Файл: Понятие и классификация функций государства (Характеристика природы реализации функций государства в РФ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты функций государства
Глава 2 Исследование эффективности реализации функций государства в РФ
2.1 Характеристика природы реализации функций государства в РФ
2.2 Эффективность реализации функций государства в РФ
Глава 3 Направления по совершенствованию эффективности реализации функций государства в РФ
3.1 Основные направления по совершенствованию эффективности реализации функций государства в РФ
3.2 Актуальные вопросы совершенствования эффективности реализации функций государства в РФ
Глава 3 Направления по совершенствованию эффективности реализации функций государства в РФ
3.1 Основные направления по совершенствованию эффективности реализации функций государства в РФ
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что процессы модернизации системы государственного управления в Российской Федерации будут успешными и позволят получить положительный результат при условии комплексного подхода к совершенствованию системы государственной власти. Как показал анализ, в первую очередь необходимо уделить внимание изучению механизмов организации и функционирования представительных органов власти. В частности назрела необходимость в принятии закона о высшем органе законодательной власти – Федеральном собрании Российской Федерации, что согласуется, в том числе, и с Конституцией нашей страны [5].
В сфере институциональных преобразований исключительную важность приобретает дальнейшее развитие конституционно-правовой системы страны. Соответственно вырисовывается задача реструктуризации исполнительной власти, проявляется необходимость в углублении реформирования системы управления государством. Решение данной проблемы объективно требует принятия и реализации комплексной программы модернизации системы государственного управления [6].
Мы разделяем мнение авторов, предлагающих следующие направления формирования данной программы:
1. Определение объективных оснований и субъективной природы российской модели государственного управления. Без соблюдения данного условия нельзя ни использовать собственный исторический опыт, ни заимствовать положительную практику передовых стран мира.
2. Формирование, с учетом предыдущего условия, ресурсно-обеспеченных целей государственного управления, которые не только бы создали бы желаемое будущее, но и исходили бы из реальных и наличных ресурсов, ведущих к реализации целей [3];
3. Обоснование функций государственного управления, соответствующих природе и целям государственной власти и построение под властную триаду целостной организационной структуры государственного управления;
4. Установление процессуальных, регламентных и технологических элементов, придающих государственному управлению общественную направленность и научную достоверность [1, 2, 4].
Это должна быть именно программа модернизации субъекта государственного управления, всей системы органов государственной власти, и, в первую очередь, органов исполнительной власти. В рамках этой программы надлежит [1]:
а) проанализировать различные аспекты функционирования исполнительной власти: структурные, процессуальные, материально-технические, финансово-экономические, информационные, кадровые и т.д.;
б) учесть взаимодействие исполнительной власти и общественных, профсоюзных, бизнес-структур и иных институтов гражданского общества;
в) определить соотношение системы государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Актуальность компонентов программы модернизации системы государственного управления должна определяться с точки зрения социальной эффективности деятельности исполнительной власти, ее реального и позитивного влияния на общественные процессы, общественное сознание, поведение и деятельность граждан страны. Какой из этих факторов и переменных актуализируется в российской управленческой и правовой системе, будет зависеть от успешности социально-экономического и политического развития страны [9].
Одно из центральных мест в системе мер административной реформы должно отводиться территориальным аспектам. За последние годы высоко себя зарекомендовал институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, выступив эффективном инструментом достижения цели обеспечения дееспособности и авторитета федеральной власти, восстановления единства правового пространства страны [2].
Опыт деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах требует тщательного анализа и определения дальнейшего пути совершенствования данного института. В связи с этим одной из важнейших (и сложнейших) задач является уточнение функций полпредов в общей системе государственной власти Российской Федерации, определение и нормативно-правовое оформление их полномочий.
Таким образом, видится два наиболее вероятных базовых сценария развития государственных институтов.
Первый предполагает, что модель выбрана и ее надо развивать.
В настоящее время сложился новый для российской политической культуры институт президентской власти. Теперь качество президентской власти связано с перспективами развития института его полномочных представителей, Государственного Совета, Общественной палаты, Администрации Президента [3].
Делегирование федеральными законами части полномочий Российской Федерации субъектам Федерации сопровождается усилением вмешательства центра в деятельность исполнительных органов субъектов Федерации.
Второй исходит из того, что новая модель формируется на основе традиционных государственных институтов [3].
Особое значение в контексте развития государственных институтов имеет реализация задач, заявленных в посланиях Президента РФ, в которых обозначаются актуальные проблемы и стратегические направления деятельности государственных институтов. В настоящее время в нормах государственного права не закреплены механизмы реализации решений, принятых в посланиях, с одной стороны, с другой — именно актуальность и обозначение общественных проблем, определение механизмов их реализации придает особую значимость президентским посланиям. Вероятно, следует закрепить в нормативных правовых документах механизмы реализации и контроль за выполнением задач, определенных в посланиях Президента.
В настоящее время возникли новые формы деятельности органов государственной власти, такие, как парламентские слушания, президентские послания, целевые программы, национальные проекты. Данные правовые формы требуют определения четкого места в системе механизмов государственного управления и станут эффективными, если они органично вписываются в общую систему организации и функционирования государственных институтов [1].
Особым пунктом в системе совершенствования государственного управления значится вопрос модернизации деятельности власти на основе внедрения «электронного правительства» [6].
Для того чтобы реорганизовать систему государственного управления в парадигме «электронного правительства» необходимы некоторые важные условия и предпосылки. Среди них:
1) Должна быть соответствующая политическая воля и усилия «правящего класса» и элит, должны быть приняты соответствующие государственные решения;
2) Требуется наличие достаточного уровня «интернетизации» общества (не менее 30% самодеятельного населения страны и большинства государственных институтов);
3) Должна быть разработана рациональная, реализуемая концепция «электронного правительства» и созданы необходимые информационно-технологические предпосылки и электронные формы (документы, подписи и др.), финансовое обеспечение, подготовлены новые кадры в алгоритме данного правительства [1];
4) Должны учитываться сложнейшие социальные и административно-правовые проблемы, возникающие в том случае, когда в жизнь внедряются новые электронно-организационные управленческие модели, традиции развития общества, особенности его управления, бюрократия и т.д.;
5) Необходимо решительно преодолевать узко-технологические подходы при формировании и деятельности «электронного правительства» («информационные технологии решат все проблемы»), понимать и преодолевать возможности и тенденции его использования в корпоративных и антиобщественных целях [1];
6) Необходимо рационально-критически использовать накопленный зарубежный опыт, проводить его сравнительный анализ [3].
На основе этих требований меняется отношение к образованию, к подготовке и переподготовке управленцев. Проблема обучения сегодня начинает играть центральную роль при описании новой парадигмы управления в условиях поиска основания для устойчивого развития. Происходит изменение направленности и содержания преподавания государственного управления. Общая направленность изменений выглядит следующим образом:
1) происходит превращение обучения в перманентный процесс, которым затрагиваются работники всех уровней;
2) наблюдается повышение значения формирования умений, связанных с проектной работой в связи с особым вниманием связи теории управления и практических навыков;
3) акцент в обучении ставят скорее на процессы, чем структуры и функции, на изучении опыта работы во многих организационных формах, работы в составе коллектива;
4) происходит изменение установки обучения: скорее внимание обращается на то, чтобы формировать устойчивый интерес на самообразование, личную ответственность обучающегося за результаты обучения и получать знания и навыки [2];
5) большое значение приобретают программы обучения, построенные на способности оценивать управленческую деятельность, ее результативность и эффективность;
6) современное управленческое образование должно способствовать формированию инновационного мышления, восприимчивости к тому, чтобы постоянно выбирать новые решения и действия [1];
7) значение формирования навыков работы с общественностью;
8) обучение переговорному процессу и разрешению конфликтов;
9) большое значение приобретают процессы не только обучения, но и воспитания управленцев, формирования соответствующей этики государственной работы.
3.2 Актуальные вопросы совершенствования эффективности реализации функций государства в РФ
Для совершенствования качества государственного управления нужно внедрять новые технологии в работе министерств и ведомств, повышать их открытость и уровень доверия между гражданами и государством, а также сокращать избыточные контрольно-надзорные функции, которые являются одним из следствий недостатка такого доверия. Нельзя обойтись и без заимствования опыта других стран, но делать это нужно разумно. За счёт применения этих инструментов можно добиться существенного роста экономических показателей [7].
Как показал опрос, главными причинами невысокого качества гос. управления в России являются игнорирование новейших технологических трендов, низкое качество законодательства и слабая защита прав и свобод человека [8]. Среди других причин — коррупция и неудовлетворительная квалификация госслужащих, а также избыточный контроль и надзор. По мнению министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, совершенствование необходимо по всем этим направлениям в комплексе. Однако слабая защита прав граждан и низкое качество судебной системы в совокупности с низким качеством законодательства, по его мнению, являются наиболее существенными проблемами. Невозможно, по словам Михаила Абызова, качественно защитить интересы гражданина, если законодательство, которое рассматривает судебная система, неэффективно и несовершенно. Суд в таком случае не будет справедливым, указал министр [5].
За счёт развития системы многофункциональных центров граждане, по его словам, увидели другое лицо государства, оно стало клиентоориентированным. Новые технологии позволят максимально перейти в режим онлайн, когда все услуги и сервисы будут предоставляться при помощи интернета, в дистанционном режиме, отметил министр. Но для этого нужны законодательные изменения, чтобы обеспечить юридическую значимость этих действий [2].
На применении новых технологий, должно базироваться и повышение качества управления главными ресурсами — это деньги, люди и время. Министр предостерёг от увеличения числа выпускаемых правительством нормативных актов — качество государства от этого не улучшается, а граждане и бизнес не успевают адаптироваться к изменениям. Если в 2004 году на федеральном уровне принималось 5 тыс. нормативных актов и законов, которые регламентировали работу государственной системы и жизнь общества, то сегодня — уже 30 тыс. Также министр высказался за отказ государства от лишних функций [1].
Государство на федеральном и региональном уровне взяло на себя настолько много полномочий, что качественно исполнять их сегодня очень тяжело. Государству необходимо избавиться от лишних функций, отдать их бизнесу, сделать государство компактным, сосредоточенным исключительно на главных приоритетах. Без этого невозможно построить эффективную государственную машину. Первично не только внедрение технологичных процессов [2].