Файл: Понятие и классификация функций государства (Характеристика природы реализации функций государства в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В обозначенный период российские мыслители обращались к вопросам определения сущности и значения государственной власти. М.М. Сперанский, С.А. Муромцев, Б.Н. Чичерин и другие рассматривали цели, задачи и функции государства преимущественно в рамках вопроса о внутригосударственном управлении [1].

Следует заметить, что российская государственно-правовая наука XIX в. развивалась согласованно с теорией государства за рубежом. Таким образом, наблюдалось взаимовлияние отечественной теории о государстве и зарубежной теории о государстве.

Позже, на рубеже XIX и XX вв. был опубликован перевод книги А. Меркеля «Юридическая энциклопедия», в которой при толковании понятий автор опирался на современные ему разработки представителей юридического позитивизма. Он так определял природу государства: «Организация государства выражается в лицах и соединениях лиц, в твердых отношениях властвования и подчинения и координации лиц, призванных действовать за государство. Сила, проявляющаяся в этой деятельности, называется государственной властью. ...Задачами государства являются забота о праве (правовом порядке), забота о благосостоянии, забота о добывании и формировании средств, необходимых государству для разрешения задач, предлагаемых вышеуказанными отраслями его работы» [1].

К сфере третьей задачи (добывание и формирование необходимых средств) А. Меркель относил заботу о вооруженной силе государства, заботу о доставлении, управлении и расходовании необходимых денежных средств.

Далее исследователь отмечал: «Соответственно различным направлениям государственной деятельности различают отдельные функции выражающейся в ней власти – власть судебную, полицейскую, военную, финансовую; – равно как усматривают и различные стороны права государственного господства или верховенства – верховенство судебное, полицейское» [2].

В работе Н.В. Болдырева, посвященной анализу теории суверенитета Ж. Бодена, также использовался термин «функция власти» в рамках вопроса о содержании суверенитета. Как указывал В.Н. Болдырев, Ж. Боден вел речь именно о функциях власти, когда говорил о правах суверенитета. К таким правам (функциям) Ж. Боден относил: объявление войны и заключение мира; назначение высших чиновников; высшую судебную власть; право помилования; право чеканить монету; право налогов и пошлин; некоторые права фиска (конфискация за оскорбление Величества, делание фальшивой монеты и пр.). Исходя из этого можно сделать вывод о том, что понятие «функция государственной власти» было ведено в оборот в отечественной литературе во многом благодаря переводам и анализу зарубежной литературы.


Категория «функция» встречалась и в энциклопедических словарях XIX в. Под функцией в то время понималось «отправление какого-нибудь органа, механизма или силы» [4].

Функции государства показывают его сущность, предназначение, а также структуру самого государства, иными словами, его внутреннее строение, которое прежде всего определяется той деятельностью, которую оно осуществляет. В свою очередь, предназначение государства определяется его функциями, которые и необходимы для выполнения полезной для общества деятельности [25].

Сами функции направлены на достижение определенных целей, имеющихся на современном этапе развития Российского государства, и выполнение четко установленных задач [5].

На сегодняшний день основными функциями Российской Федерации являются следующие: экономическая, функция налогообложения, обеспечения народовластия, социальная, экологическая, которые являются внутренними функциями, а также функция обороны страны, интеграции в экономику мира, борьбы с терроризмом, сотрудничества с другими странами в вопросах о решении глобальных проблем на мировом уровне, поддержания мирового правопорядка, которые относят к внешним [1].

Рассмотрим каждую из функций более подробно.

Экономическая функция обеспечивает нормальное развитие и функционирование экономики. Государственная программа по развитию экономики предусматривает финансирование исследований в сфере науки и промышленности, особенно в области тех направлений, которые наиболее приоритетны для государства. Однако стоит заметить, что недостаточно внимания было уделено развитию именно отечественного производства, что является важной проблемой сегодня [1]. Кроме того, ещё одной проблемой является зависимость экономики от сырьевого и топливного рынков. Несмотря на то что опыт некоторых стран показывает, что выживание экономики страны может обеспечить всего одна отрасль, Россия находится в иной геополитической и демографической ситуации, поэтому данная проблема непременно требует скорейшего решения с помощью оптимизации топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Исходя из практики реализации функции можно сделать вывод, что реформы как в финансовой, промышленной, так и в хозяйственной жизни России, способные обеспечить нормальное функционирование экономики страны, напрямую связаны с дальнейшим усилением роли государства в экономической сфере жизнедеятельности страны [3].

Функция налогообложения тесно связана с экономической функцией. В новых условиях развития России налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От правильности построения системы налогообложения зависит эффективное развитие народного хозяйства в целом. В содержание функции налогообложения входит формирование казны государства, а также её пополнение с помощью любых видов налогов. Из-за кризисных явлений в экономике, имеющихся сегодня, перед данной функцией особо остро стоит задача наиболее оптимального сбора налогов в государственную казну, что является крайне существенной проблемой. Однако по мере стабилизации ситуации все сильнее и целесообразнее должна проявить себя функция налогообложения в роли механизма, имеющего регулирующее воздействие на экономику. Такое назначение данной функции является немаловажным [6].


Касаясь функции обеспечения народовластия, стоит отметить, что в политической области действует целая система политических институтов, учреждений, государственных органов и прежде всего тех представительных органов, которые народ выбирает и наделяет полномочиями от своего имени осуществлять власть. Функция обеспечения народовластия проявляется в том, что государство защищает и охраняет права, интересы граждан и организаций, обеспечивает как правовой, так и общественный порядок, а также защищает конституционный строй от противоправных вторжений с чьей-либо стороны [5].

Социальная функция очень масштабна по объему тех видов деятельности, которые она охватывает. Её главным назначением является создание равных условий и возможностей для всех граждан страны и обеспечение общественного благополучия. Содержание этой функции многообразно: от охраны государством здоровья и труда людей до установления размера пенсий. Кроме того, преодоление, смягчение роста безработицы, бедности, стабилизация уровня жизни являются одними из важнейших прерогатив социальной функции государства. К сожалению, осуществляется эта функция так, что не может отвечать предъявляемым ей требованиям [1]. Выражается это, например, в частых задержках заработной платы на многих предприятиях, задержках различных пенсий и пособий, а также в росте цен. Всё это приводит к сильному снижению уровня жизни населения. Именно поэтому борьба с подобными негативными явлениями и их устранение – одна из главнейших задач государства, собственно определяющая саму роль его социальной функции [8].

Экологическая функция тесно связана с социальной, так как именно государство обеспечивает экологическую безопасность граждан. Основное содержание экологической функции – это государственная деятельность по обеспечению охраны окружающей среды и улучшение её качества. Необходимость данной функции обусловлена тем, что на сегодняшний день в стране происходит научно-техническая революция, последствия которой могут неблагоприятно повлиять на окружающую среду и самого человека. Кроме того, Россия, обладая огромными природными ресурсами, пока не имеет достаточного опыта, чтобы грамотно эти ресурсы использовать, что является одной из основных проблем, касающихся экологической функции [7].

Далее рассмотрим внешние функции Российского государства.

Согласно функции обороны, вооруженные силы России служат для вооруженной защиты целостности государства, отражения агрессии, которая может быть направлена против неё и для сохранения неприкосновенности территории. Реализуется данная функция посредством выполнения ряда мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных и иных), обеспечивающих военную безопасность государства. Она носит комплексный характер и осуществляется экономическими, политическими, идеологическими, дипломатическими, военными и иными средствами. Несмотря на то что международная обстановка улучшается, у России все ещё существуют внешнеполитические проблемы. Также в связи с возможным расширением НАТО на Восток остается возможность неблагоприятных для России геополитических изменений [2].


Функция интеграции в мировую экономику основывается на том, что в современном мире признается экономическая взаимозависимость. Её осуществление стало возможным в связи с тем, что ослабла напряженность между государствами. Экономическая интеграция предполагает установление стабильных отношений между государствами и сохранение порядка во всем мире. Именно поэтому Россия стремится к интеграции в мировую экономику, что привело к созданию нового механизма внешнеэкономической деятельности. Государство отказалось от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими, так как это мешало нормальному развитию экономических и торговых отношений [3].

Функция борьбы с терроризмом очень важна сегодня, так как стремительно развивается международный терроризм, приобретая все более широкие масштабы. Терроризм – один из наиболее опасных видов преступлений на международном уровне. Ни одно из государств не способно самостоятельно справиться с этой проблемой, поэтому государствам необходимо действовать вместе. Одной из мер по борьбе с терроризмом является создание международных организаций по борьбе с ним. Планирование деятельности по предупреждению терроризма и обмен информацией позволяет государству действеннее бороться с этой проблемой [4].

Наиболее значимая функция взаимодействия с другими государствами в разрешении глобальных проблем возникла в пост конфронтационный период отношений между странами всего мира. Точкой опоры этой функции является более выгодный способ решения проблем, которые актуальны для каждой страны и требуют незамедлительного международного отклика. К первоочередным проблемам можно отнести повсеместную заинтересованность мирового сообщества в предотвращении экологических катастроф большого масштаба, например таких, как авария на Чернобыльской АЭС, которая вышла за рамки территориальных пределов одного государства. Все мировые страны заинтересованы в вопросе о всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды. Взаимодействие России с другими государствами на международном уровне определено исключительно взаимозависимостью всех стран мира и признанием общечеловеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении [6].

Функция поддержки мирового порядка влияет и на сферу участия мирового сообщества в регулировании межнациональных распрей. Эти действия обусловлены тем, что характер таких конфликтов сопровождается нарушением прав человека, в особенности отношения к национальным меньшинствам, исходя из этого и требуется международное вмешательство [8].


Выводы по части исследования. Таким образом, на разных этапах развития государства на первый план могут выдвигаться разные функции. Сегодня в современном мире совершенствуется функция по защите человека и его прав. Стоит заметить, что содержание функций любого государства может изменяться из-за различных факторов, таких как опасность экологических катастроф, обстановка политической нестабильности, эпидемии и пр.

Глава 2 Исследование эффективности реализации функций государства в РФ

2.1 Характеристика природы реализации функций государства в РФ

С учетом того, что основными институтами реализации функций государства в РФ являются органы государственной законодательной и исполнительной власти, вопрос об эффективности функционирования институтов публичной власти является очень актуальным.

В рамках данного исследования предметом исследования являются: обозначение понятия эффективности государственное и муниципальное управление; обозначение понятие градостроительства; освещение сути межведомственного взаимодействия между государственными и муниципальными органами; определение сущности эффективности деятельности государственных и муниципальной органов власти в сфере градостроительства [10].

В рамках обозначенного предмета исследования рассмотрим данные понятия.

Несмотря на долгую историю исследования проблем эффективности в государственном секторе, налицо отсутствие единой терминологии и методологии ее определения. Анализ современной литературы, посвященной проблемам управления, свидетельствует, что не существует общепринятого подхода к интерпретации категории «эффективность» (efficiency), а определение «эффективности государственных управленческих решений» вообще отсутствует. Что касается «эффективности», то для объяснения данной категории многие авторы используют такие понятия, как «мера достижения целей», «экономичность» и «результативность» [1].  Наилучшим образом сумятицу и неопределенность вокруг данного понятия иллюстрирует дефиниция Р.Л. Акоффа: «Эффективность – это оцененная производительность, продуктивность, умноженная на ценность, результативность оцененного результата» [2]. Согласно Г.А. Саймону, решение эффективно, если наилучший результат достигнут при заданных временных издержках или если заданный результат получен при самых низких издержках выбора [3]. Рассматривая вопрос о сущности эффективности государственного управления, необходимо рассмотреть и само содержание понятий «управление» и «государственное управление». Г.В. Атаманчук отмечает, что «…эффективность управления – один из основных показателей совершенства управления, определяемый посредством сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение. Эффективность управления можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление» [4]. И далее – «…эффективность управленческого или административного труда оценивается путем определения соотношения между полученным результатом и затраченными ресурсами. Оценка объема произведенного продукта по отношению к объему затрат очень важна с точки зрения прежде всего отчетности и подотчетности» [5]. Российский ученый Г. В. Атаманчук подразделяет социальную эффективность государственного управления в целом и деятельности органов государственной власти в частности на три вида: общая социальная эффективность, специальная социальная эффективность, конкретная социальная эффективность.