Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Понятие предприятия, его основные черты).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
Общая структура предприятия включает в себя: производство, обслуживающие подразделения, а также руководство структуры.
Чаще всего на предприятиях реализуются следующие типы организационных структур:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-штабная;
- матричная;
- проектная.
Каждый из этих типов предметно рассмотрен далее в обособленных разделах.
Из числа менее распространенных типов организационных структур можно выделить:
бюджетную (выстраивается вокруг процесса составления бюджета и финансового плана предприятия);
административную (увязывает внутреннюю организационную структуру предприятия с внешними подчиненными объектами управления – филиалами, дочерними предприятиями, представительствами; начальники структуры могут назначать и увольнять директоров подведомственных организаций);
дивизиональную (группировка должностей – формирование дивизионов — зависит от характера выпускаемой продукции, отраслевой или региональной направленности производственного подразделения).
Различают также экономическую, сетевую, комбинированную (смешанную), технологическую, штатную организационные структуры предприятия, делающие акцент на различных аспектах производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Часто одна структура переходит в другую либо же в одном учреждении может присутствовать несколько структур (например, линейная и проектная).
Линейная организационная структура предприятия
Это предельно простая и самая востребованная организационная структура, применяемая обычно на средних и крупных предприятиях.
При линейной структуре подчиненные обязаны выполнять приказы только своего непосредственного руководителя. Больше работники никому не подчиняются.
Даже учредитель не имеет права командовать работниками без согласования с руководителем предприятия.
Линейная структура предприятия обладает массой плюсов, к которым можно отнести:
- легкость реализации в условиях современной экономики;
- четкие и короткие связи;
- конкретное разделение полномочий и обязанностей;
- возможность быстрого взаимодействия между сотрудниками и руководством;
- максимальная скорость исполнения распоряжений;
- возможность согласованной работы и создания штатной или проектной организационной структуры на базе линейной;
- легкость контроля действий подчиненного персонала, возможность моментальных корректировок «по ходу движения»;
- каждый сотрудник или отдел отвечает за один вопрос, личная ответственность работника мотивирует выполнять задания качественно и профессионально;
- высокая скорость работы с клиентами при оказании услуг.
Есть у линейной организационной структуры предприятия и недостатки:
- периодически возникающие конфликты и недопонимания из-за «недосягаемости» высшего руководства;
- множество промежуточных звеньев управления не позволяют работнику быстро обратиться и получить ответ на вопрос от самого высшего руководства;
- сложно создавать связи между работниками при наличии нескольких филиалов и крупных отделов (относится исключительно к крупным компаниям);
- высокая нагрузка менеджеров и прочих управленцев высшего и среднего звена, ошибки в работе которых приводят к потере прибыли и деловой репутации компании;
- приоритетными для решения становятся локальные проблемы, а глобальные задачи отодвигаются на второй план, от чего сильно страдает качество их выполнения.
При должной корректировке организационной системы, наличии компетентного персонала и грамотного руководителя линейная структура способна стать идеальной при любом объеме выполняемых работ или оказываемых учреждением услуг.
Функциональная организационная структура предприятия
Функциональную структуру предприятия нередко именуют многолинейной из-за наличия у рядовых исполнителей нескольких руководителей, отвечающих за разные направления производственно-хозяйственной деятельности.
Функциональная структура предприятия имеет неоспоримые плюсы:
- присутствие минимального числа звеньев в системе управления;
- устранение дублирования должностных обязанностей и сокращение штата сотрудников;
- вертикальные связи максимально качественные и «быстрые»;
- простота контроля над сотрудниками и закрепленными за ними задачами;
- возможность концентрации усилий на решении сложных и энергоемких задач с высоким эмоциональным напряжением и вовлеченностью сотрудников;
- поддержание высокого уровня квалификации и профессиональных навыков специалистов благодаря постоянному общению и сотрудничеству.
К числу недостатков функциональной организационной структуры предприятия относят:
- непрекращающиеся трения между «конкурирующими» подразделениями одного уровня;
- согласование экстренных вопросов и принятие управленческих решений происходит крайне медленно, из-за чего все рабочие процессы в компании затормаживаются;
- трудности в налаживании сотрудничества между служащими всех уровней;
- внести изменения в организационную форму компании при таком типе построения структуры сложно или невозможно.
Выбор типа организационной структуры предприятия (линейная, функциональная) зависит от производственной специфики, численности персонала, целей и отраслевой принадлежности предприятия и множества других факторов.
В идеале организационная структура должны быть гибкой, легко подлаживаться под новые условия хозяйственной деятельности и при этом способствовать достижению предприятием прогнозных экономических показателей.
Линейно-штабная организационная структура предприятия
Характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не уполномочены на принятие самостоятельных решений.[14]
Основная цель таких подразделений (штабов) – помогать менеджеру в управлении и выполнении отдельных функций.
Фактически штаб представляет собой экспертный совет, в состав которого включаются ключевые специалисты по тем или иным вопросам (юристы, экономисты, кадровики и прочие).
Это коллегиальный орган, членом которого является и руководитель предприятия.
Сначала вопрос выносится на обсуждение штаба. В процессе дебатов формулируется решение вопроса, которое директор предприятия или топ-менеджер должны впоследствии воплотить в жизнь.
Плюсом такой формы управления является снижение нагрузки на линейных руководителей. Недостатками – властное «бессилие» штаба и размывание ответственности руководителя предприятия за принимаемые решения (в случае чего, все можно «свалить» на штаб).
Проектная организационная структура предприятия
Проектная (бригадная) организационная структура создается на ограниченный временной промежуток для решения конкретного вопроса. Может создаваться при нештатных ситуациях.
Ее существование лимитировано периодом актуальности проблемы.
В проектной структуре обычно задействована лишь часть управленческого персонала, обладающего необходимыми знаниями и компетенцией.
На период существования структуры члены группы не отвлекаются для решения других задач, благодаря чему достигается нужная степень концентрации усилий на одном проекте.
В этом заключается главное преимущество проектной организационной структуры предприятия.
Недостатками проектной структуры являются трудности с целенаправленным распределением ресурсов, обеспечением полной загруженности членов команды в процессе реализации проекта и их занятости после его завершения.
Разновидностью проектной структуры является цеховая организационная структура, реализуемая, как правило, на массовых производствах.
Матричная организационная структура предприятия
Характеризуется смешением свойств проектной и функциональной организационных структур предприятия.
Отличительная черта – наличие сразу двух руководителей одного уровня, один из которых является прямым руководителем в силу распределения должностных обязанностей, другой – менеджер, отвечающий за реализацию проекта.
Менеджеры проектов подчиняются высшему руководству предприятия.
Специалисты, вовлеченные в проект, подчиняются сразу двум руководителям: менеджеру проекта – во всем, что касается проекта, и функциональному руководителю – во всем остальном.
Преимущество подобных управленческих взаимоотношений – отличная приспособляемость к сложным внешним условиям и возможность эффективного распределения ресурсов во благо реализации текущих проектов.
Недостатки матричной организационной структуры предприятия кроются в нарушении базового принципа единоначалия, порождающем межличностные конфликтные ситуации («кто главнее») и провоцирующем споры по поводу прав по распоряжению ресурсами.
1.3. Управление изменениями в процессе организационного развития предприятия, совершенствование организационной структуры
Процесс организационного развития оценивает человеческий потенциал, непосредственное участие и развитие персонала, в то время как процесс управления изменениями на предприятии основное внимание уделяет оценки экономического потенциала и созданию конкурентных преимуществ [35, С. 165].
Эффективное управление изменениями делает возможным перехватывать у конкурентов инициативу в формировании спроса. Управление изменениями предусматривает осуществление в отведенном периоде времени инструментов управления процессом изменения, однако управление изменением тесно связано с характером организационной культуры и стиля [33, C. 78]. Некоторые формы организационного стиля могут оказаться эффективнее других, обладая большей лабильностью, то есть большей скоростью реакции на изменение. Важно учитывать не только всевозможные варианты изменений в организации, но и особенности описывающих их характеристик, поскольку от этого зависят приемы и методы управления изменениями.
В научной литературе существует три основных подхода к управлению изменениями на предприятии:
- Применение власти,
- Переподготовка специалистов,
- Применение разумных расчетов [3, C. 79].
Подходы к осуществлению изменений начинаются с применения власти в любом ее проявлении и заканчиваются применением разумных расчетов. Промежуточное положение между этими двумя крайними мерами занимает метод, основанный на переподготовке специалистов.
Существуют способы распределения власти между различными уровнями организации (степень участия сотрудников в проведении организационных изменений):
- Односторонние действия. Данный подход подразумевает применение законной власти для проведения изменений в жизнь, соответствует авторитарному стилю руководства. Минимальная необходимость в плюрализме мнений.
- Делегирование полномочий. Подход с таких позиций к осуществлению организационных изменений в целом соответствует либеральному стилю руководства. Руководство высшего уровня предоставляет подчиненным информацию о нужных изменениях, а затем делегирует полномочия для оценки корректирующих действий и их осуществления [11, С. 123].
Преимущество делегирования полномочий состоит в том, что оно уменьшает возможность будущего сопротивления переменам и создает широкий диапазон мнений по такой проблеме. Недостатки этого подхода: возможное замедление реакции, качество решения может находиться под влиянием группового мышления, у подчиненных может отсутствовать необходимый опыт для взвешивания всех альтернатив в контексте общих целей предприятия.
Существуют концепции, каждая из которых определяет соответствующую стратегию перемен, означают следующие:
- Жесткие методы (Теория Е) предполагают изменения в зависимости от экономический ценностей;
- Мягкие методы (Теория О) предполагают изменения, основанные на организационных возможностях.
- Компромиссные – снижение радикальности изменений, взаимосвязь предыдущих двух методов [24, С. 135].
К «жестким» методам относятся: принуждение сотрудников к работе по новым правилам, их замена и увольнение.
К «мягким» относятся: обсуждение с персоналом принимаемых организационных решений, убеждение в необходимости и правильности методов перемен, вовлечение сотрудников в процесс изменений, создание для них возможности вносить свои предложения по целям и методам изменений, обучение смежным профессиям и новым методам работы, информирование о планах и ходе изменений;