Файл: Бизнес – план инвестиционного проекта индивидуального предпринимателя (Бизнес-модели и бизнес-планирование в индивидуальном предпринимательстве).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки и построения бизнес-плана
Глава 2. Планирование бизнес-процессами ИП ООО "КАН"
2.1. Организация управления бизнес-процессами ИП ООО "КАН"
2.2. Предпринимательский контроль в планировании бизнес-процессов ИП ООО "КАН"
2.3. Рекомендации по совершенствованию планирования бизнес-процессами ИП ООО "КАН"
Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии.
Прогнозирование и планирование бизнес процессов на предприятии представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. В теории и практике плановой деятельности накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. Развитие информатики и средств вычислительной техники расширяет круг используемых методов прогнозирования и планирования и их совершенствования.
По степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов.
Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п. К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.
В практике прогнозирования и планирования широко используются также метод экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы. Для разработки целевых комплексных программ используется программно-целевой метод (ПЦМ) в сочетании с другими методами.
Глава 2. Планирование бизнес-процессами ИП ООО "КАН"
2.1. Организация управления бизнес-процессами ИП ООО "КАН"
ООО "КАН" работает с широким ассортиментом продукции. Эта продукция включает в себя как товары, так и услуги и представлена на нескольких рынках. Ассортимент, в связи с его сложностью и многогранностью, разделён на несколько уровней:
Продукция ООО "КАН" |
|||||||||||
Товар: Блоки и элементы систем кондиционирования собственного производства |
Услуга + товар: Поставка наборов элементов систем кондиционирования |
Услуга: Разработка, поставка, монтаж |
|||||||||
КЦКМ: Кондиционеры Центральные Каркасные и КПП: Камеры Приточные Подвесные |
Для поставщиков систем кондиционирования (строительных организаций) |
||||||||||
Воздуховоды - |
|||||||||||
Сварные изделия систем вентиляции |
|||||||||||
Клапаны и заслонки |
|||||||||||
Теплообменники ТПТ |
|||||||||||
Шумоглушители |
|||||||||||
- Вентиляторы |
|||||||||||
Для сервисных предприятий |
|||||||||||
Противопожарные изделия |
|||||||||||
- Отопление |
|||||||||||
Рисунок 1.3 Структура ассортимента ООО "КАН".
Мы планируем работу ООО "КАН" в целом, поэтому будем рассматривать работу предприятия в рамках верхнего уровня ассортимента. В это рассмотрение дополнительно включается задача развития направления создания центральных каркасных кондиционеров в отдельное направление. Эта цель явно поставлена руководством завода в рамках стратегии развития на этот год.
По этой причине в рассмотрение ассортимента продукции сразу включаем каркасные кондиционеры как обособленное направление деятельности фирмы. При построении планов под ассортиментными позициями подразумевали следующие группы товаров:
- Разработка, поставка, монтаж: На 2019 год услуга составляла 7 % от оборота компании. Это был бонус по сборке и монтажу своих компонентов. На сегодня это направление развилось в полноценный сервис. Отдел разработки создаёт проект, обсчитывает первоначальные характеристики системы. Если это совпадает с ожиданиями клиента, то он платит за разработку и разрабатывается полноценный проект. Обычным условием проекта является наличие альтернатив на все узлы вентиляционной системы, которые стоят от 1% от суммы проекта. При расчёте стоимости рассчитывается стоимость монтажа объекта и стоимость вложений в объект при сроке службы до капитального ремонта протяжённостью 10 лет. При работе могут использоваться собственные разработки элементной базы и продукция сторонних производителей.
Управленческий учёт производства осуществляется по выполненным работам на квадратный метр помещения. Цена, выставляемая за выполнение работ складывается из трёх частей: стоимость монтажной схемы 75 руб/м2, стоимость выполнения проекта 250 руб/м2, стоимость комплекса монтажа 200 руб/м2. Эта цена соответствует среднему уровню цен на рынке. При оказании комплексной услуги делается скидка в 5 %: при заказе полного цикла работ стоимость услуги составляет 500 руб/м2
Объём производимой продукции оцениваем в квадратных метрах. В 2019году были выполнены работы на первом объекте общей площадью 140 м2. Сумма выручки по этим работам составила 23 800 000 руб. Планы на 2021год составляем в соответствии с ростом спроса на рынке, рассчитывая стоимость работ по существующей средней цене 325 руб/м2 и средней площади объекта 1335,8 м2.
Таблица 1
Объём работ по направлению: организация, поставка, монтаж в 2019 году и план на 2021 год
Параметр |
2019 год (факт) |
2021 год (план) |
||||
Объектов |
м2 |
тыс. руб |
Объектов |
м2 |
тыс. руб |
|
Всего заказов |
53 |
70800 |
23002,5 |
159 |
212000 |
69000 |
Полностью |
7 |
15700 |
7850,0 |
|||
Проект |
46 |
55100 |
15152,5 |
- Поставка совместимых блоков и наборов устройств для вентиляции и кондиционирования в рамках проектов сторонних разработчиков. На 2019 год услуга составляла 8 % от оборота компании. На сегодня это направление также развилось в полноценный сервис. Отдел разработки по разработанному проекту подбирает и согласовывает с заказчиком элементную базу проекта. При отсутствии элементов собственного производства может заказываться продукция сторонних производителей, совместимая с проектом.
- Управленческий учёт производства осуществляется как сумма поставленного товара и надбавка за услугу, которая составляет 10 % от стоимости заказа. Сумма выручки по этим работам составила 27 200 000 руб. Планы на 2021 год составляем в соответствии с ростом спроса на рынке, активизации деятельности партнёров в регионах и рассчитывая стоимость работ с помощью новой средней цены товара на 2021 год:
Таблица 2
Объём работ по направлению: заказы сторонних разработчиков в 2019 году и план на 2021 год
Параметр |
Ед. изм |
2007 год (факт) |
2010 год (план) |
Годовая реализация продукции |
Шт |
49793 |
169000 |
Тыс. руб |
24 727 |
77 273 |
|
Цена |
Руб |
49,66 |
45,51 |
Надбавка за услугу |
Тыс. руб |
2 473 |
7 727 |
Итого обороты |
Тыс. руб |
27 200 |
85 000 |
- Основной продукцией предприятия с момента его основания являются блоки и узлы для создания систем вентиляции и кондиционирования. По состоянию на 2019 год продукция являлась основным направлением работы компании. Существует более сотни постоянных клиентов, которые обеспечивают работу компании, работа с ними давала 86 % оборота. Это направление оказалось наиболее подвержено влиянию кризисных явлений. Часть партнёров разорились или вышли из вентиляционного бизнеса.
- Спад составил около 25 %, стройки останавливались или сдавались с урезанными возможностями по вентиляции и кондиционированию. Но одновременно с этим наблюдается небольшой приток клиентов из более высокоценовых сегментов бизнеса. Эксперты предприятия считают, что этот приток примерно равен размеру инфляции.
- Управленческий учёт производства ведётся через сумму поставленного товара. Планы на 2021 год составляем в соответствии с тем, что износ существующих систем и отложенная потребность в новых приведут к росту спроса на рынке.
Таблица 3
Объём работ по основному производству в 2019 году и план на 2021 год
2019 год (факт) |
2021 год (план) |
||||
Цена |
Выпуск продукции |
Цена |
Выпуск продукции |
||
Руб |
шт |
тыс. руб |
руб |
шт |
тыс. руб |
49,66 |
6 301 |
312921 |
45,51 |
5900 |
270000 |
- В рамках основной продукции предприятия в 2018 году было начато серийное производство центральных кондиционеров КЦКМ. Был разработан очень широкий размерный ряд систем кондиционирования разной производительности, который состоит из 20 моделей от КЦКМ-1,6 до КЦКМ-250. В соответствии со стратегией работы предприятия продукция выделена в самостоятельное направление работы. Несмотря на кризисные явления, эта продукция нашла своих клиентов.
- Товар внутри категории сильно различается по цене, поэтому управленческий учёт производства ведётся только по сумме выручки от клиентов. Планы на 2021 год составляем в соответствии с тем, что существует потребность в такого рода системах, которая не может быть полностью удовлетворена импортёрами из-за разницы в цене. При этом конкурирующих российских производств такого оборудования в России сейчас нет и наши эксперты оценивают вероятность появления новых производств как исчезающее малую.
2.2. Предпринимательский контроль в планировании бизнес-процессов ИП ООО "КАН"
Для качественного планирования ассортимента в рамках выбранного уровня планирования сравним выпуск товаров в 2019 и 2020 годах. К сожалению, невозможно провести сравнение выработки продукции в натуральном выражении из-за того, что у каждого товара свои единицы измерения. Будем сравнивать товар по сумме:
Рынок товаров и услуг для вентиляции в результате кризиса претерпел следующие изменения: Спрос снизился на 25 %, цена снизилась на 18 %. часть фирм, работающих в этой области, вышла из отрасли. С середины 2020 года рынок вступил в новую стадию роста. Количество заказов небольшое, их можно поделить на две большие группы:
- Заказы на создание систем вентиляции и кондиционирования в строящихся зданиях;
- Заказы на поддержание в рабочем состоянии и ремонт существующих систем вентиляции.