Файл: Информационное и коммуникационное обеспечение управления маркетингом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источниками статистической информации также является базы на основе официальной статистики, предоставляемые коммерческими информационными службами, маркетинговые исследования, аналитические обзоры, деловые новости [36].

Одним из основных источников деловой информации являются информационно-поисковые системы (ИПС) [44]. В условиях развития рыночной экономики, формирования частного сектора, многократного возрастания количества фирм основными требованиями к информационно-поисковым системам являются полнота и достоверность представленной в них информации, а также многоаспектный поиск, обеспечивающий высокую релевантность найденных сведений, снимающий проблему «информационного шума» и затрат времени. Наиболее востребованными являются информационно-поисковые системы, содержащие сведения о производителях товаров и услуг [37]. Как правило, они сочетают несколько видов информации - разнообразные данные о производителях продукции (адресно-реквизитные данные, направления работы, перечень выпускаемой продукции, сведения о руководящем составе, кадрах, данные о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах и др.), товарах, ценах, коммерческих предложениях и т.д. Наиболее используемыми информационно-поисковыми системами являются продукты агентства «Бизнес-карта», ЗАО «АСУ-Импульс», «Российский генеральный регистр производителей товаров и услуг», "Независимые производители товаров и услуг России", "Регистр PAV-Пресс". Используются также специализированные базы "Ценовой мониторинг", "Валютный рынок", "Банковские учреждения России". Маркетологами используются базы данных о предпочтениях потребителей, являющиеся результатом полевых исследований по изучению общественного мнения [44].

Свыше 62 % опрошенных в исследовании Мешалкиной [44] заявили об использовании информационно-поисковых систем «Гарант», «Консультанте», «Кодекс», содержащих правовую информацию. Подобные информационно-поисковые системы включают полнотекстовый массив, снабженный системой поиска информации по нескольким признакам. В них входят законодательные и нормативные документы, а также комментирующие материалы. Используются также лексикографические базы, включающие различные типы словарей [28].

Пользователи сети интернет высказывают предпочтения ряду отраслевых и тематических сайтов. Среди них информационно-торговая Интернет­ система Metalcom.ru., предоставляющая пользователям аналитическую информацию, гипертекстовые ссылки на сайты металлургических предприятий, сведения о профессиональных мероприятиях (выставках, конференциях), полнотекстовую базу статей из отраслевых периодических изданий, рефераты для студентов, перечень периодических изданий металлургической тематики, интервью с представителями делового мира, предпринимателями, руководителями предприятий [40].


В глобальной сети представлены также персональные страницы, посвященные проблемам маркетинга и рекламы. Активно используются, размещенные в Интернете сведения о предприятиях и организациях. Печатные источники значительно уступают в полноте и оперативности. Некоторые регионы и отрасли хозяйства не получили достаточного отражения в справочниках предприятий, промышленных каталогах. Многие сайты Интернета содержат каталоги по отраслям хозяйства, перечни отраслевых и тематических сайтов глобальной сети, позволяющие получить комплекс полезных коммерческих данных о предприятиях, включающих профиль работы, производимые товары и услуги, прайс-листы, финансово-экономическое положение, сведения о руководителях, кадровом составе, адресно-реквизитные данные, отчеты и планы работы, сведения о спросе и предложении, партнерах, клиентах, текущей работе, перспективах развития [44].

Использование Интернета в качестве инструмента для сбора первичных социологических, маркетинговых и демографических данных широко известно за рубежом и в России [44, 59].

Источниками получения полезных сведений являются различные мероприятия учебного, профессионального и коммерческого характера: курсы повышения квали­фикации, конференции, семинары, выставки. Такого рода мероприятия в настоящее время регулярно проводятся научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями, предприятиями, государственными, общественными, торговыми организациями, периодическими изданиями. Тематика мероприятий весьма разнообразна и охватывает научно-теоре­тические и практические проблемы маркетинга в целом и его компонентов. Они посвящены развитию маркетинга в России, рыночной экономики в период экономического кризиса, маркетинговым коммуникациям, мерчандайзингу, маркетинговым исследованиям, рекламе, маркетингу образования. На этих мероприятиях происходит обмен опытом работы, поиск деловых партнеров, существенное укрепление информационной базы за счет приобретения различных электронных и печатных информационных продуктов, среди которых малотиражные и узкопрофильные издания, промышленные каталоги, проспекты, сборники теоретико-методической, аналитической и коммерческой информации, отечественные и зарубежные деловые справочники, базы данных, программные продукты [41].

Важной особенностью информационных потребностей пользователей информации в области маркетинга является требование предоставления конкретной, достоверной информации, не содержащей «информационного шума», позволяющей сократить время на освоение информационного потока. В связи с этим возрастает значение реферативной и обзорной информации, посвященной кругу предметов и явлений, входящих в понятие «маркетинг». Реферативные журналы и обзоры содержания периодических изданий социально-экономической направленности занимают одно из первых мест в списке востребованных библиографических продуктов. Востребованными также являются аналитические обзоры, размещенные на сайтах Интернета. Рефераты материалов и обзоры содержания периодических изданий, сайтов глобальной сети по направлениям текущей работы составляются в письменной или устной форме сотрудниками информационных служб предприятий [39].


Для оптимизации учебного процесса и развития эффективной само­образовательной деятельности учащихся преподаватели обращаются к обучающим программам, например, компьютерным экономическим практикумам «Конкуренция», «Банковский маркетинг» и др. Компьютерные практикумы позволяют вести обучение и самообучение в игровой форме, снабжены системой оценки полученных знаний [44].

Основными каналами получения актуальной информации для преподавателей являются научно-вспомогательные текущие библиографические указатели и реферативные журналы Российской национальной библиотеки, Института научной информации по общественным и наукам, Государственной публичной научно-технической библиотеки, книготорговая библиографическая информация, прикнижные, пристатейные списки литературы, рецензии на учебные пособия и монографии, публикуемые на страницах отраслевых периодических изданий «Экономист», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Маркетинг в России и за рубежом» [44].

Востребованным каналом получения информации для научной и преподавательской маркетинговой деятельности является Интернет [29], предоставляющий возможность оперативного получения сведений о научных разработках, профиле деятельности, опыте работы, учебных программах, профессорско-преподавательском составе российских и зарубежных учебных заведений. Интернет может быть использован для профессионального общения, проведения виртуальных конференций дистанционного обучения.

Студентами высших и средних специальных учебных заведений востребована информация для обеспечения учебного процесса в ходе которого происходит освоение научно-теоретических основ маркетинга и приобретения навыков практического решения маркетинговых задач [30]. Студентами востребованы учебники, учебные пособия, лекции, учебные программы, монографии, методические материалы, аналитическая и коммер­ческая информация. Каналами получения информации для студентов являются каталоги и картотеки библиотек и информационных центров, научно-вспомогательные текущие и ретроспективные проблемно-ориентированные библиографические пособия, ресурсы Интернета, среди которых электронные библиотеки, массивы учебной информации, отрас­левые сайты по экономическим вопросам, маркетингу, управленческой деятельности [28].

Свыше 57% опрошенных в исследовании Мешалкиной сообщили, что всегда находят необходимые в работе данные. В ходе исследования также выявлены трудности, возникающие при поиске информации, востребованной при реализации маркетинговых задач [44].


Одной из основных проблем была назван дефицит статистических сведений по отраслям производства, рынках различных товаров, региональным рынкам, запаздывание статистической информации. Труднодоступными для специалистов являются отечественные и зарубежные маркетинговые исследования. Отмечена недостаточность сведений о производителях, справочные издания содержат устаревшие и неверные данные. Несмотря на разнообразие баз данных, содержащих информацию о производителях и предложениях товаров и услуг, в них имеют место неточности, ошибочные сведения. Не созданы, или находятся в стадии разработки базы данных по некоторым областям деятельности, а также базы, отражающие коммерческие сведения регионального характера. Существует проблема отсутствия оперативности в получении этого вида информации [44].

Изучение информационных потребностей пользователей предполагает выявление необходимой периодичности поставок и условий получения информации. 56% опрошенных предпочитают получать информацию еже­месячно, 18,2% - еженедельно, 5,8 % - ежеквартально. 7,2 % хотели бы получать информацию по мере необходимости. При этом 78% высказываются за предоставления информации на электронном носителе, за печатную форму проголосовали 16 % опрошенных [44].

Следует отметить, что в настоящее время на отечественном информационном рынке присутствует многообразный комплекс документов, обеспечивающих научно-теоретическую и практическую деятельность в области маркетинга. Использование маркетинга в различных сферах деятельности, потребность в подготовке квалифицированных кадров определяют развитие микропотока учебной литературы с преобладанием в нем документов, посвященных методике и опыту применения маркетинга в сферах производственной и непроизводственной деятельности [32,36]. По мере внедрения принципов маркетинга в практику, развития областей теоретико-методологического, методического, технологического, информационного, правового обеспечения маркетинга, осмысления значения маркетинга для оптимизации работы во многих сферах, становления и развития рыночной экономики происходит дальнейшая дифференциация тематической структуры документного потока. Появляются новые документы, оперативно отражающие инновационные процессы и направления развития научной и практической работы в области маркетинга. В ближайшие годы, вероятно, сохранится тенденция дальнейшего нарастания многообразия и сложности тематической и видовой структуры документного потока по маркетингу.


Предполагается увеличение в документном потоке доли материалов методического характера, предназначенных для оказания специалистам помощи в построении маркетинговой стратегии развития предприятия: формировании бизнес-плана, определении стратегических направлений работы, способов оптимизации производственной деятельности [44].

Одним из основных направлений развития документного микропотока справочной литературы в перспективе может стать издание различных по целевому и читательскому назначению коммерческих справочников, предоставляющих актуальную фактографическую информацию об отраслях производственной деятельности, отечественных и зарубежных предприятиях, товарах, биографиях крупнейших представителей делового мира [44].

Приоритетным направлением развития информационного потока являются аналитические материалы, характеризующие тенденции развития отечествен­ной и мировой экономики, экономическое положение в отраслях производств, конъюнктуру рынков товаров и услуг, работу предприятий [35].

Потребность оптимизации деятельности в сфере маркетинга за счет использования информационно-поисковых и экспертных систем, информационно-аналитических компьютерных программ, телекоммуни­кационных сетей позволяет высказать предположение о том, что в ближайшем будущем на одно из первых мест в документном потоке выйдет микропоток, посвященный возможностям применения в маркетинге современных компьютерных технологий и Интернета [37].

В России сложились основные группы пользователей маркетинговой информации. К первой из них относятся научные работники, аспиранты, разрабатывающие научно-теоретические, методологические и методические основы маркетинга, анализирующие текущую экономическую и политическую ситуацию в России, зарубежных странах, мире в целом, конъюнктуру рынков товаров и услуг, изучающие положение в отдельных областях деятельности, правовые, информационные, управленческие и социологические основы маркетинга. Значительную группу пользователей маркетинговой информации составляет профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, преподаватели средних учебных заведений, осуществляющие научную деятельность и организующие учебный процесс, целью которого является усвоение обучающимися научно-теоретических основ маркетинговой деятельности и приобретение навыков ее практического осуществления.

Многочисленную группу потребителей маркетинговой информации составляют специалисты, занимающиеся практической маркетинговой деятельностью - маркетинговыми исследованиями, сегментированием рынка, позиционированием товара, рекламой, ценообразованием,
продвижением товара к потребителю, разработкой товара, созданием и развитием торговой марки. Потребителями маркетинговой информации являются также руководители предприятий, административно-террито­риальных структур, работники торговли, артисты, политики, юристы, предприниматели [38,41].