Файл: Состав правонарушения (Комплексное общетеоретическое исследование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отсутствие признаков должностного лица, исключает привлечение лица к административной ответственности как должностного лица.

Так, решением судьи Лениногорского городского суда постановление начальника ИФНС по Республике Татарстан оставлено без изменения, жалоба Г. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в вышестоящий суд, Г. просит отменить решение судьи Лениногорского городского суда и постановление должностного лица, как вынесенные незаконно и необоснованно, указав, что с 2010 года директором АО он не является, в связи и чем не может быть привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.14.25 КоАП РФ, то есть за непредставление или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.

В Федеральном законе от 8 августа 2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [10] перечислены лица, уполномоченные быть заявителями при изменении сведений о юридическом лице. К ним относятся: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

В протоколе об административном правонарушении в отношении Г. указано, что в отдел регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России по Республике Татарстан поступила информация об отсутствии юридического лица – АО по адресу государственной регистрации. Отделом оперативного контроля инспекции был произведен выход по адресу местонахождения указанного юридического лица и обнаружено, что установить органы управления обществом не представляется возможным, о чем составлен акт осмотра помещений.

Привлекая Г. к административной ответственности по ч.3 ст.14.25 КоАП РФ, должностное лицо ИФНС по Республике Татарстан исходило из того, что Г. является директором АО и в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ несет ответственность как лицо, уполномоченное на оформление и представление заявлений на государственную регистрацию юридического лица.


Судья Лениногорского городского суда, пересматривая дело по жалобе Г., согласился с данным выводом начальника ИФНС по Республике Татарстан.

Вместе с тем, судья вышестоящего суда, пересматривающий дело по жалобе Г., не согласился с выводами должностного лица и судьи городского суда.

По запросу судьи вышестоящего суда в судебное заседание областного суда генеральным директором ГП НО А. предоставлено решение об освобождении Г. от должности директора АО. В предоставленных документах также указано на то, что после принятия названного решения, Г. более директором данного юридического лица не являлся.

Таким образом, Г. на момент составления протокола об административном правонарушении не являлся субъектом административного правонарушения и, следовательно, в данном случае отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренный ч.3 ст.14.25 КоАП РФ. Производство по делу было прекращено в связи с отсутствием в действиях Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.25 КоАП РФ [18].

Особого внимания заслуживают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В силу требований налогового и гражданского законодательства таковыми являются индивидуальные предприниматели.

Так, согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований п. 1 ст. 23 ГК РФ, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Кроме того, понятие индивидуального предпринимателя раскрывается в ч. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ (часть первая), в силу которой индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств [29, c. 28].

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.


По общему правилу лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, т.е. в пределах санкций, предусмотренных для должностных лиц. Однако в исключительных случаях, предусмотренных КоАП РФ, законодатель выделяет указанную категорию субъектов административного правонарушения в качестве самостоятельных лиц, устанавливая в отношении их отдельные виды административных наказаний, как правило, отличные от наказаний, установленных для должностных лиц [64].

Отсутствие субъекта преступления имеет место в тех случаях, когда лицо, совершившее запрещенное уголовным законом деяние, не соответствует признакам, указанным в нормах Особенной части УК РФ. Так, специфика должностных преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления", состоит в том, что их совершение становится возможным лишь благодаря занимаемой должности или путем использования лицом предоставленных ему служебных полномочий [38]. Поэтому уголовный закон специально предусматривает признаки, которым должно соответствовать лицо, подлежащее уголовной ответственности за данные преступления. Они раскрываются в примечаниях к ст. 285 УК РФ.

Отсутствует субъект преступления и в случае, когда лицо, совершившее предусмотренное уголовным законом деяние, не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность. По общему правилу уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК РФ). Часть 3 ст. 27 УПК РФ прямо оговаривает, что уголовное преследование в отношении лица, не достигшего возраста уголовной ответственности, подлежит прекращению именно в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

Особенностью прекращения уголовного дела ввиду недостижения возраста уголовной ответственности является то, что у лица, в отношении которого принимается такое решение, не возникает права на реабилитацию (ч. 4 ст. 133 УПК РФ), хотя отсутствие состава преступления является по общему правилу реабилитирующим основанием [47, c. 3].

Для правильного прекращения уголовного дела в отношении лица, не достигшего возраста уголовной ответственности, существенное значение имеют полнота установления обстоятельств дела и точность квалификации содеянного, поскольку ч. 2 ст. 20 УК РФ определяет перечень преступлений, при совершении которых ответственность наступает с 14-летнего возраста.


Так, Ш. привлекался к уголовной ответственности за убийство Ч. Первоначально его действия были квалифицированы по ч. 1 ст. 105 УК РФ как умышленное убийство. Однако в связи с установлением обстоятельств, свидетельствовавших о том, что убийство Ч. совершено Ш. при превышении пределов необходимой обороны, его действия переквалифицированы на ч. 1 ст. 108 УК РФ. Согласно ст. 20 УК РФ ответственности за такое преступление подлежит лицо, достигшее ко времени его совершения шестнадцатилетнего возраста. Поскольку деяние совершено Ш. в возрасте 15 лет 11 месяцев, он на момент причинения потерпевшему смерти не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Так как Ш. не является субъектом указанного преступления, в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 108 УК РФ [16].

Вообще же, по общему правилу ответственными субъектами правонарушений являются дееспособные и вменяемые лица, т.е. все лица, достигшие определенного возраста и обладающие полноценной психикой. Малолетние и психически больные не обладают необходимым сознанием и волей, чтобы осознанно разрешать те или иные жизненные ситуации: дети - вследствие недостаточного психического и физического развития, а душевнобольные - вследствие патологического развития (слабоумия) или деградации сознания (душевная болезнь)1.

Закон устанавливает различные возрастные границы деликтной правосубъектоности. Так, уголовная ответственность наступает по достижении 16 лет, а за отдельные виды преступлений - с 14 лет; административная ответственность - с 16 лет; ответственность по трудовому праву - с момента заключения трудового договора или членства в колхозе, т.е. с 16 лет, и в исключительных случаях с 15 лет; по гражданскому законодательству ответственность в полном объеме возникает с 18 лет и частичная - с 15 лет.

Неодинаковый возраст ответственности устанавливается с учетом степени общественной опасности правонарушений, значимости тех благ, на которые они посягают.

Таким образом, субъект правонарушения - это лицо (или организация), совершившее правонарушение. Особенности субъекта зависят от вида правонарушения. Субъектом правонарушения может быть только вменяемое (т.е способное осознавать общественно опасный характер своего деяния) физическое лицо, достигшее установленного возраста привлечения к уголовной ответственности (16, а в некоторых случаях и 14 лет. Невменяемое физическое лицо не может быть субъектом правонарушения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному в данной курсовой работе можно сделать следующие выводы.

Во-первых, понятие правонарушения находится под пристальным вниманием ученых-юристов, и данной проблеме посвящены многочисленные научные статьи, монографические работы, кандидатские и докторские диссертации. Однако, несмотря на достаточно хорошую степень проработанности данного понятия, до настоящего времени ведутся споры о количестве признаков правонарушения, характеристиках отдельных элементов состава правонарушения. Остается нерешенным вопрос о соотношении правонарушения и злоупотребления правом, оживленные дискуссии вызывает проблема обязательности вины как признака правонарушения. До настоящего времени ведутся дискуссии, является общественная опасность обязательным признаком всех правонарушений либо она присуща только преступлениям.

Во-вторых, административным проступкам и преступлениям присущи общие черты. Подробно в работе были рассмотрены такие свойства деяний, как общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость. Проведя исследование, можно сделать вывод о наличии общей природы административного проступка и преступления, которые вторгаются в нормально складывающиеся общественные отношения, нарушающие установленный юридический порядок. Охрана регулируемых отдельной отраслью отношений не всегда сосредоточена в рамках одной отрасли права: охранительные нормы, а вернее санкции, могут располагаться в рамках различных отраслей права.

В третьих, в качестве признаков правонарушения называются: деяние (действие или бездействие); противоправность; виновность; юридическая ответственность, которая наступает за совершение правонарушения. Иначе данный признак называют наказуемостью. При этом на общественную опасность законодатель указывает только в определении понятия преступления. В юридической литературе называют и иные признаки правонарушения. В частности, имеются указания на аморальность как характеристику преступления, на выражение негативной, ретроспективной, а не позитивной юридической ответственности.

В-четвертых, состав правонарушения - это теоретическая конструкция, выводимая логическим путем из правовых норм, характеризующая деяние как правонарушение с четырех сторон (объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны) и выполняющая по отношению к правонарушению служебную роль, необходимую для процесса правоприменения. Данное понятие применимо во всех отраслевых юридических науках, в том числе и в науке гражданского права.