Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Сущность и роль).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Концептуальные направления развития налоговой политики России на два года были определены в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ[33]. Так, в среднесрочной перспективе необходимы:

  • дальнейшее упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом;
  • повышение качества налогового администрирования;
  • реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения, в том числе с использованием офшорных юрисдикций;
  • завершение работы по внесению изменений в законодательство в части, касающейся налогообложения имущества (в первую очередь недвижимого) и повышения фискальной нагрузки на собственников престижного, дорогого имущества.

Поскольку налоговая политика является составной частью бюджетной политики, в 2015– 2017 гг. предпринимаются меры, направленные на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Основным источником роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. Как и в предыдущие годы, налоговая политика на настоящий период состоит из двух направлений – совершенствование налогового стимулирования и повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Основным недостатком действующей налоговой системы считается то, что финансово-правовое регулирование и ее усовершенствование базируется на переориентации налоговой системы в главном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения. В этой сфере существовала и существует такая проблема, как то, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения государства.

Так правовая налоговая концепция РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ. Говоря о вопросах сегодняшней налоговой концепции РФ, в первую очередь, стоит отметить проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и непродуктивной. Огромное количество налогов, трудные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических операций приводят к значительному повышению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.


Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства. Налоговая система РФ совсем не отражает насущную потребность в инновационном развитии страны.

Глава 3. Перспективы развития и совершенствования налоговой системы РФ

Как и в предыдущие годы, налоговая политика на настоящий период состоит из двух направлений – совершенствование налогового стимулирования и повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации.

В части мер налогового стимулирования осуществляется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.

Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала. Идея о введении прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ рассматривается в государственных органах уже несколько лет. Однако в настоящее время налогообложение доходов физических лиц осуществляется по единой ставке для большинства видов доходов в размере 13%. Это связано с тем, что при увеличении ставки высока вероятность потери уже существующей налоговой базы вследствие уклонения большинства налогоплательщиков с высоким уровнем дохода от уплаты налога, поэтому введение повышенных ставок НДФЛ возможно лишь при существенном повышении качества налогового администрирования и финансового контроля.

Налоговая политика в отношении НДФЛ и в настоящее время строиться в направлении увеличения числа и величины налоговых вычетов с учетом социальной справедливости и возможностей бюджета. Также проводиться работа, направленная на выравнивание налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц.

Совершенствование налогообложения финансовых инструментов в рамках создания Международного финансового центра.

С 2014 г. некоммерческие организации могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе представлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключение составляют НКО, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили 3 млн руб.

Данное нововведение позволяет снизить расходы НКО на оплату труда квалифицированного бухгалтера (штатного или привлеченного), а также на регулярное проведение обучения и повышение квалификации соответствующих работников.


  • Совершенствование налогообложения торговой деятельности. В НК РФ предполагается предусмотреть условия, при соблюдении которых потери по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц, признаются в составе расходов организаций, осуществляющих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам. Будет проделана работа, направленная на определение порядка учета бонусов и скидок.
  • Совершенствование налогообложения добычи природных ресурсов. В рамках данного направления предполагается поэтапный переход к максимально возможному применению специфических ставок при налогообложении полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, а также к отмене нулевой ставки с фактических потерь твердых полезных ископаемых с одновременной корректировкой основной ставки налога.
  • Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Предполагалось продление до конца 2016 г. применения тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ на уровне 2013 г.
  • – в отношении большинства плательщиков – 30% и не персонифицированного тарифа – 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда России.

При этом для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), продолжится действие пониженных тарифов страховых взносов до 2027 г. Аналогичное положение действует и в отношении благотворительных организаций, применяющих «упрощенку»[34].

Основным недостатком действующей налоговой системы считается то, что финансово-правовое регулирование и ее усовершенствование базируется на переориентации налоговой системы в главном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения. В этой сфере существовала и существует такая проблема, как то, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения государства.


Так правовая налоговая концепция РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ. Говоря о вопросах сегодняшней налоговой концепции РФ, в первую очередь, стоит отметить проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и непродуктивной. Огромное количество налогов, трудные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических операций приводят к значительному повышению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства. Налоговая система РФ совсем не отражает насущную потребность в инновационном развитии страны. Требуется совершенствование налоговой системы. Этого же требует и бюджетное послание.

Явным недостатком налоговой системы РФ также является нестабильность налогового законодательства: в НК РФ очень часто вносятся поправки. Все это предоставляет возможность для недобросовестных налогоплательщиков манипулировать по своему усмотрению нормами НК РФ.

Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации[35].

В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень. В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:


- Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.

- Меры поддержки, связанные с предоставлением льгот по налогу на доходы физических лиц.

- Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ. В период с 2015 по 2017 гг. приоритетным направлением для Минфина РФ стало повышение эффективности налоговой системы. При этом Правительство РФ не планирует повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе путем повышения ставок основных налогов. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода — в 2018 г.

Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение нужного объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене. При этом любые нововведения, даже направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы.

Значительным резервом повышения эффективности налогового контроля является устранение пробелов и неточностей, выявляемых правоприменительной практикой, в законодательном порядке, вплоть до подготовки в среднесрочной перспективе новой редакции соответствующих глав Налогового кодекса. Для подготовки соответствующих законодательных положений необходимо использование практики, накопленной арбитражными судами, а также зарубежного опыта.

Приоритетом деятельности налоговых органов должна стать проверка исполнения налогового законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и сборов. Налоговый контроль призван способствовать созданию рациональной системы налогообложения и достижению такого уровня исполнения налоговой дисциплины, при которой минимизируются нарушения законодательства о налогах и сборах.

Проблемы налогового контроля приводят к увеличению налоговых правонарушений, снижению объемов поступлений налогов в бюджет, разбалансированности действий уполномоченных государственных органов и созданию неблагоприятной экономической ситуации в целом.

Для эффективного развития налоговой системы в РФ необходимо рассмотреть следующие пути по её совершенствованию:

1. Наделить финансовые органы РФ правом издания дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые необходимо конкретизировать и детализировать, если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно;