Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Сущность и роль).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы государства
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике
1.2. Сущность и функции налоговой системы
Глава 2. Анализ налоговой системы Российской Федерации
2.1. Характеристика российской налоговой системы
2.2. Характеристика современного состояния и перспективы развития
Глава 3. Перспективы развития и совершенствования налоговой системы РФ
7. Принцип презумпции правоты налогоплательщика, согласно которому все противоречия, неясности законов, касающихся налогообложения, будут оцениваться в пользу лица, уплачиваемого налоги.
8. Равенство по защите прав и интересов лиц, уплачиваемых налоги и государства. Согласно данному принципу, любой участник налоговых отношений в праве получить защиту его законных прав в рамках закона.
Рассматривая структуру налоговой системы Российской Федерации, необходимо отметить, что в России согласно закону «Об основах налоговой системы Российской Федерации» используется трехуровневая система налогообложения[26]:
1. Федеральные налоги и сборы. Они уплачиваются по всей территории РФ.
2.Региональные налоги и сборы. Они являются общеобязательными, при этом совокупность всех налоговых платежей отчисляется равными долями в бюджет региона, края, республики, автономного округа, а также в города, на территории которых расположена фирма.
3. Местные налоги. Они устанавливаются органами местной власти.
По объекту налоги разделяются на 2 вида:
1. Прямые налоги, которые уплачиваются непосредственно физическими и юридическими лицами.
2.Косвенные налоги. Ими облагаются виды деятельности, товары и услуги, ресурсы.
Что касается соотношения прямого и косвенного налогообложения, то здесь стоит отметить, что фискальная функция, которая подразумевает формирование доходов бюджета в виде поступления налоговых платежей, возложена преимущественно на косвенные налоги, а на прямые – регулирующая функция, где главная задача –регулирование налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, а также уровня платежеспособного спроса населения посредством налоговых механизмов. Регулирующий эффект прослеживается в дифференциации ставок. При помощи налогового регулирования устанавливается баланс интересов государства и общества, создаются благоприятные условия для быстрого развития конкретных отраслей, а также проводится политика стимулирования увеличения рабочих мест[27].
Также разделяют налоги по принципу целевого использования:
1. Маркированные, если он имеет целевой характер и поступления идут четко туда, для чего этот налог и введен. Никакие иные цели не используются. Примером маркированного налога могут являться платежи в пенсионный фонд.
2. Немаркированные. Преимущество этих налогов обуславливается тем, что они придают бюджетной политики гибкость. Это значит, что государственный орган может расходовать их по направлениям, которые будут считаться необходимыми.
По характеру налогообложения налоги разделяют на 3 вида[28]:
1. Пропорциональные, когда все налогоплательщики уплачивают налоги по равной процентной ставке, не зависящей от величины дохода.
2. Прогрессивные. Здесь налоговая ставка увеличивается по мере увеличения дохода. Как правило прогрессивная шкала налогообложения устанавливается на подоходные налоги.
3. Регрессивные. В этом случае при росте дохода доля налога снижается.
Различные формы налоговых отчислений, которые предусмотрены налоговой системой, зависят от следующих факторов[29]:
1. Источники и виды доходов:
a. Прибыль
b. Заработная плата
c. Дивиденды
2. Объект налогообложения:
a. Земля и иные виды недвижимости
b. Движение товаров за границу
c. Товарно-материальные ценности
3. Категории налогоплательщиков:
a. Юридические и физлица
b. Высокооплачиваемые и низкооплачиваемые работники
c. Резиденты и нерезиденты[30]
Накопившиеся проблемы налоговой системы, действующей в 90-е года, нуждались в реформах. Они нашли свое отражение в Налоговом Кодексе. Так, в настоящее время появилась единая ставка налога на прибыль в размере 20%, которую должны платить предприятия, занимающиеся промышленной деятельностью всех форм собственности. Также в настоящий момент введена ставка в размере 13% на подоходный налог, что является весомым фактором для сдерживания плательщиков от ухода в теневой сектор. Можно сказать, что российская налоговая система стала вполне соответствовать действующим системам в других странах, которым присуща рыночная экономика. Это можно увидеть по общей структуре, перечню платежей, взимаемых с налогоплательщиков, а также принципам формирования.
Но при всех проведенных реформах в нынешней налоговой системе РФ существует также и ряд проблем. Б. Х. Алиев отмечает следующие недостатки:
1. Реализация стимулирующей и регулирующей функций налогообложения осложняется тем, что современная система носит в основном фискальный характер;
2. Контроль за налоговыми сборами не является эффективным. Это выражается в возможности сокрытия доходов, что приводит к сокращению поступления денежных средств в бюджет от 30 до 50%;
3. Говоря про эффективность, стоит также отметить и налоговые льготы, у которых она постоянно снижается
4. В связи с тем, что налоговое законодательство, как и ставки налогообложения, постоянно меняются, появляются проблемы с долгосрочными вложениями капиталов и, как следствие, роста экономики.
5. За бюджетами региональных и местных властей закреплены налоги, которые по сути своей не имеют фискального значения, поскольку они составляют около 15% доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.
При этом приходится регулировать бюджеты при помощи нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов. Однако, несмотря на недостатки, устранение и решение существующих проблем решается при помощи точечных корректировок, поскольку данные сложности не требуют кардинального реформирования.
2.2. Характеристика современного состояния и перспективы развития
Главным приоритетом современной государственной налоговой политики является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Вследствие этого предполагается, что в дальнейшем все изменения возможны только в связи с требованиями современной экономики, новыми приоритетами экономической политики государства, в том числе в связи с необходимостью стимулирования развития новых производств, инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования. Цели налоговой политики в России заключаются в поддержке инвестиций, развитии человеческого капитала и повышении предпринимательской активности.
Стабильность налоговой системы заключается не только в стабильности налогового законодательства. Введение новых налогов или изменения в налоговых ставках в сторону их увеличения непременно ведут к изменению ценовой политики и сокращению спроса на облагаемые товары, а также могут повлиять на ухудшение материального положения и морального состояния общества и усиление недоверия к органам власти. Помимо этого частые изменения налогового законодательства снижают инвестиционную привлекательность нашей страны как места реализации проектов. При этом принцип стабильности налоговой системы заключается также в том, чтобы стабильные налоги смогли обеспечить стабильные расходы, в первую очередь в социальной сфере. Поэтому главным приоритетом работы в финансовой сфере является повышение устойчивости бюджетной и налоговой системы государства[31].
Характерными чертами налоговой системы РФ являются:
- Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия — ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.
Проанализируем доходы федерального бюджета. Доходы федерального бюджета за 2017 год снизились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 1,9 п.п. к ВВП за счет снижения нефтегазовых доходов.
Снижение нефтегазовых доходов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года обусловлено изменением фактических макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации (снижением мировых цен на нефть марки «Юралс» на 14,7 долл. США/барр. При росте курса доллара США по отношению к рублю на 9,1 рубля. Изменение структуры нефтегазовых доходов также связано с модификацией параметров «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли (увеличение ставок налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат, изменение ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа и газового конденсата для налогоплательщиков, являющихся собственниками Единой системы газоснабжения, сохранение ставок вывозной таможенной пошлины на нефть сырую на уровне предыдущего года).
Рост нефтегазовых доходов в основном связан с увеличением поступлений налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (в том числе акцизов на алкоголь крепостью свыше 9% в связи с реализацией ряда мер по повышению собираемости), дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации. Одновременно снизились поступления налога на прибыль организаций, доходов от размещения средств федерального бюджета и доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации, а также безвозмездных поступлений в федеральный бюджет[32].
Ключевой проблемой экономики страны считается то, что хозяйствующие субъекты отказываются в полном объеме платить налоги. Это связано с тем, что у предприятий после уплаты всех налоговых платежей не остается достаточно средств для осуществления эффективной финансово-хозяйственной деятельности, поэтому многие предприятия стремятся всячески уклониться от уплаты всех налогов. Существующую проблему «теневой экономики» возможно решить в том случае, если добиться снижения налоговых ставок, преобразований в налоговой базе и перераспределения налогового бремени. С помощью этих мер можно вывести часть оборота из «тени». Чтобы уменьшить оборот «теневой экономики» необходимо ужесточить дисциплинарные меры по отношению к нарушителям, совершенствовать налоговый контроль, а также использовать налоговое администрирование.
Изменение структуры нефтегазовых доходов также связано с модификацией параметров «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли (увеличение ставок налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат, изменение ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа и газового конденсата для налогоплательщиков, являющихся собственниками Единой системы газоснабжения, сохранение ставок вывозной таможенной пошлины на нефть сырую на уровне предыдущего года).
Рост нефтегазовых доходов в основном связан с увеличением поступлений налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (в том числе акцизов на алкоголь крепостью свыше 9% в связи с реализацией ряда мер по повышению собираемости), дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации. Одновременно снизились поступления налога на прибыль организаций, доходов от размещения средств федерального бюджета и доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации, а также безвозмездных поступлений в федеральный бюджет.
Отсутствие принципа экономичности налоговой системы. Это сводится к сокращению расходов на налоговое администрирование, при этом сохраняя максимально возможный сбор налогов.
Налоговое администрирование — понятие, важное для понимания целей налоговой политики РФ и происходящих в налоговом законодательстве изменений. Оно решает важнейшие финансовые задачи, необходимые для полноценного функционирования государства.
В направлении развития налоговой системы планируемые к реализации в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов Правительство Российской Федерации будет предлагать реализовать в плановом периоде, а также предлагать параметры налоговой системы, необходимые для составления бюджетных прогнозов.
Основополагающими целями при разработке основных направлений налоговой политики являлись обеспечение стабильного развития российской экономики, а также на ухудшение финансового положения граждан России.
Предполагается, что, как и декларировалось ранее, в плановом периоде общие контуры сформированной к настоящему моменту налоговой системы останутся без изменений, однако с учетом складывающей экономической ситуации и состояния бюджетной системы налоговые инициативы, намеченные к реализации в 2017 – 2019 годах, равно как и иные параметры налоговой системы (включая страховые взносы на обязательное государственное социальное страхования), могут быть скорректированы в 2018 году при определении налоговой политики на 2019 и последующие годы.