Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Понятие предприятия, его основные черты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внешние факторы – это такие явления, события, организации и люди, которые извне влияют на бизнес и являются причинами вероятных потерь. Полную и точную картину влияния внешних факторов на транспортный бизнес составить практически нереально, так как ситуация на рынке и в мире постоянно меняется [22, C. 56].

Внешние риски не связаны с проведением организационных изменений, но могут выступать их причинами и (или) воздействовать на результаты изменений. Источник возникновения – внешняя по отношению к предприятию и его контактной аудитории среда. К внешним рискам предприятия ИП Салауров Ю. В. отнесем:

– риски, связанные с нестабильностью текущей экономической ситуации (условия инвестирования, использования прибыли, уровень доходов населения и т. п.);

– риск изменения конкурентной среды, покупательских предпочтений, колебания конъюнктуры рынка; внешнеэкономические риски (возможность введения ограничений на поставки и т. п.);

– риск неблагоприятных политических изменений в регионе, в стране;

– научно-технические факторы (появление инновационного продукта у конкурентов);

– социальные риски;

– возможность ухудшения природно-климатических условий, возникновения стихийных бедствий и пр.

Для определения своего места на рынке и прогнозирования результатов деятельности каждое предприятие должно анализировать и оценивать свой потенциал, а также факторы, которые влияют на его развитие. Для выявления основных проблем было решено использовать инструмент SWOT-анализ, с помощью которого были определены сильные и слабые стороны предприятия, а также его возможности и угрозы, приведенные в Приложении 2. Экспертом был директор компании: Салауров Ю. В.

Сильные стороны предприятия ИП Салауров Ю. В.:

  1. Квалифицированные опытные водители,
  2. Специально оборудованный автотранспорт,
  3. Индивидуальный подход к клиентам,
  4. Оперативное и качественное обслуживание,
  5. Наличие постоянных клиентов.

Слабые стороны предприятия:

  1. Недостаток информации о конкурентах,
  2. Уязвимость по отношению к конкурентному давлению,
  3. Слабое аналитическое и информационное обеспечение,
  4. Отсутствие рекламной политики,
  5. Отсутствие бюджетного планирования,
  6. Отсутствие экономических расчетов финансово-экономических результатов предприятия;
  7. Отсутствие стимулирования сотрудников,
  8. Отсутствие сопутствующих услуг.

Проанализировав выявленные данные, были определены внешние и внутренние возможности и угрозы. И, выбрав наиболее важные, была составлена матрица SWOT.


При сопоставлении факторов решался вопрос: можно ли используя сильную или слабую сторону компании воспользоваться имеющейся возможностью или нейтрализовать угрозу. Оценка факторов происходила следующим образом:

«+» ставили, если организация может использовать возможность или нейтрализовать угрозу.

«-» - если нельзя нейтрализовать угрозу или использовать возможность.

«0» - если нет связи между факторами [28, C. 32].

Матрица SWOT-анализа представлена в Приложении 3.

Проанализировав полученные данные, были выявлены ключевые факторы успеха предприятия ИП Салауров Ю. В., которые приведены в Таблице 6.

Таблица 6 - Ключевые факторы успеха предприятия ИП Салауров Ю. В

Фирма/Рынок

Возможности

Угрозы

Сильная сторона

Благодаря хорошей репутации увеличить спрос на услуги предприятия и тем самым привлечь новых клиентов, и укрепить свои позиции на рынке.

Рост цен на топливо и запчасти. Хорошая репутация позволит находить клиентов с более выгодными предложениями, что приведет к увеличению денежных поступлений, а значит и к росту прибыли.

Слабая сторона

Возможность завоевания рынка конкурентов. По причине того, что компания на рынке работает не так давно, есть возможность завоевать рынок только более «молодых конкурентов».

Ужесточение конкуренции на рынке. Более крупные транспортные компании имеют возможность привлекать новых клиентов с помощью гибкой системы скидок, покрывая возможные затраты за счет имеющихся резервных денежных средств.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что общее состояние деятельности ИП Салауров Ю. В. можно определить как стабильное и динамичное. На сегодняшний день предприятие занимает устойчивую нишу в своем сегменте и осуществляет экономически эффективную деятельность. Предприятие имеет определенные возможности для поддержания и развития бизнеса в будущем, но в должной мере не может оценить закономерности кризисных явлений, с которыми может столкнуться. В связи с этим были определены проблемы при управлении изменениями в процессе организационного развития предприятия и риски, с которыми предприятие может столкнуться. Они представлены в Таблице 7.

Таблица 7 – Проблемы и риски предприятия ИП Салауров Ю. В.

Проблемы

Риски

1

- Жесткие методы управлением изменениями на предприятии;

- Неэффективность мотивации.

Риск потери квалифицированных кадров

2

- Отсутствие конкурентного анализа;

- Отсутствие рекламной политики;

- Отсутствие сопутствующих услуг.

Риск потери конкурентных преимуществ

3

- Слабое аналитическое и информационное обеспечение;

- Отсутствие бюджетного планирования;

- Отсутствие регламентированных бизнес-процессов.

Риск принятия неверных управленческих решений

4

- Отсутствие бюджетного планирования;

- Отсутствие экономических расчетов финансово-экономических результатов предприятия.

Риск неверных стратегических решений


Таким образом, предприятию ИП Салауров Ю. В. необходимо найти пути решения и способы снижения рисков при управлении изменениями на предприятии.

Выводы:

Был проведен анализ управления изменениями в процессе организационного развития на предприятии ИП Салауров Ю. В. Анализ показал, что на предприятии ИП Салауров Ю. В. используется бюрократический тип управления – формирование структуры управления исходя из внутреннего строения предприятия, разделения работ и рационализации управления. Главное внимание уделяется разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников предоставляемым полномочиям.

Основная задача управления предприятием ИП Салауров Ю. В. состоит в создании условий для ее деятельности таким образом, чтобы сотрудники вносили вклад в достижение целей предприятия с минимальной затратой финансовых средств, времени, усилий и материалов, а также с минимальными нарушениями организационного порядка.

Был сделать вывод, что тип организационной структуры управления и структурно-функциональное устройство подходит для предприятия, о чем свидетельствуют результаты деятельности предприятия.

При отсутствии существенных внешних и внутренних предпосылок к изменениям, при отсутствии должного эффекта и при отсутствии средств затраты на организационное развитие на предприятии не производятся.

Предприятие ИП Салауров Ю. В. использует властно-насильственную стратегию управления изменениями на предприятии, то есть сотрудники делают то, что им говорят или их можно к этому склонить, и, таким образом, изменения основаны на пользовании властью и наложении санкций.

На предприятии ИП Салауров Ю. В. внедряются жесткие методы ведения изменений. Руководство не вовлекает сотрудников в обсуждения по постановке целей и задач предприятия, считая, что лидерство сверху вниз является разумным подходом к управлению изменениями, когда предприятие сталкивается с проблемами, способными привести к краху.

Руководство считает действенным методом преодоления сопротивления персонала организационным изменениями – увольнение или смещение с должности сотрудников.

Были выявлены слабые стороны предприятия ИП Салауров Ю. В.

  1. Жесткие методы управлением изменениями,
  2. Неэффективность мотиации,
  3. Отсутствие конкурентного анализа,
  4. Отсутствие рекламной политики,
  5. Слабое аналитическое и информационное обеспечение,
  6. Отсутствие бюджетного планирования,
  7. Отсутствие регламентированных бизнес-процессов,
  8. Отсутствие экономических расчетов финансово-экономических результатов предприятия;
  9. Отсутствие сопутствующих услуг.

При анализе деятельности ИП. Салауров Ю. В. были выявлены риски, с которыми сталкивается предприятие при управлении изменениями:

  • Риск неверных стратегических решений.
  • Риск принятия неверных управленческих решений;
  • Риск потери конкурентных преимуществ;
  • Риск потери квалифицированных кадров.

Глава 3.

3.1. Рекомендации по совершенствованию организационного развития и управления изменениями на предприятии ИП Салауров Ю. В.

При анализе деятельности ИП Салауров Ю. В. были выявлены риски, с которыми сталкивается предприятие при управлении изменениями:

  • Риск неверных стратегических решений.
  • Риск принятия неверных управленческих решений;
  • Риск потери конкурентных преимуществ;
  • Риск потери квалифицированных кадров.

Влияние рисков может сказываться на всех сторонах работы предприятия, ухудшая его финансовое положение, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и др. Поэтому были предложены пути по устранению и снижению рисков на предприятии:

  1. Совершенствование системы стратегического планирования.
  2. Совершенствование организационной структуры предприятия.
  3. Оптимизация процесса организационного развития предприятия.
  4. Разработка рекламной политики предприятия.
  5. Совершенствование системы стратегического планирования

На предприятии ИП Салауров Ю. В. руководство концентрирует свои усилия на решении текущих задач, оперативном управлении и, соответственно, на краткосрочном горизонте планирования. На предприятии альтернативой стратегическому планированию выступает «предпринимательская интуиция». При таком подходе, вследствие использования нерациональных процедур, вероятность принятия правильного решения намного ниже, чем при рационально обоснованном, планомерном действии. Интуитивное планирование и принятие решений часто дополняются импровизацией, то есть кратковременной реакцией, которая используется не систематически, а от случая к случаю, без расчета на перспективу, в основном в целях адаптации к новому положению дел.


При отсутствии «видения будущего» своего предприятия, невозможно не только не предвидеть неприятности, но и использовать свои конкурентные преимущества при наступлении благоприятных событий во внешней среде.

Стратегическое планирование — это процесс постановки и обоснования долгосрочных целей компании, разработки направлений достижения целевых установок, исходя из имеющихся ресурсов и возможностей, построения комплекса правил принятия управленческих решений и действий предприятия в указанных направлениях (стратегии), разработки системы определенных мероприятий, распределения ресурсов и комплекса сбалансированных показателей достижения поставленных целей (стратегический план) [15, C. 53].

Стратегическое планирование на предприятии ИП Салауров Ю. В. должно осуществляться руководителем, лучше всего разработкой стратегического планирования заниматься лично в связи с высокой стоимостью консалтинговых услуг. Методической основой стратегического планирования в организации будет набор специфических методов анализа внутренней и внешней среды, разработки портфельных и конкурентных стратегий предприятия, построения стратегического плана и управления его реализацией.

Особенностью развития стратегического планирования как функции управления предприятием является учет такого фактора, как непрерывные изменения.

В первую очередь на предприятии должны быть налажены процедуры стратегического анализа, позволяющего сделать глубокий анализ внешних и внутренних факторов, составить прогноз развития ситуации. На основании стратегического анализа на предприятии ИП Салауров Ю. В. должны формироваться и корректироваться такие инструменты управления, как миссия, цели и стратегия.

Основными элементами при разработке стратегического планирования должны быть:

  1. Определение миссии.
  2. Определение целей деятельности предприятия на краткосрочные и долгосрочные периоды.
  3. Определение методов и мероприятий по достижению целей.
  4. Формирование структуры и тактики управленческой политики (выделение функций руководства и степени его контроля над рабочим процессом).
  5. Назначение ответственных лиц за проведением изменений и контроля.
  6. Определение услуг, поставленных на реализацию, а также разработка и введение новых (виды услуг, потребность рынка в этих услугах, преимущества и недостатки, ожидаемая прибыль от ее реализации и возможные издержки и потери).
  7. Разработка кадровой политики (распределение обязанностей между отделами, определение системы поощрений, разработка программ по обучению, развитию сотрудников).
  8. Организация производственного процесса.
  9. Оценка среды бизнеса и конкурентной среды (особое значение это имеет в период преодоления кризисных ситуаций, когда предприятие формирует стратегию борьбы с кризисом либо выбирает способ его преодоления (реинжиниринг, реструктуризация, незначительные изменения).
  10. Разработка программы маркетинговых исследований – исследование рынка и имеющихся на нем продукции, размер спроса и предложения [17, C. 8].