Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теория менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рис. 2.3 представлены показатели продаж в графическом виде.

В 2018 году в сравнении с 2017 годом, увеличилась выручка предприятия на 4689 тыс. руб., темп роста составил 101,32%. Коммерческие расходы снизились на 4,26 %.

Себестоимость увеличилась в след за выручкой и составила в 2018 году 255692 тыс. руб. Прибыль в 2018 году составила 99589 тыс. руб., а годовой темп роста составил 100,78%. В целом можно заключить, что финансовые показатели деятельности ОК «Прометей» кардинально не изменились.

400000

350000

300000

250000

200000

2016

2017

150000

2018

100000

50000

0

Выручка от продаж Себестоимость

Прибыль

Коммерческие

расходы

тыс. руб.

359781

255692

99589

4500

Рис. 2.3. Результаты деятельности ОК «Прометей», тыс. руб.[1]

Анализ внутренней среды ОК «Прометей»

Анализ внутренней среды начнем с оценки рыночных возможностей ОК «Прометей». Эффективность деятельности ОК «Прометей» будет определяться анализом конъюнктуры на рынке санаторно-курортных услуг и политикой стимулирования спроса на услуги Комплекса.

Согласно данных за 2018 г., состав гостей оздоровительного комплекса представлен практически всеми регионами Российской Федерации. При этом, естественно, доминирует такой регион, как Якутия (отдыхающие по путевкам АК «АЛРОСА»). Среди прочих территориальных образований наиболее представительны (по количеству койко-дней) Московская область, г. Москва, Краснодарский край, Ростовская область, Волгоградская область, Архангельская область, Тюменская область. Проведя анализ по половой и возрастной принадлежности гостей Комплекса, были получены следующие данные, представленные в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Половозрастной состав гостей, прибывших в ОК «Прометей» за период с 01.01.2018 по 30.09.2018, чел.[2]

Возраст (лет)

В т.ч. мужчины

В т.ч. женщины

Всего гостей

до 7-ми лет

284

251

535

7-12

223

215

438

12-25

460

459

919

26-40

872

855

1727

41-50

438

452

890

51-60

317

346

663

старше 60

674

539

1213

Итого:

3268

3117

6385


Из полученных данных, мы видим, что фактически поровну представлены мужчины и женщины. Состав отдыхающих включает в себя широкий диапазон возрастных групп (от детей до 7 лет, до лиц старше 60 лет).

Первое место занимает группа 26-40 лет, на втором месте – отдыхающие старше 60 лет, на третьем месте – возрастная группа от 12 до 25 лет. В общем составе гостей на долю детей (с 4-х до 12 лет) приходится около 16%.

По опыту предыдущих лет, так же можно сделать вывод, что семейный отдых является приоритетным, особенно в летние месяцы (июнь-июль). Именно в этот период доля родителей с детьми максимальна (60%). В конце августа их количество несколько уменьшается на (10%), а в сентябре происходит значительное снижение прибытия приверженцев семейного отдыха (еще на 16%). Это связано, в основном, с тем. что в сентябре наступает новый учебный год.

Конкурентное окружение ОК «Прометей» на региональном рынке санаторно-курортных услуг представлено многочисленными представителями туристской отрасли. Для анализа были рассмотрены следующие организации: санаторий «Белая Русь», ОК «Орбита», КК «Ямал»-» Молния», санаторий

«Автотранспортник России», санаторий «Нефтяник Сибири», санаторий «Зеленая Долина», КК «Гамма», санаторий «Голубая Волна».

Следует отметить, что, рассматривая различные предприятия для сравнения с ОК «Прометей», за основу брались только данные по стоимости номеров (стандартные номера).

В приложение 1 отражены цены в указанных предприятиях в июле- августе 2018 г. Сравнение с ценами в ОК «Прометей» показывает, что в пик сезона (июль-август) стоимость 1 места в сутки в ОК «Прометей» в среднем на 30% ниже, чем в санаторно-курортных организациях региона, предлагающих аналогичный набор основных услуг (проживание, питание, лечение). Это обусловлено тем, что инфраструктура в данных Здравницах более развита, и соответственно спектр дополнительных услуг, включенных в стоимость путевки, обширнее. Кроме того, эти организации соответствуют категории 4-5**, в то время как в ОК «Прометей» только корпус №2 классифицирован на 3*, корпус №1 без категории.

Таким образом, конкурентное преимущество ОК «Прометей» перед указанными организациями, состоит именно в гибкой ценовой политике.

Анализ воздействия факторов внешней среды на ОК «Прометей»

Для изучения воздействия факторов внешней среды на ОК «Прометей» проведем PEST-анализ (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Оценка реальной значимости внешних факторов[3]


Описание фактора

Влияние фактора

Оценка

Средняя оценка

Оценка с поправкой

на вес

1

2

P

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Действующее законодательство

3

5

5

5

15

Перспективы изменения законодательства

3

4

5

4,5

13,5

Международное законодательство

1

2

3

2,5

2,5

Деятельность регламентирующих органов

3

4

3

3,5

10,5

Политика правительства

3

3

4

2,5

7,5

Политика региональных властей

2

3

2

2,5

5

Торговая политика

2

1

2

1,5

3

Влияние негосударственных организаций

1

1

1

1

1

Лоббистские группы

1

1

1

1

1

Международное влияние

1

2

2

2

2

Войны и конфликты

3

2

3

2,5

7,5

E

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Экономическая ситуация и тенденции в стране

3

5

5

5

15

Экономическая ситуация и тенденции в мире

2

3

4

3,5

7

Налоги, связанные с оказанием данных услуг

3

4

5

4,5

13,5

Сезонность и влияние погоды

3

3

4

3,5

10,5

Рыночные циклы

1

2

1

1,5

1,5

Факторы, специфичные для индустрии

1

1

1

1

1

Товаропроводящие каналы

2

4

3

3,5

7

Проценты и обменные курсы

1

2

1

1,5

1,5

Вопросы международной торговли

1

1

1

1

1

S

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ

Общественные тенденции

1

2

3

2,5

2,5

Демографика

2

3

3

3

6

Отношение и мнения потребителей

3

5

5

5

15

Взгляды СМИ

1

3

3

3

3

Изменения законодательства,

влияющие на социальные факторы

1

1

1

1

1

Представления о брэндах, компании и технологии

3

4

4

4

12

Алгоритмы покупок

3

4

5

4,5

13,5

Мода и ролевые модели

1

1

1

1

1

Основные события в социальной сфере и их влияние

1

2

3

2,5

2,5

Этнические и религиозные факторы

1

1

1

1

1

Реклама и пропаганда

3

4

5

4,5

13,5

Вопросы этики

1

1

1

1

1

Т

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Появление конкурирующих сервисов

3

4

5

4,5

13,5

Инвестиции в инновации

2

4

5

4,5

9

Наличие

пограничных/вспомогательных технологий

2

2

3

2,5

5

Технологии-заменители

2

3

4

3,5

7

Зрелость технологий

1

2

1

1,5

1,5

Механизмы покупки

3

4

5

4,5

13,5

Законодательство в области технологий

1

2

3

1,5

1,5

Инновационный потенциал

2

3

4

3,5

7

Доступ к технологиям, лицензирование, патентование

2

3

4

3,5

7

Вопросы интеллектуальной собственности

1

1

2

1,5

1,5

Глобальные коммуникации

3

4

4

4

12

Новые технологии: скорость возникновения, динамиками передачи, скорость устаревания

2

2

3

1,5

3


Значимые внешние факторы проанализированы в приложениях 2, 3, 4, 5, которые содержат в себе их описание и рекомендуемые корректирующие меры.

По итогам анализа были получены следующие основные выводы:

  1. Бизнес характеризуется значительной степенью устойчивости к воздействию внешних факторов, поскольку число индикаторов, сигнализирующих об особой чувствительности комплекса, не превышает 30%.
  2. Наиболее значимыми факторами, которые способны повлиять на устойчивость ОК «Прометей», признаны следующие группы факторов:
    • область законодательного регулирования отрасли, налогообложения, а также сертификационных и разрешительных процедур, требующая постоянного мониторинга со стороны оздоровительного комплекса, а также взаимодействия с законодательными, разрешительными и контролирующими органами. Также признано важным взаимодействие с региональными органами власти в плане перспектив участия в целевых программах, обеспечивающих льготный режим налогообложения и режим максимального благоприятствования со стороны органов власти для осуществления деятельности предприятия;
    • область внедрения наиболее современных технологий менеджмента и оказания услуг с целью повышения эффективности бизнеса и привлечения новых клиентов за счет роста конкурентоспособности процесса обслуживания. Рекомендовано внедрение международных стандартов качества и оптимизация имеющихся бизнес-процессов;
    • область совершенствования процессов дистрибуции услуг компании за счет совершенствования имеющихся каналов и внедрения принципиально новых механизмов взаимодействия с клиентом;
    • область повышения эффективности маркетинговой политики за счет разработки и реализации программ лояльности и привлечения наиболее современных средств электронной коммерции, создания колл-центраи работы в сфере телемаркетинга;
    • крайне важным является учет криминогенной обстановки и риска нарастания террористической угрозы в регионе. В этом случае менеджменту рекомендуется разработать программу антикризисного управления на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств, которая позволит минимизировать финансовые и репутационные потери для ОК «Прометей».
  3. Отдельно по силе воздействия стоят негативные факторы, обусловленные мировым экономическим кризисом и его влиянием на экономику РФ. Данная группа факторов не подлежит управлению со стороны менеджмента ОК «Прометей», однако, абсолютно необходимо ведение постоянного мониторинга макроэкономической ситуации, монетарной политики Правительства РФ и ЦБ РФ. Менеджментом должны быть описаны различные сценарии развития ситуации и разработаны соответствующие корректирующие механизмы воздействия.

Выводы по главе. Проведенный анализ системы управления ключевыми элементами внешней и внутренней среды предприятия санаторно-курортной отрасли ОАО «Алроса» ОК «Прометей» позволил сделать следующие выводы.

В ОК «Прометей» линейно-функциональная организационная структура. Предприятие приносит прибыль, ежегодно наблюдается увеличение финансовый показателей. Конкурентное окружение ОК «Прометей» на региональном рынке санаторно-курортных услуг представлено такими предприятиями: санаторий «Белая Русь», ОК «Орбита», КК «Ямал»-» Молния», санаторий «Автотранспортник России», санаторий «Нефтяник Сибири», санаторий «Зеленая Долина», КК «Гамма», санаторий «Голубая Волна». Конкурентное преимущество ОК «Прометей» перед указанными организациями, состоит в гибкой ценовой политике.

Проведенный PEST-анализ, для изучения воздействия факторов внешней среды позволил выделить наиболее значимые факторы: область законодательного регулирования отрасли, налогообложения, а также сертификационных и разрешительных процедур, требующая постоянного мониторинга со стороны оздоровительного комплекса, а также взаимодействия с законодательными, разрешительными и контролирующими органами. Также признано важным взаимодействие с региональными органами власти в плане перспектив участия в целевых программах, обеспечивающих льготный режим налогообложения и режим максимального благоприятствования со стороны органов власти для осуществления деятельности предприятия; область внедрения наиболее современных технологий менеджмента и оказания услуг с целью повышения эффективности бизнеса и привлечения новых клиентов за счет роста конкурентоспособности процесса обслуживания; область совершенствования процессов дистрибуции услуг компании за счет совершенствования имеющихся каналов и внедрения принципиально новых механизмов взаимодействия с клиентом; область повышения эффективности маркетинговой политики за счет разработки и реализации программ лояльности и привлечения наиболее современных средств электронной коммерции, создания колл-центра и работы в сфере телемаркетинга; крайне важным является учет криминогенной обстановки и риска нарастания террористической угрозы в регионе. Отдельно по силе воздействия стоят негативные факторы, обусловленные мировым экономическим кризисом и его влиянием на экономику РФ.