Файл: Бизнес – план инвестиционного проекта индивидуального предпринимателя (Бизнес-модели и бизнес-планирование в индивидуальном предпринимательстве).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки и построения бизнес-плана
Глава 2. Планирование бизнес-процессами ИП ООО "КАН"
2.1. Организация управления бизнес-процессами ИП ООО "КАН"
2.2. Предпринимательский контроль в планировании бизнес-процессов ИП ООО "КАН"
2.3. Рекомендации по совершенствованию планирования бизнес-процессами ИП ООО "КАН"
Рис.1.2 Структура бизнес-плана
Описание субъекта хозяйствования - представляет собой информацию о субъекте хозяйствования, который создает проект инвестирования, полную информацию о нем, сведения о высшем менеджменте предприятия, истории деятельности, организационной структуре, продукции и том месте, которое занимает предприятие на своем рынке.
Описание продукта или услуги - включает информацию о продукте или услуге, его основных характеристиках, основных потребителях, потребительских свойствах товара, отличиях от существующих аналогов, информацию о патентах и лицензиях. В этом разделе также производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.
Маркетинговый план - содержит информацию об имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурентов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров.
Стратегия продвижения товара - определение рыночного сегмента, в котором действует хозяйственная единица, категориальный аппарат потребительской базы, его расположение, как и какими методами, будет происходить реализация продукции. Стратегические направления рекламной деятельности, затратной части, ценовой и кредитной политики при работе с потребительской базой. Часто обращают внимание на то, что это является слабым местом бизнес плана.
Производство - в случае, если это производственное предприятие, включает информацию о технико-технологической структуре производства, мотивационной стороне ее выбора, схеме работы. Если предполагается реконструкция или строительство, то приводится описание строительных решений и расчеты затрат на реконструкцию или строительство. В разделе приводятся расчеты потребности в материалах и сырье на производство продукции, затраты на их закупку, анализ поставщиков, затраты на обслуживание и плановые ремонты оборудования. В случае, особенно если специфика производства того требует, приводится информация о необходимости приобретения лицензий и прочих разрешений, требования по технике безопасности труда.
В случае, если это торговое или обслуживающее предприятие, раздел включает значительно больший объем информации о поставщиках, их оценке и выборе, потребностях в конкретных товарах и их группах, методах закупки, потребностях в складских и торговых помещениях, их географическом местоположении и наличии спроса на предлагаемые товары в каждой торговой точке и по каждому товару. По поставщикам также приводится информация о их местонахождении, дается их краткая характеристика и приводятся реквизиты.
План по персоналу - в этом разделе приводится информация о потребности в персонале, его количестве и квалификации, анализ рынка труда по каждой позиции работников, приводятся расчеты затрат на оплату труда персонала, его социальное обеспечение, методы стимулирования и обучение.
Организационная структура и управление - содержит схему организационной структуры управления предприятием, информацию о количественном и качественном составе подразделений предприятия, требования к его квалификации, расчет затрат на оплату труда, социальное обеспечение и стимулирование труда управляющего персонала.
В случае реорганизации или вновь создаваемого предприятия дается информация о форме собственности предприятия, его основных или предполагаемых акционерах, их реквизиты, доли в капитале предприятия, процесс принятия решений и принципы управления.
Финансовый план - самая важная часть бизнес-плана с практической точки зрения, он показывает, какие финансовые ресурсы потребуются для реализации инвестиционного проекта и в какие периоды времени, а также отдачу от проекта при заданных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования.
При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что структура бизнес-плана определяется, прежде всего, целью составления бизнес-плана, а также связана с характером бизнеса и масштабами предприятия. Основными разделами бизнес-плана являются маркетинговый, организационный, производственный и финансовые планы, а также оценка рисков.
Предпринимательское планирование и прогнозирование бизнес-процессов ИП
Прогнозирование бизнес процессов как любая хозяйственная деятельность осуществляется на основе упорядоченных правил и концентрируется на решении целевых задач, вытекающих из цели предпринимательства. На основе предпринимательской инициативы и с учетом реальных условий деятельности предприятия определяется вероятный сектор рынка, в котором предприятие в состоянии конкурировать и развиваться.
Прогнозирование - это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем. На основе прогнозов определяется возможность (вероятность) достижения поставленных целей. Обычно в прогнозах указывается вероятная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно-технических, природно-климатических, социально-экономических и политических факторов.
Прогнозирование бизнес процессов служит важной основой для выявления тенденций развития фирмы в условиях непрерывного изменения и воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также поиска рациональных мероприятий по поддержке необходимой устойчивости ее экономического положения.
Составление прогнозов, или прогнозирование бизнес процессов, предполагает:
- во-первых, анализ экономических, социальных, технических и других процессов, происходящих в организации и ее окружении, связей между ними, оценку сложившейся ситуации и выявление узловых проблем;
- во-вторых, формирование видения будущего и определение трудностей и практических задач, которые необходимо решить;
- в-третьих, обоснование и анализ различных вариантов изменения потенциала (кадрового, производственного и научно-технического), возможных стратегий.
Процесс прогнозирования состоит из следующих этапов:
1) определение потребностей в прогнозе, его цели;
2) уточнение характеристик объекта прогнозирования;
3) установление и анализ активных факторов прогнозного фона;
4) формирование информационной базы;
5) выбор моделей и методов прогноза;
6) формулировка и оценка вариантов:
7) разработка рекомендаций по принятию решений.
Прогнозы процессов бизнеса учитывают требования плана, но являются самостоятельной формой предвидения объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели по времени (годы, месяцы) и ресурсам, выраженным в деньгах
Начальным этапом экономического прогнозирования на предприятии является определение социально-экономического заказа со стороны общества на выпускаемую продукцию и выявление на рынке спроса. В самом общем плане социально-экономический заказ характеризуется тем, что помимо детерминированных потребностей общества в отдельных продуктах он содержит и ограничения со стороны ресурсов, которые потребители могут затратить на приобретение, а предприятие - выделить на производство продукции для удовлетворения этих потребностей. Связь «потребность - ресурсы» должна быть учтена уже на первой стадии прогнозирования.
Основная функция прогнозирования - обоснование возможного состояния объекта в будущем и определение альтернативных путей и сроков достижения поставленной цели. Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной степенью достоверности. На практике прогноз - это предплановый документ, фиксирующий вероятную степень достижения поставленной цели в зависимости от масштаба и способа будущих действий. Прогнозирование можно разделить на пассивное и активное.
К функциям прогнозирования можно отнести количественный и качественный анализ тенденций и вероятное альтернативное изменение будущего развития предприятия с учетом сложившихся тенденций и поставленных целей, оценку возможностей и последствий активного воздействия на предвидимые процессы и тенденции. Прогноз, учитывая задачи управления, прежде всего, должен в максимальной степени соответствовать требованиям объективных процессов.
В современных экономических условиях эффективность функционирования предприятий любой хозяйственно-правовой формы определяется многими факторами. Наиболее важными среди них являются следующие: определение того, что, сколько и какого качества необходимо произвести; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; определение необходимой величины основного и оборотного капитала; учет возможных форм и методов реализации продукции и др.
Применение планирования на предприятии создает следующие важные преимущества:
- делает возможной подготовку предприятия к использованию благоприятных условий;
- дифференцирует возникающие производственно-хозяйственные и финансово-экономические проблемы;
- улучшает координацию действий подразделений предприятия;
- создает предпосылки для повышения профессиональной подготовки специалистов;
- способствует более рациональному распределению имеющихся ресурсов;
- увеличивает возможности обеспечения предприятия необходимой информацией;
- усиливает контролирующие функции внутри предприятия.
На современном этапе для большинства отечественных предприятий главная цель планирования - получение максимальной прибыли, а в качестве основных путей достижения этой цели могут быть выбраны два: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй - на улучшение результатов производства
Планирование осуществляется обычно в несколько этапов, основное назначение которых - формулирование целей и задач предприятия, выявление проблем и возможных вариантов его развития, планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, определение потребности в ресурсах и планирование структуры и сроков их поступления, внедрение разработанных планов и контроль за их выполнением. Планирование опирается на фактические, нормативные данные настоящего или прошлого периода, но ориентируется на установление контроля за процессом развития предприятия в будущем
Сложность планирования бизнес процессов в современных условиях заключается в том, что некоторые процессы (например, кризисы, забастовки и др.) вообще не поддаются точному планированию, а многие показатели, характеризующие рынок в целом, деятельность конкурентов, объемы спроса и т.п., обладают невысокой степенью достоверности и точности. Поэтому зачастую планирование базируется на неполных данных, что предполагает не только необходимость контроля за выполнением планов, но и возможность корректировки тех или иных плановых показателей.
Планирование процессов - это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план предприятия имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. В нем предельно четко и подробно указываются:
- цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей (с указанием конкретных видов выпускаемой продукции и характера работ);
- средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);
- правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;
- этапы и сроки выполнения работ;
- исполнители плана по срокам и видам работ;
- методы, этапы и средства контроля выполнения плана.
Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п..
Процесс разработки комплексного плана развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности