматривать в любом случае как ущербное действие. В большинстве случаев оно объективно обусловлено, т.к. не всякий конфликт разрешается раз и навсегда. Напротив, жизнь полна конфликтов, разрешающимися временно, частично. Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства. Не ведет к разрешению и отмена конфликта - это попытка избавиться от конфликта путем примирения или затушевывания, а не преодоления противоположностей, лежащих в его основе.