Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Сущность и роль).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы государства
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике
1.2. Сущность и функции налоговой системы
Глава 2. Анализ налоговой системы Российской Федерации
2.1. Характеристика российской налоговой системы
2.2. Характеристика современного состояния и перспективы развития
Глава 3. Перспективы развития и совершенствования налоговой системы РФ
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что налоги являются мощным инструментом управления экономикой в условиях современного рынка. И от того, насколько правильно выбрано направление налоговой системы, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Так же обуславливается важностью и необходимостью совершенствования налогообложения, реформирования налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения, которые бы отвечали современным условиям развития экономики страны.
В курсовой работе использовались труды таких ученых как Майбуров И.А., Гурьев В.И., Барыгина Н. С., Черник Д.Г., Горский И. В., С. В. Барулин, Ю. В. Гапоненко и др. Так же для оценки эффективности налоговой системы были взяты данные Финансовой налоговой службы, так при написании были использованы федеральные законы и отчеты счетной палаты РФ.
Объектом исследования является налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.
Целью курсовой работы является исследование налоговой системы государства от начала до современного состояния и оценка эффективности налоговой системы РФ.
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить сущность налогов и налоговой системы Российской Федерации, ее функции и виды;
2.Рассмотреть принципы построения налоговой системы РФ.
3.Выявить перспективы развития налоговой системы Российской Федерации.
4. Изучить методические подходы к оценке эффективности налоговой системы.
5. Произвести оценку налоговой системы РФ.
Авторами основных монографий являются Майбуров И.А., Гурьев В.И., Барыгина Н. С., Черник Д.Г., Горский И. В., так же нормативно-законодательные документы «Налоговый кодекс и федеральный закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», материалы периодической печати «Финансы и статистика», «Бухгалтерская газета». По вопросам, связанным с оценкой эффективности налоговой системы обращалась к таким авторам, как Е. Ю. Сидорова, С. В. Барулин, Ю. В. Гапоненко и другие.
Информационная база исследования представлена действующими нормативно-правовыми и законодательными актами, монографиями и учебными работами ведущих экономистов, материалами периодической печати, материалами конференций, сборниками научных трудов, электронными источниками, актуальными статистическими материалами.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы государства
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике
В настоящее время экономическая мысль еще не имеет конкретного единого толкования такого понятия, как налоги, поскольку такие аспекты, как политический и экономический строй общества, природы и задачи государства имеют свои особенности в каждой стране. Стоит учитывать то, что необходимость налогов в первую очередь определяется непосредственно функциями, которые предписываются государством[1].
По мнению многих авторов, под налогообложением стоит понимать процесс установления, введения и изменения налогового законодательства, элементов налогов и сборов, участников налоговых отношений, налогового администрирования, а также взимания налогов и сборов в соответствии с выработанной налоговой политикой[2].
Необходимо также рассмотреть один из основных элементов налоговой системы, служащий для эффективного функционирования – налоговое администрирование. Для рассмотрения данного процесса стоит проанализировать его сущность, поскольку это понятие как таковое никак не обозначено в Налоговом кодексе. К тому же, раскрытие содержания термина налоговое администрирование несет за собой как теоретические, так и практическое значения.
Б. К. Рамазанова, проанализировав и сопоставив множество различных вариаций определения «налогового администрирования» делает следующие выводы[3]:
- В широком смысле данное определение характеризует деятельность государственных органов, имеющая весомые рычаги воздействия на те или иные процессы управления в налоговой сфере;
- В более узком смысле налоговое администрирования представляет собой ежедневную деятельность налоговых органов и лиц, причастных к ним, которые обязаны обеспечивать своевременную и полную уплату обязательных платежей, взимаемых с налогоплательщиков, как в бюджетные, так и во внебюджетные организации[4].
Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно сказать что понятие налоговое администрирование включает в себя совокупность организационно-экономических отношений в области налогообложения, основанных на нормативно-правовом регулировании в системе становления, введения, взимания налогов и сборов, налогового контроля за соблюдением налогового законодательства, ответственности в области налогов и сборов и защиты прав налогоплательщиков[5].
Объединяющим звеном всех налогов являются их элементы, которые разделяются на обязательные и факультативные. Обязательность формирования элементов налогообложения закреплена в ст.3 п.5 НК РФ, а их состав определен в соответствии со ст. 17 НК.
Социально-экономическая сущность налогов, их роль, а также назначение выражаются экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства[6].
Налоги используются с целью регулирования поведения населения. Учитывая то, что государство посредством законного права принуждения способно взимать определенное количество денежных средств, можно побуждать или же, наоборот, препятствовать осуществлению той или иной деятельности, снижая или повышая налоги соответственно[7].
В странах с рыночной экономикой налоги выполняют ряд функций – это фискальная, социальная, регулирующая и контрольная (рисунок 1)[8].
Рисунок 1. Функции налогов
Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики[9].
Регулирующая функция налогов и налоговой политики заключается в регулировании макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости[10].
Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают важным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц.
Социальная функция налогов носит многоаспектный характер[11].
Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизм налоговых льгот и налоговых ставок, то есть входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и др.)[12].
Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но в то же время это самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма: систему льгот и поощрений, запретительные и ограничивающие ставки и другие инструменты налогового механизма.
Контрольная функция налогов выступает в качестве своего рода защитной функции: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государствам предприятий[13].
1.2. Сущность и функции налоговой системы
Налоговую систему можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле «налоговая система» означает совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, а в широком смысле налоговая система представляет собой основанную на определённых принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. К элементам налоговой системы относятся: система налогов и сборов, система налоговых правоотношений, система участников налоговых правоотношений, нормативно-правовая база в сфере налогообложения, система принципов организации налоговой системы[14].
По мнению автора более конструктивное определение дает И. А. Майбуров «Налоговая система – это регулируемая нормами налогового права, закрепленными в законах и других нормативно-правовых актах по вопросам налогообложения, а также неформальными нормами и правилами, совокупность налоговых отношений и правоотношений, проявляющихся в конкретных формах налогов и сборов, функционирование которых (от установления и законодательного определения всех обязательных элементов до контроля за соблюдением налогового законодательства и ответственности за налоговые правонарушения) обеспечивается с помощью определенного организационно-правового и административного механизма.
В современном налоговом лексиконе настолько обыденным стало употребление термина «налоговая система», что многие специалисты даже и не пытаются раскрыть глубинное содержание этого, столь непростого, понятия. В тех же редких случаях, когда такие попытки все же предпринимаются, зачастую происходит отождествление различающихся, по нашему мнению, понятий «налоговая система», «система налогов и сборов», «система налогообложения», когда под налоговой системой понимают совокупность действующих в данной стране налогов и сборов[15].
А ведь далеко не любая совокупность налогов образует систему. Обязательными признаками системы являются ее целостность, внутреннее единство, непротиворечивость образующих ее элементов. Именно поэтому, когда налоги носили временный и случайный характер или вводились в каждом феодальном поместье по усмотрению и в соответствии с потребностями в финансовых ресурсах феодала, о налоговой системе не могло быть и речи[16].
Налоговая система как сложное финансовое явление формируется на достаточно высоком уровне социально-экономической организации общества и государства. Как же все-таки отличить, в какой момент из совокупности налогов и других условий налогообложения начинает формироваться та самая — более или менее стройная —податная (налоговая) система?
Охарактеризуем налоговую систему. Налоговая система государства является динамичной, открытой и сложной системой.
Открытость налоговой системы означает, что она не автономна в реализации своих функций, а взаимодействует с другими системами, испытывая на себе их воздействие и оказывая воздействие на них. Характеризуя это воздействие, отметим, что налоговая система государства находится под влиянием внешней среды —экономической, политической, социальной организации общества.
Следствием открытости налоговой системы является то, что эффективность ее функционирования зависит не только от внутренних характеристик налоговой системы — ее состава, структуры, определенности основных элементов, но и от макроэкономической ситуации в стране, эффективности системы государственного управления, особенностей общественного сознания и морали[17].
Налоговая система производна от существующих общественных, прежде всего экономических, отношений[18]:
- степени развития товарного производства. Его развитие является одной из предпосылок превращения налогов в постоянный источник государственных доходов, а также перехода от натуральной к денежной форме изъятия налоговых платежей;
- отношений частной собственности. В условиях недостаточного развития частной собственности государство удовлетворяет свои потребности преимущественно за счет неналоговых доходов — от эксплуатации недр, земель, поступлений от государственных предприятий, тогда как развитие налоговых отношений требует развитого института частной собственности[19];
- отношений распределения. Разнообразие форм налогов является следствием разнообразия форм доходов, дифференциация доходов становится предпосылкой дифференциации налоговых ставок и предоставления налоговых льгот, уровень доходов определяет общий уровень поступлений в бюджет;
- формы государства и его функций. В условиях авторитаризма существуют более широкие возможности для увеличения количества налогов, повышения налоговых ставок, с одной стороны, и непроизводительного использования растущих налоговых поступлений — с другой, тогда как демократия является одной из предпосылок рационализации налоговой и бюджетной систем. Поэтому с изменением экономических и других общественных отношений должна меняться и налоговая система государства, формируясь и реформируясь с учетом их особенностей, что свидетельствует о ее динамичности.