Файл: Информационное и коммуникационное обеспечение управления маркетингом.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА
1.1 Тенденции развития информационного потока в области маркетинга
1.2 Содержание информационных потребностей в области маркетинга
ГЛАВА 2. КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА
2.1 Сущность и понятие маркетинговых коммуникаций
Источниками статистической информации также является базы на основе официальной статистики, предоставляемые коммерческими информационными службами, маркетинговые исследования, аналитические обзоры, деловые новости [36].
Одним из основных источников деловой информации являются информационно-поисковые системы (ИПС) [44]. В условиях развития рыночной экономики, формирования частного сектора, многократного возрастания количества фирм основными требованиями к информационно-поисковым системам являются полнота и достоверность представленной в них информации, а также многоаспектный поиск, обеспечивающий высокую релевантность найденных сведений, снимающий проблему «информационного шума» и затрат времени. Наиболее востребованными являются информационно-поисковые системы, содержащие сведения о производителях товаров и услуг [37]. Как правило, они сочетают несколько видов информации - разнообразные данные о производителях продукции (адресно-реквизитные данные, направления работы, перечень выпускаемой продукции, сведения о руководящем составе, кадрах, данные о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах и др.), товарах, ценах, коммерческих предложениях и т.д. Наиболее используемыми информационно-поисковыми системами являются продукты агентства «Бизнес-карта», ЗАО «АСУ-Импульс», «Российский генеральный регистр производителей товаров и услуг», "Независимые производители товаров и услуг России", "Регистр PAV-Пресс". Используются также специализированные базы "Ценовой мониторинг", "Валютный рынок", "Банковские учреждения России". Маркетологами используются базы данных о предпочтениях потребителей, являющиеся результатом полевых исследований по изучению общественного мнения [44].
Свыше 62 % опрошенных в исследовании Мешалкиной [44] заявили об использовании информационно-поисковых систем «Гарант», «Консультанте», «Кодекс», содержащих правовую информацию. Подобные информационно-поисковые системы включают полнотекстовый массив, снабженный системой поиска информации по нескольким признакам. В них входят законодательные и нормативные документы, а также комментирующие материалы. Используются также лексикографические базы, включающие различные типы словарей [28].
Пользователи сети интернет высказывают предпочтения ряду отраслевых и тематических сайтов. Среди них информационно-торговая Интернет система Metalcom.ru., предоставляющая пользователям аналитическую информацию, гипертекстовые ссылки на сайты металлургических предприятий, сведения о профессиональных мероприятиях (выставках, конференциях), полнотекстовую базу статей из отраслевых периодических изданий, рефераты для студентов, перечень периодических изданий металлургической тематики, интервью с представителями делового мира, предпринимателями, руководителями предприятий [40].
В глобальной сети представлены также персональные страницы, посвященные проблемам маркетинга и рекламы. Активно используются, размещенные в Интернете сведения о предприятиях и организациях. Печатные источники значительно уступают в полноте и оперативности. Некоторые регионы и отрасли хозяйства не получили достаточного отражения в справочниках предприятий, промышленных каталогах. Многие сайты Интернета содержат каталоги по отраслям хозяйства, перечни отраслевых и тематических сайтов глобальной сети, позволяющие получить комплекс полезных коммерческих данных о предприятиях, включающих профиль работы, производимые товары и услуги, прайс-листы, финансово-экономическое положение, сведения о руководителях, кадровом составе, адресно-реквизитные данные, отчеты и планы работы, сведения о спросе и предложении, партнерах, клиентах, текущей работе, перспективах развития [44].
Использование Интернета в качестве инструмента для сбора первичных социологических, маркетинговых и демографических данных широко известно за рубежом и в России [44, 59].
Источниками получения полезных сведений являются различные мероприятия учебного, профессионального и коммерческого характера: курсы повышения квалификации, конференции, семинары, выставки. Такого рода мероприятия в настоящее время регулярно проводятся научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями, предприятиями, государственными, общественными, торговыми организациями, периодическими изданиями. Тематика мероприятий весьма разнообразна и охватывает научно-теоретические и практические проблемы маркетинга в целом и его компонентов. Они посвящены развитию маркетинга в России, рыночной экономики в период экономического кризиса, маркетинговым коммуникациям, мерчандайзингу, маркетинговым исследованиям, рекламе, маркетингу образования. На этих мероприятиях происходит обмен опытом работы, поиск деловых партнеров, существенное укрепление информационной базы за счет приобретения различных электронных и печатных информационных продуктов, среди которых малотиражные и узкопрофильные издания, промышленные каталоги, проспекты, сборники теоретико-методической, аналитической и коммерческой информации, отечественные и зарубежные деловые справочники, базы данных, программные продукты [41].
Важной особенностью информационных потребностей пользователей информации в области маркетинга является требование предоставления конкретной, достоверной информации, не содержащей «информационного шума», позволяющей сократить время на освоение информационного потока. В связи с этим возрастает значение реферативной и обзорной информации, посвященной кругу предметов и явлений, входящих в понятие «маркетинг». Реферативные журналы и обзоры содержания периодических изданий социально-экономической направленности занимают одно из первых мест в списке востребованных библиографических продуктов. Востребованными также являются аналитические обзоры, размещенные на сайтах Интернета. Рефераты материалов и обзоры содержания периодических изданий, сайтов глобальной сети по направлениям текущей работы составляются в письменной или устной форме сотрудниками информационных служб предприятий [39].
Для оптимизации учебного процесса и развития эффективной самообразовательной деятельности учащихся преподаватели обращаются к обучающим программам, например, компьютерным экономическим практикумам «Конкуренция», «Банковский маркетинг» и др. Компьютерные практикумы позволяют вести обучение и самообучение в игровой форме, снабжены системой оценки полученных знаний [44].
Основными каналами получения актуальной информации для преподавателей являются научно-вспомогательные текущие библиографические указатели и реферативные журналы Российской национальной библиотеки, Института научной информации по общественным и наукам, Государственной публичной научно-технической библиотеки, книготорговая библиографическая информация, прикнижные, пристатейные списки литературы, рецензии на учебные пособия и монографии, публикуемые на страницах отраслевых периодических изданий «Экономист», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Маркетинг в России и за рубежом» [44].
Востребованным каналом получения информации для научной и преподавательской маркетинговой деятельности является Интернет [29], предоставляющий возможность оперативного получения сведений о научных разработках, профиле деятельности, опыте работы, учебных программах, профессорско-преподавательском составе российских и зарубежных учебных заведений. Интернет может быть использован для профессионального общения, проведения виртуальных конференций дистанционного обучения.
Студентами высших и средних специальных учебных заведений востребована информация для обеспечения учебного процесса в ходе которого происходит освоение научно-теоретических основ маркетинга и приобретения навыков практического решения маркетинговых задач [30]. Студентами востребованы учебники, учебные пособия, лекции, учебные программы, монографии, методические материалы, аналитическая и коммерческая информация. Каналами получения информации для студентов являются каталоги и картотеки библиотек и информационных центров, научно-вспомогательные текущие и ретроспективные проблемно-ориентированные библиографические пособия, ресурсы Интернета, среди которых электронные библиотеки, массивы учебной информации, отраслевые сайты по экономическим вопросам, маркетингу, управленческой деятельности [28].
Свыше 57% опрошенных в исследовании Мешалкиной сообщили, что всегда находят необходимые в работе данные. В ходе исследования также выявлены трудности, возникающие при поиске информации, востребованной при реализации маркетинговых задач [44].
Одной из основных проблем была назван дефицит статистических сведений по отраслям производства, рынках различных товаров, региональным рынкам, запаздывание статистической информации. Труднодоступными для специалистов являются отечественные и зарубежные маркетинговые исследования. Отмечена недостаточность сведений о производителях, справочные издания содержат устаревшие и неверные данные. Несмотря на разнообразие баз данных, содержащих информацию о производителях и предложениях товаров и услуг, в них имеют место неточности, ошибочные сведения. Не созданы, или находятся в стадии разработки базы данных по некоторым областям деятельности, а также базы, отражающие коммерческие сведения регионального характера. Существует проблема отсутствия оперативности в получении этого вида информации [44].
Изучение информационных потребностей пользователей предполагает выявление необходимой периодичности поставок и условий получения информации. 56% опрошенных предпочитают получать информацию ежемесячно, 18,2% - еженедельно, 5,8 % - ежеквартально. 7,2 % хотели бы получать информацию по мере необходимости. При этом 78% высказываются за предоставления информации на электронном носителе, за печатную форму проголосовали 16 % опрошенных [44].
Следует отметить, что в настоящее время на отечественном информационном рынке присутствует многообразный комплекс документов, обеспечивающих научно-теоретическую и практическую деятельность в области маркетинга. Использование маркетинга в различных сферах деятельности, потребность в подготовке квалифицированных кадров определяют развитие микропотока учебной литературы с преобладанием в нем документов, посвященных методике и опыту применения маркетинга в сферах производственной и непроизводственной деятельности [32,36]. По мере внедрения принципов маркетинга в практику, развития областей теоретико-методологического, методического, технологического, информационного, правового обеспечения маркетинга, осмысления значения маркетинга для оптимизации работы во многих сферах, становления и развития рыночной экономики происходит дальнейшая дифференциация тематической структуры документного потока. Появляются новые документы, оперативно отражающие инновационные процессы и направления развития научной и практической работы в области маркетинга. В ближайшие годы, вероятно, сохранится тенденция дальнейшего нарастания многообразия и сложности тематической и видовой структуры документного потока по маркетингу.
Предполагается увеличение в документном потоке доли материалов методического характера, предназначенных для оказания специалистам помощи в построении маркетинговой стратегии развития предприятия: формировании бизнес-плана, определении стратегических направлений работы, способов оптимизации производственной деятельности [44].
Одним из основных направлений развития документного микропотока справочной литературы в перспективе может стать издание различных по целевому и читательскому назначению коммерческих справочников, предоставляющих актуальную фактографическую информацию об отраслях производственной деятельности, отечественных и зарубежных предприятиях, товарах, биографиях крупнейших представителей делового мира [44].
Приоритетным направлением развития информационного потока являются аналитические материалы, характеризующие тенденции развития отечественной и мировой экономики, экономическое положение в отраслях производств, конъюнктуру рынков товаров и услуг, работу предприятий [35].
Потребность оптимизации деятельности в сфере маркетинга за счет использования информационно-поисковых и экспертных систем, информационно-аналитических компьютерных программ, телекоммуникационных сетей позволяет высказать предположение о том, что в ближайшем будущем на одно из первых мест в документном потоке выйдет микропоток, посвященный возможностям применения в маркетинге современных компьютерных технологий и Интернета [37].
В России сложились основные группы пользователей маркетинговой информации. К первой из них относятся научные работники, аспиранты, разрабатывающие научно-теоретические, методологические и методические основы маркетинга, анализирующие текущую экономическую и политическую ситуацию в России, зарубежных странах, мире в целом, конъюнктуру рынков товаров и услуг, изучающие положение в отдельных областях деятельности, правовые, информационные, управленческие и социологические основы маркетинга. Значительную группу пользователей маркетинговой информации составляет профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, преподаватели средних учебных заведений, осуществляющие научную деятельность и организующие учебный процесс, целью которого является усвоение обучающимися научно-теоретических основ маркетинговой деятельности и приобретение навыков ее практического осуществления.
Многочисленную группу потребителей маркетинговой информации составляют специалисты, занимающиеся практической маркетинговой деятельностью - маркетинговыми исследованиями, сегментированием рынка, позиционированием товара, рекламой, ценообразованием,
продвижением товара к потребителю, разработкой товара, созданием и развитием торговой марки. Потребителями маркетинговой информации являются также руководители предприятий, административно-территориальных структур, работники торговли, артисты, политики, юристы, предприниматели [38,41].