Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Понятие предприятия, его основные черты).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
Введение
В современных рыночных условиях успешное развитие всех отраслей экономики, в том числе на транспортных предприятиях, в значительной степени определяется их способностью незамедлительно реагировать на изменения внешней среды. В настоящее время конкурентная среда организаций изменяется ускоренными темпами. Такая растущая переменчивость обусловливается результатом высоких покупательских ожиданий и переходом к глобальной конкуренции на всех видах транспорта, успех в которой обуславливается в современных условиях не столько самими факторами производства, сколько способностью системы адаптироваться к изменениям внешней среды. Конкурентная борьба во всех отраслях мировой экономики все больше сосредотачивается на организационных факторах, человеческих ресурсах и качестве всех технологических и производственных процессов.
Организационное развитие ведется во всех сферах деятельности предприятий, а разработка и реализация эффективного управления изменениями является ключевым фактором успеха в конкурентной борьбе. Этим и определяется актуальность дипломной работы.
Существенный вклад в исследование проблем организационного развития и управления изменениями предприятий внесли такие ученые, как А. О. Блинов, М. А. Бражников, А. А. Данилюк, О. В. Кожевина, Н. В. Медведева, В. А. Репнев, А. С. Царенко. Вопросам исследования сущности организационных изменений и их роли в динамике развития предприятия посвятили свои работы такие современные авторы, как: Л. М. Божко, А. И. Гребенников, О. В. Есипова, Н. Г. Кизян, В. И. Силютин. Рассмотрению проблем, связанных с совершенствованием процесса управления организационными изменениями уделили внимание такие современные исследователи, как: Э. Н. Богданова, Л. М. Божко, О. А. Гаврилова, Л. А. Горшкова, А. И. Гребенников, М. З. Короткевич, В. А. Репнев, О. Ю. Рудакова, А. В. Сидорин, Е. Л. Смольянова, Н. О. Старкова.
Объектом и базой исследования является предприятие ИП Салауров Ю. В.
Предмет исследования — управление изменениями в процессе организационного развития.
Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по совершенствованию управления изменениями на предприятии.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
- Рассмотреть понятие, сущность и значение организационного развития предприятия;
- Охарактеризовать управление изменениями в процессе организационного развития;
- Провести анализ управления изменениями в процессе организационного развития и выявить проблемы и риски при управлении изменениями.
При выполнении исследования был использован комплекс методов: научное обобщение, экономический анализ, методы аналогий, группировок, логических уровней, функционально-структурный и системный подходы.
1. Теоретические основы Сущности видов организационных структур предприятий в современных рыночных условиях, пути их совершенствования
1.1. Понятие предприятия, его основные черты
Предприятиям принадлежит главная роль в жизни общества; предприятия создают экономические блага, необходимые для удовлетворения потребностей людей и общества в целом.
Предприятие — это особенный, самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей, государственным, муниципальным органом управления для производства продукции, выполнения работы и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
С юридической точки зрения предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, выступающий в качестве юридического лица, признаками которого являются (согласно РФ):
1) наличие обособленного имущества, которое может быть в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении;
2) самостоятельная имущественная ответственность, т.е. предприятие отвечает по своим обязательствам имеющимся у него имуществом;
3) способность юридического лица от своего имени приобретать
и осуществлять имущественные и личные неимущественные
права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Предприятие, будучи субъектом рынка, можно рассматривать как техническую, экономическую и социальную систему.
Предприятие как техническая система характеризуется специфическим уровнем технического развития, особенностями технологии и организации производства, назначением своей готовой продукции, специфическим оборудованием.
Предприятие как экономическая система характеризуется уровнем затрат на производство, величиной прибыли, рентабельностью, уровнем эффективности производства.
Предприятие — всегда специфическая социальная система. Оно характеризуется определенным уровнем:
1) профессионально-квалификационной подготовки работников;
2) социально-психологического климата;
3) трудовой дисциплины.
Характерные особенности предприятия приведены ниже.
1. Экономическая обособленность. Проявляется в имущественной обособленности. Предприятие имеет завершенный воспроизводственный цикл: оно мобилизует ресурсы, преобразует их и получает готовый продукт, реализует его и полученную выручку использует вновь для приобретения ресурсов. Предприятие имеет самостоятельные экономические интересы. Интересы работников и предпринимателей не могут во всем совпадать. Но всех действующих лиц предприятия обычно объединяет наличие общего интереса — произвести продукцию, продать ее и получить денежный доход.
2. Технологическая обособленность. Предприятие имеет завершенный технологический цикл производства, т.е. его техническая или технологическая «начинка» рассчитана на осуществление технологически завершенного производственного процесса. Его результатами могут быть конечный товар или промежуточный продукт, предназначенные для производственного потребления.
3. Юридическая обособленность находит свое выражение в наличии устава предприятия (для отдельных видов предприятий — только учредительного договора), счета в банке, ведении бухгалтерского баланса, наличии права договорных отношений и найма работников, определенной имущественной ответственности во взаимоотношениях с другими предприятиями и отдельными гражданами. Многие предприятия также стремятся разработать и зарегистрировать свой товарный знак.
4. Участие в общественном разделении труда. Предприятие выступает как специализированный товаропроизводитель, поэтому в своей деятельности испытывает большую зависимость от действий других экономических субъектов. [5] Сбыт продукции и ресурсное обеспечение — это те области деятельности предприятия, в которых оно ощущает свою наибольшую экономическую зависимость от других.
Характеристика предприятия предполагает определение его основных черт. Такими чертами являются:
1) производственно-техническое единство, предполагающее общность процессов производства, капитала, технологии;
2) организационное единство. Предприятие — это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;
3) экономическое единство, выражающееся в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также экономических результатов работы.
Предприятия можно классифицировать по различным параметрам:
1) отраслевой принадлежности;
2) структуре производства;
3) размеру предприятия.
Классификация предприятий — это их группировка по определенному признаку: отраслевой принадлежности, структуре производства, размеру предприятия, уровню рентабельности и специализации, организационно-правовому устройству и другое. (смотреть таблицу 1).
Классификация предприятий позволяет более упорядочение, системно подойти к изучению предприятий, детально проанализировать различные аспекты, стороны деятельности предприятия.
Таблица 1 Классификация предприятий
По отраслевой принадлежности |
По размеру предприятия |
По организационно- правовому устройству |
1. Промышленное |
1. Малое |
1. Единоличное |
2. Сельскохозяйственное |
2. Среднее |
2. Хозяйственное товарищество |
3. Строительное |
3. Крупное |
3. Хозяйственное общество |
4. Транспортное |
4. Производственный кооператив |
|
5. Финансово-кредитное |
5. Государственное и муниципальное предприятие |
|
6. Торговое |
||
7. Другое |
Классификация предприятий по отраслевой принадлежности (видам деятельности) позволяет определить их хозяйственную направленность, технологические и экономические особенности воспроизводства.[3]
Классифицируя предприятие по размеру, критериями определения размера предприятия и его отнесения к той или иной классификационной группе выбирают:
а) количество работников, занятых на предприятии;
б) объем хозяйственного оборота предприятия, т.е. величину его денежных поступлений (выручка) за определенный период времени;
в) стоимость уставного капитала предприятия;
г) стоимость производственных фондов. Классификация предприятий по организационно- правовому позволяет подробнее изучить коммерческие и некоммерческие предприятия.
1.2. Понятие и виды организационных структур предприятий
Любое предприятие или организация обладают организационной структурой, разработанной на этапе их создания и откорректированной в процессе практической деятельности.
Организационная структура компании или предприятия отражает взаимоотношения между руководящим составом и рабочим персоналом, дает четкое представление, кто на предприятии отвечает за принятие управленческих решений.[18]
Всякая организационная структура может быть представлена в виде схемы, отдельными блоками которой будут выступать директор или руководитель предприятия, его структурные подразделения, отдельные управленческие единицы и связи между ними.
Понимание организационной структуры предприятия позволит мгновенно диагностировать проблемы взаимодействия управляющих субъектов и управляемых объектов предприятия, увидеть, как устроены производственные процессы, оценить их сильные и слабые стороны.
Чем яснее структура, тем проще преодолевать разногласия и обеспечивать движение всех членов трудового коллектива к достижению единой цели.
Непродуманная, «состряпанная на глазок» организационная структура чревата значительным увеличением сроков выполнения работ или оказания услуг, неразберихой в документах, перекладыванием одним работником своих обязанностей на другого (при отсутствии нормально сформированного разделения обязанностей).
Организационная структура предприятия — это система взаимоотношений структурных подразделений предприятия в процессе производства.
Элементами такой системы выступают:
- отношения управления;
- внутренние нормы и правила;
- личная ответственность каждого подразделения за выполнение той или иной работы;
- распределение полномочий персонала и руководителей.
Правильно выстроенная, отлаженная и продуманная структура организации предприятия гарантирует стабильное и динамичное развитие бизнеса и полноценное функционирование учреждения в целом.[22]
Организационная структура формируется под влиянием множества факторов:
- правовой формы предприятия;
- видов деятельности;
- масштабов предприятия и объемов выпускаемой продукции;
- используемых стратегий и технологий;
- способов реализации товаров и услуг;
- размеров капитала, имеющихся ресурсов и проч.
Для создания качественной структуры предприятия требуется ее постоянный анализ и своевременное внесение корректировок на основе полученных в результате анализа данных.