Файл: Состав правонарушения (Комплексное общетеоретическое исследование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжая исследование понятия «правонарушение», нельзя не исследовать его структуру и определить его виды для его более обширного представления.

Структура правонарушений характеризуется соотношением видов (групп) правонарушений, классифицируемых по различным основаниям и признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам) и др. [29, c. 28].

В теории права правонарушения делятся на два вида – преступления и проступки. В основе классификации лежит представление законодателя о степени общественной опасности деяния для общества, государства и личности.

Согласно ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации [6] (далее по тексту УК РФ) преступлением в Российской Федерации признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. При этом в зависимости от характера и степени общественной опасности, преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. При этом жестко указано: "Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности" (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Составы проступков закрепляются в гражданском, административном, финансовом, трудовом, земельном, экологическом праве и других отраслях права. Проступки подразделяется на три вида – административные, дисциплинарные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемые соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций.

Административным правонарушением в нашей стране, как это явствует из ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях [3] (далее по тексту КоАП РФ), «признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность». И здесь наличествует стремление законодателя дифференцировать категории административных правонарушений (ст. 3.2 КоАП РФ) на грубые, значительные и менее значительные, что подверглось острой критике в юридической литературе, где, в частности, отмечено, что без четко разработанных критериев введение оценочных понятий непосредственно в КоАП РФ является грубой ошибкой, содержащей одновременно коррупционный фактор, позволяющий отдавать на откуп малограмотному или юридически безграмотному "оценщику" квалификацию составов противоправных деяний, затрагивающих жизненно важные интересы деятельности юридических и физических лиц, со всеми вытекающими из такой субъективной оценки последствиями" [59, c. 170].


Таким образом, в законодательстве РФ противоправность деяния как квалифицирующий признак присутствует и в понятии преступления любой тяжести, и в понятии административного правонарушения.

Дисциплинарный проступок представляет собой нарушение трудовой воинской, учебной или иной дисциплины. Совершение дисциплинарного проступка влечет за собой применение дисциплинарного взыскания руководителем соответствующего предприятия, организации, учреждения. В случаях, когда дисциплинарный проступок совершает руководитель предприятия, организации учреждения, вопрос о его привлечении к дисциплинарной ответственности решает вышестоящее должностное лицо или орган, которому подчинено данное предприятие, организация, учреждение [56, c. 131].

Специфика гражданских правонарушений состоит в том, что их составы не перечисляются в гражданском законодательстве.

В современном гражданском законодательстве не имеется законодательного определения понятия гражданского правонарушения. Как указывает Карнушин В.Е.: «С одной стороны, это плюс, поскольку в случае неохвата легальным определением какой-либо ситуации, которая интуитивно подпадает под понятие правонарушения, гражданско-правовая охранительная норма в любом случае будет действовать и восстанавливать нарушенное право, но с другой стороны, в гражданском праве могло бы содержаться абстрактное определение понятия гражданского правонарушения, которое могло бы охватывать большое количество всевозможных ситуаций, которые относятся к правонарушениям в силу традиционных доктринальных пониманий правонарушения».[ 34, c.54].

Современным гражданским законодательством предоставляется защита не только субъективным гражданским правам, но и законным интересам. Примером может являться предполагаемое к введению еще Концепцией развития гражданского законодательства института защиты владения. Владение в свете Концепции не понимается как субъективное гражданское право, но также может быть нарушено, в связи с чем следует полагать, что речь идет о защите законного интереса.

Добросовестность предполагает соблюдение установленных обязательством прав, а также законных интересов, которые связаны с обязательственными правами.

Такое определение границ добросовестности уже в полной мере позволяет говорить о том, что злоупотребление правом постепенно двигается в сторону признания его правонарушением, а не некоторым самостоятельным явлением [21, c. 97].

Отсюда прослеживается общая логика законодателя о том, что должно признаваться гражданским правонарушением. Гражданское правонарушение - это нарушение субъективных гражданских прав и законных интересов.


Так, деликтные обязательства понимаются как обязательства, возникающие в связи с нарушением абсолютных гражданских прав [36, c. 115], говорится о принципе генерального деликта, упоминается о всяком ущербе лицу вообще [53, c. 75], также упоминается понимание деликта не только как противоправного действия (бездействия), но и как правомерного действия (бездействия) [37, c. 37]. При этом правомерность в таком случае понимается как соответствие нормам гражданского законодательства. Однако противоправность все же должна пониматься несколько шире - как нарушение не только норм объективного права, но и нарушение субъективных прав.

Исходя из вышеизложенного, под гражданским правонарушением следует понимать действие или бездействие, деятельность или поведение, которые нарушают гражданские права и (или) охраняемые законом интересы субъектов гражданского права.

Таким образом, правонарушения делятся на два вида – преступления и проступки. Проступки подразделяется на три вида – административные, дисциплинарные и гражданско-правовые.

Кроме приведенной выше классификации существуют и другие основания классификации правонарушений. Основываясь на наличии экономических, социальных, политических отношений общества, различают три вида правонарушений: в области экономических отношений (собственность, труд, распределение и др.), в области социально-бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок), в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).

Возможна классификация правонарушений и по иным критериям (например, в научных целях). Так, можно различать правонарушения, посягающие на духовные или материальные блага, общественные или личные интересы, правонарушения в сфере нормотворческой или правоприменительной деятельности и т.д. [66, c.21].

Каждая классификация в известной степени условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Так, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушения другим человеком или несколькими людьми. Одно и то же деяние может нарушить нормы нескольких отраслей законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций, например, виновное повреждение здоровья гражданина собственником автомобиля влечет гражданско-правовую обязанность по возмещению материального вреда, административную (лишение водительских прав) и уголовную ответственность.

Существует также и психологическая связь правонарушений: безнаказанность за совершение сравнительно мало опасных (гражданских, трудовых, административных) правонарушений создает уверенность в безответственности и безнаказанности для правонарушителя и других лиц, повинных в них, создает почву для совершения более опасных правонарушений, в том числе и преступлений.


1.2. Признаки правонарушения

Правонарушение имеет сложное строение, структуру. Оно состоит из четырех элементов – субъекта, субъективной стороны, объекта и объективной стороны. При отсутствии хотя бы одного из них деяние меняет свое качество и может быть чем угодно, но не правонарушением. Это положение является общепризнанным в юридической литературе и правоприменительной деятельности.

Правонарушение предстает как внешнее выражение свободной воли правонарушителя, желающего удовлетворять свои интересы и потребности путем нарушения действующего права и, соответственно, охраняемых им интересов других лиц. Правонарушение, как и любой акт осознанного человеческого поведения, является единым. Каждый из названных четырех элементов структуры правонарушения имеет самостоятельное значение лишь в качестве элемента правонарушения и вне него сам по себе не существует.

Более подробно об элементах правонарушения будет рассмотрено в следующих главах данной курсовой работы. В данном же разделе хотелось бы остановиться на основных признаках правонарушения.

Первым признаком правонарушения является деяние, под которым понимается действие или бездействие субъекта. В последние годы в юридической литературе стали утверждать о некой переходной форме деяния, которая находится между действием и бездействием и представляет собой ненадлежащим образом выполненное действие [32, c. 12]. Однако другие ученые полагают, что в этом нет как теоретической, так и практической необходимости, так как если субъект выполнил действие не в полном объеме, то в его деянии все равно прослеживаются характеристики бездействия [41, c. 40].

Действие как одна из форм деяния всегда характеризуется проявлением активности субъекта, двигательной или вербальной. Оно может складываться из одного движения, нескольких или совокупности таковых, перерастать в систематические однотипные операции и т.д.

Действие может быть длящимся во времени или одномоментным, оно может характеризоваться целой системой поведенческих актов, являющейся по своей сущности правонарушающей.

При характеристике действия следует иметь в виду особенности некоторых составов правонарушений. При этом мысли не наказуемы, однако некоторые правонарушения, например клевета, оскорбление, экстремистские призывы или призывы к разжиганию расовой, религиозной или иной ненависти или вражды, совершаются вербальным способом, посредством словесного выражения своих мыслей. Сущность вербальной формы деяния заключается в ее словесном выражении. Близки, но не тождественны с вербальной формой деяния клеветнические письменные заявления, заведомо ложные доносы и иные подобного рода действия, нашедшие письменную форму выражения [63].


Другой формой деяния является бездействие. Теория и практика правового регулирования выработали несколько критериев, когда бездействие обладает правовым значением.

Во-первых, на лице должна лежать обязанность действовать надлежащим образом при наступлении тех или иных юридических фактов. Во-вторых, у субъекта должна быть реальная возможность совершить то или иное действие. В-третьих, данная обязанность должна вытекать из нормативного правового акта, договора, акта индивидуального правового регулирования или из предшествующего противоправного поведения виновного [35, c. 3].

Как правило, бездействие связано с нарушением обязывающей нормы права, которая предписывает в императивной форме выполнить предписание, изложенное в диспозиции. В этом и состоит одно из основных отличий бездействия от действия, так как действие, наоборот, связано с нарушением запрета его совершать. Действие как разновидность противоправного поведения связано с нарушением запрещающих норм права.

Несмотря на относительную самостоятельность действия и бездействия, между ними есть много общего. Во-первых, они выступают различными проявлениями самого деяния. Во-вторых, они являются проявлениями социальной активности субъекта. В-третьих, они должны находиться под контролем воли и сознания субъекта. Поэтому в юридической литературе говорят не просто о деянии, а о волевом и осознанном деянии [45].

Следующий признак правонарушения - это его противоправность. По своей сути это формальный признак, означающий одно из проявлений принципа законности:

Противоправность как признак правонарушения выступает гарантией от произвола властей, она является сдерживающим фактором, обеспечивающим функционирование законности в демократическом государстве. Более того, она является для субъектов права важным ориентиром, указывающим на правомерность их действий. Так, ориентируясь на то, что является противоправным, путем противопоставления можно определить, какие же действия являются правомерными, что очень важно для субъектов общественных отношений [59, c. 170].

Таким образом, противоправность означает, что нормой права закреплена обязанность или запрет, а субъект не выполняет обязанность или не соблюдает запрет. Противоправность не существует "вообще", противоправным всегда является деяние, совершенное конкретным субъектом, а выделение отдельно признака деяния и отдельно признака противоправности обусловлено сугубо научными потребностями.