Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Сущность и роль).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы государства
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике
1.2. Сущность и функции налоговой системы
Глава 2. Анализ налоговой системы Российской Федерации
2.1. Характеристика российской налоговой системы
2.2. Характеристика современного состояния и перспективы развития
Глава 3. Перспективы развития и совершенствования налоговой системы РФ
Налоговая система, не соответствующая социально-экономической и политической системам государства, не может быть эффективной и стабильной, а несоответствие этих систем свидетельствует о необходимости реформирования налогообложения[20]. Необходимость обеспечения соответствия налоговой системы страны ее социально-экономической и политической системам является причиной становления национально-особенных налоговых систем, каждая из которых, даже состоя из одинаковых элементов, не является точной копией налоговой системы другой страны.
Таким образом, признаком налоговой системы можно считать ее национальную особенность. Эту особенность следует рассматривать не в смысле невозможности заимствования хорошо зарекомендовавших себя форм налогообложения, сколько в том смысле, что при любых заимствованиях неизбежна адаптация этих форм к национальной экономико-политической специфике. В противном случае такие заимствования обречены на провал — они просто не приживутся в иной социально-экономической и политической системе.
Налоговая система как элемент финансовой системы государства испытывает сильное влияние других ее подсистем — бюджетной, пенсионной, банковской, системы социального страхования. При этом наиболее тесные взаимосвязи характерны для налоговой и бюджетной систем.
Налоги не только являются основными. Их достаточность является условием осуществления бюджетных расходов, необходимых для выполнения органами государственной власти своих функций. Фактически параметры налоговой системы и эффективность налогового администрирования определяют возможности мобилизации финансовых ресурсов в бюджеты, а значит, и общую сумму их расходной части.
Особенности распределения налогов между уровнями бюджетной системы определяют степень их финансовой самостоятельности, а также автономности каждого уровня государственного управления. С другой стороны, потребности бюджетов всех уровней в финансовых ресурсах определяют основные параметры налоговой системы — величину налоговых ставок, общий уровень налоговой нагрузки на экономику. А структура бюджетных расходов является важным фактором, определяющим отношение налогоплательщиков к уплате налогов.
Налоговая система, отвечающая принципам как справедливости, так и эффективности, не может быть простой. Как сложная система, она (налоговая система) включает элементы, которые объединяются в подсистемы, вступающие во взаимодействие как определенные целостности, тогда как более простые системы состоят из относительно однородных элементов, находящихся в непосредственных взаимосвязях друг с другом. Сложная система имеет и сложную структуру.
Отдельные элементы образуют налоговую систему лишь тогда, когда между ними формируются отношения совместимости, согласованности, соответствия.
Системообразующим фактором при построении налоговой системы, как уже отмечалось, являются научные принципы налогообложения. Построение налоговой системы в соответствии с этими принципами требует умелого комбинирования налогов с разными свойствами — степенью эластичности, возможностью переложения, экономической эффективностью, возможностью достижения справедливого распределения налогового бремени.
Такое комбинирование обеспечивает построение налоговой системы на началах взаимодополнения, когда недостатки одних налогов смягчаются преимуществами других, а налоги, эффективнее реализующие одни принципы налогообложения, сочетаются с налогами, эффективнее реализующими другие принципы, вследствие чего обеспечивается более или менее гармоничное функционирование налоговой системы.
Налоговая система страны должна обеспечивать целостность (неделимость) административно-территориального устройства государства и должна соответствовать этому устройству.
Реальная налоговая система как объективно целостное явление раскрывается через совокупность относительно простых определений, каждое из которых характеризует эту систему односторонне, и только вместе они создают полное представление о ней, поскольку описывают не только ее структурные элементы (подсистемы), но и связи между ними. Каждое из этих определений фиксирует тот или другой этап процесса познания налоговой системы, развертывания ее понятия.
Это является причиной существования множества определений налоговой системы, принципиально отличающихся авторским видением степени их сложности. Эти определения условно можно разделить на две группы.
Первая группа включает определения, характеризующие налоговую систему как достаточно простую систему, состоящую из однородных элементов. В одних определениях этой группы она предстает как совокупность установленных в законодательном порядке налогов и сборов. В других — как система экономических и организационно-правовых отношений.
Вторая группа включает определения, характеризующие налоговую систему как сложное явление, состоящее из разнородных элементов (подсистем элементов). При этом разные авторы выделяют разные элементы налоговой системы: налоговые органы, налоговое законодательство и практику его применения, совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей; совокупность принципов налогообложения, отдельных видов налогов, соответствующих субъектов и объектов налогообложения в их взаимодействии; подсистему налогового законодательства, подсистему налоговых органов, подсистему применения налогового законодательства (налогового администрирования); подсистему налогообложения (совокупность действующих налогов и сборов) и подсистему регулирования налоговых правоотношений (совокупность норм и правил, определяющих налоговые отношения) и т.д., представлена в таблице 1.
Таблица 1
Группировка определений налоговой системы
Группировка определений налоговой системы |
|
1. Группа определений, характеризующих налоговую систему как простую систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных (невзаимосвязанных) однородных элементов |
2. Группа определений, характеризующих налоговую систему как сложную систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных (невзаимосвязанных) разнородных элементов |
Определения первой группы характеризуют налоговую систему крайне односторонне. Определения, входящие во вторую группу, отличаются полнотой охвата элементов системы и наличием либо отсутствием описания взаимосвязей между ними. Общим недостатком этих определений является отсутствие в комментариях к ним обоснований правомерности трактовки одних явлений, имеющих отношение к налогообложению, как элементов налоговой системы, а других — как не имеющих статуса ее составляющих.
Глава 2. Анализ налоговой системы Российской Федерации
2.1. Характеристика российской налоговой системы
С 1992 г. в нашей стране функционирует новая налоговая система, действующая на основании закона «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г, где установлен перечень налогов, уплачиваемых в бюджет, права и обязанности налоговых органов, а также определены плательщики. В 2001 году вступила в силу часть налогового кодекса, которая регулирует вопросы, касающихся конкретного применения налогов.
В настоящий момент налоговая система в нашей стране смогла приблизиться к характерным для развитых стран со стабильной экономикой стандартам. Налоги имеют различные направление, в числе которых финансирование расходов на обеспечение безопасности страны (армия), граждан (на содержание различных служб здравоохранения, правопорядка, МЧС), создание и функционирование образования, культуры, науки и т.д. [8]
Стоит отметить неравнозначное поступление в бюджет налогов, поскольку основную часть бюджетных поступлений составляют юридические выплаты. В свою очередь удельный вес физических лиц невысок, поскольку у большинства граждан нашей страны нет каких-либо накоплений, а их уровень доходов остается низким. Однако, как и в большинстве стран, в России налоговое бремя постепенно переносится с предприятий на людей.
В статьях 71, 132, 57 п.3 Конституции Российской Федерации описаны основные положения, касающиеся налогов и налогообложения. Собственно, на этих положениях и базируется Налоговый кодекс. Опираясь на 5 ст. НК РФ, под понятием «законодательство о налогах и сборах» понимается, в первую очередь, законодательство РФ о налогах и сборах, которое включает в себя НК РФ и федеральные законы, принятых в соответствии с ним. Во-вторых, состоящее из законов и других актов законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, принятых властями субъектов РФ. К тому же данное понятие затрагивает нормативно-правовые акты о налогах и сборах, утвержденные законодательными органами местного самоуправления[21].
Нужно сказать, что налоговые отношения регламентируются как законами, так и подзаконными актами. Тем не менее, лишь закон предписывает для налогоплательщика соответствующие обязанности. Следовательно, органы исполнительной власти всех уровней (федерального, регионально и местного) могут издавать нормативно-правовые акты, касающиеся налогообложения, только в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством[22].
Вопрос, касающийся налогового законодательства, затрагивает и виды нормативно-правовых актов, и отношения, которые регулируются актами конкретного вида. По содержанию оно является совокупностью норм, которые призваны регулировать вопросы, касающиеся налогообложения и отнесенные к ведению органов законодательной власти Конституцией.
Получается, налоговое законодательство включает в себя комплекс налоговых норм, образующие в целом систему, которая состоит из нормативно-правовых актов федерального, регионального законодательства, а также органов местного самоуправления. Акты органов исполнительной власти не составляют законодательства о налогах и сборах.
Во главе налоговой системы стоит Федеральная налоговая служба РФ, которая в свою очередь занимает место в системе центральных органов управления. Руководитель ФНС находится в подчинении Правительства РФ и Президента и назначается в ранге министра. Основной задачей Федеральной налоговой службы является контроль над тем, чтобы соблюдались законодательства о налогах, их исчисление в правильном порядке, а также полнота и своевременность.
Существует определенный порядок принятия новых налогов и внесения изменений в действующее налоговое законодательство который определяется ст.5 ПК. Так, новый налог может быть введен не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, при этом он начинает действовать не ранее одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее очередного налогового периода.
Изменения в действующие налоги и сборы могут вноситься в течении текущего финансового года при этом сохраняется 1 месяц ознакомительного периода со дня официального опубликования. Кроме того, в зависимости от характера изменений может допускаться возможность их введения «задним числом», так, если изменения в законодательстве носят неблагоприятный для налогоплательщика характер (отягчают ответственность за нарушения устанавливают новые обязанности и т.д.), то они обратной силы не имеют, если изменения в законодательстве носят благоприятный для налогоплательщика характер (отменяют налоги и(или) сборы, снижают размеры ставок, устраняют обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей и др.), то такие изменения могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это[23].
Построение налоговой системы Российской Федерации основано на ряде принципов, которые определены в действующем налоговом кодексе. К ним относятся[24]:
1. Принцип всеобщности налогообложения, согласно которому все организации и физлица без исключений обязаны уплачивать налоги и сборы с целью финансирования государственных расходов
2.Принцип равного налогообложения. Этот принцип указывает на то, что абсолютно каждый налогоплательщик является равным перед налоговыми законами.
3. Принцип справедливости. Он предполагает, что все плательщики должны участвовать в уплате налогов и сборов с целью финансирования расходов государства соразмерно их доходам[25].
4. Принцип соразмерности. Согласно этому принципу налоговое бремя и возможности и интересы налогоплательщиков должны быть максимально сбалансированы, а государство в свою очередь не должно оказывать на плательщика неблагоприятное давление с целью удовлетворения своих интересов.
5. Все налоговые поступления должны иметь экономическое обоснование. Под этим следует понимать, что затраты по сбору налогов должны быть гораздо ниже, чем совокупность платежей по каждому налогу. К тому же следует помнить, что установление того или иного налога поведут за собой экономические последствия как для налогоплательщика, так и для государственного бюджета и развития экономики в целом.
6. Принцип удобного налогообложения. Смысл таков, что все налогоплательщики должны знать, в какие сроки и в каком порядке нужно уплачивать налоги и сборы. Суть данного принципа в том, чтобы все могли эффективно исполнять свои налоговые обязательства, а также это исключает вероятные злоупотребления со стороны высокопоставленных лиц исполнительных органов.