Файл: Понятие и классификация функций государства (Характеристика природы реализации функций государства в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. На определенном этапе развития любого государства ему присуща объективно сложившаяся система функций. Однако государство в целом и система реализуемых им функций в частности далеко не статичны. Они находятся в постоянном развитии, интенсивность которого зависит от многих факторов: от уровня развития экономического базиса государства и в первую очередь от фундаментальной и прикладной науки и производственных технологий; от степени развития права, общей и правовой культуры населения; от внешнеполитических факторов и др. По мере ускорения научно-технического прогресса и в ходе изменений в экономической сфере набирает обороты и процесс модернизации государственных институтов.

Степень разработанности проблемы в научной литературе.

Теоретической основой данного исследования явились труды отечественных ученых: Алексеева С.С., Болтиновой О.В., Винницкого А.В., Вороновоий Л.К., Грачевой Е.Ю., Ильина А.В., Карасевой М.В., Конюховой Т.И., Крохиной Ю.А., Кустовой М.В., Марченко М.И., Ногиной О.А., Писаревой Е.Г., Пешковой Х.В., Поветкиной Н.А., Полякова А.В., Рукавишниковой И.В., Разгильдиевой М.Б., Тихомирова Ю.А., Химичевой Н.И., Шевелевой Н.А. и других.

Теоретическая и практическая значимость темы исследования заключается в возможности совершенствования процессов управления и реализации основных функций государства.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является разработка теоретических и практических основ функций государства.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

  • Исследовать теоретические аспекты функций государства;
  • Исследовать вопросы эффективности реализации функций государства в РФ;
  • Разработать направления по совершенствованию эффективности реализации функций государства в РФ.

Объектом исследования являются теоретические аспекты функций государства.

Предметом исследования является направления по совершенствованию эффективности реализации функций государства в РФ.

Методы исследования – общенаучные, аналитические.

Данное исследование состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Глава 1 Теоретические аспекты функций государства


Развитие системы функций государства имеет во многом объективный характер, детерминированный изменениями, происходящими в государственно-правовой сфере. Однако следует отметить, что это не означает полного отсутствия возможностей сознательного воздействия на указанный процесс в целях совершенствования системы функций государства, их содержания и реализации. Обозначенные цели требуют от юридической науки детальной разработки проблемы функций государства и формулирования научно обоснованной программы скоординированных действий государственной власти и общества, направленных на достижение ожидаемых результатов [10].

Важнейшим шагом в данном направлении является познание учеными существующей или существовавшей системы функций государства, которая, по меткому замечанию М.И. Байтина, не зависит от воли и сознания индивида и которую нельзя субъективно «спроектировать» или «построить» [1].

Познанию системы функций государства в рамках предлагаемой работы призваны способствовать: уточнение методологических оснований исследования избранной тематики; изучение вопроса об истории формирования и развития категории «функция государства»; оценка пределов формально-логического построения понятия функции государства; обстоятельная классификация функций государства, проведенная по разным основаниям; раскрытие специфики внешних функций Российского государства в современных условиях; установление системных связей между внутренними и внешними функциями государства.

В качестве предпосылок, обусловливающих актуальность и значимость проведения нового исследования проблемы системы функций государства, необходимо указать следующие обстоятельства [3].

Во-первых, проблема функций государства занимает ключевое место в науке теории государства и права, поскольку понятие функций государства находится в неразрывной связи с такими важными понятиями, как сущность государства, механизм государства, цели и задачи государства и др. Более того, функции государства в значительной степени влияют на закономерности его развития, выявление которых уже не только представляет теоретический, научный интерес, но и весьма востребовано в практике государственного строительства. Такую взаимосвязь справедливо отмечал М.И. Байтин, указывая, что научная характеристика государства любого исторического типа обязательно предполагает функциональный анализ, рассмотрение его основных функций, в которых непосредственно проявляются его сущность, социальное назначение и закономерности развития [10].


«Функция» является одним из основных терминов, которым оперирует юриспруденция. Сложно найти отрасль юридического знания, в которой в том или ином значении не использовалось бы названное понятие. Даже в пределах науки теории государства и права существуют две фундаментальные категории – «функция государства» и «функция права» и целый ряд более конкретных понятий, основанных на использовании понятия «функция», – функции юридической ответственности, функции правовых средств, функции государственных органов и др. [5].

Широкое употребление термина «функция» в понятийных рядах общей теории государства и права, с одной стороны, оправданно, так как обусловлено его многозначностью, а с другой – не вполне оправданно, так как влечет некоторые разногласия среди правоведов при формулировании определений или трактовании ключевых категорий правоведения [4].

Во-вторых, подавляющее большинство фундаментальных исследований функций государства проводилось в советский период, в 70–80-х гг. XX в. В частности, к проблеме функций государства в своих работах обращались такие видные ученые-правоведы, как М.И. Байтин, И.П. Блищенко, А.И. Денисов, Л.И. Каск, Б.П. Курашвили, М.И. Пискотин, Н.В. Черноголовкин и др. Представляется, что бесспорный научный авторитет этих ученых и высокий уровень проведенных ими исследований можно рассматривать в качестве причин того, что проблема функций государства долгое время считалась полностью изученной и не нуждавшейся в дополнительной разработке и корректировке. В результате этого даже после изменения государственного строя России в 1991–1993 гг. немногие специалисты в сфере теории государства и права обращались к вопросам функций государства, а если и обращались, то практически полностью согласовывали свои выводы с позициями ученых предыдущего поколения. Сегодня последствия такого «провала» научного интереса к проблеме функций государства становятся очевидными [6].

В-третьих, существенным недостатком основополагающих научных трудов, созданных в советский период и посвященных функциям государства, является наличие классово-идеологической составляющей как исследования, так и научных выводов, сделанных учеными. Этот недостаток имеет целый ряд проявлений. Общетеоретическое изучение базовых государственно-правовых категорий должно проводиться на основе обширного эмпирического материала, отражающего особенности всех типов государств, существующих или существовавших [5]. Указанные исследования сущности и функций государства и полученные результаты относились преимущественно к социалистическому (советскому) типу государства, тогда как о сущности и функциях других «исторических типов государств» в научных трудах упоминалось лишь вскользь [5].


В частности, еще в 1969 г. Л.И. Каск писал, что недостатком в разработке проблем функций государства является то, что многие вопросы рассматриваются изолированно, в рамках отдельных типов государства. Политическое противостояние социалистической и буржуазной (империалистической, эксплуататорской) систем снижало объективность сравнительно-правовых исследований, поскольку вопрос о преимуществах функций социалистического государства перед функциями буржуазного государства был предрешен. Например, функция охраны социалистической собственности и социалистического правопорядка изучалась исключительно как функция, присущая социалистическим государствам, тогда как у буржуазных (эксплуататорских) государств аналогичная функция, по мнению многих ученых, отсутствовала. В настоящее время очевидно, что функцию охраны социалистической собственности и правопорядка, по сути, можно обозначить как правоохранительную функцию, которая присуща любому государству [2].

В-четвертых, значительно изменилась эмпирическая база изучения функций государства, поменялось содержание самих функций государства, вследствие этого существовавшая классификация функций государства представляется на сегодняшний день не вполне корректной. Необходимо уточнить, что изменение функций государства и их содержания в последние два десятилетия затронуло не только Россию, но и большинство государств мира. В качестве специфической черты изменения функций государства для Российской Федерации можно назвать его двухуровневый характер. Первый уровень – это изменения функций государства, связанные с произошедшими в России политическими реформами и сменой политического строя; второй уровень – изменения, происходящие в соответствии с общемировыми тенденциями, обусловленные прежде всего процессом глобализации [2].

Изменения второго уровня весьма точно характеризует Ю.А. Тихомиров, отмечая, что в современный период государство и право России испытывают мощное воздействие со стороны международно-правовой системы. Однако процессы глобализации не должны полностью стирать национально-государственные различия, лишать государство возможности самостоятельно осуществлять основополагающие функции [2].

Исследование развития государства как единого института со всей очевидностью свидетельствует о том, что деятельность государственного аппарата фокусируется в определенных направлениях, называемых функциями государства. Широкое распространение категория «функции государства» получила лишь в советский период истории отечественной юриспруденции. Однако основы теоретического знания о функциях государства были заложены гораздо раньше.


Понятие «функция государственной власти» появилось в литературе в XIX в. Отчасти данное обстоятельство было вызвано становлением теории государства и права, а также расцветом науки международного права. Кроме того, именно в XIX в. Наполеоном I была предпринята попытка завоевать Россию после побед и подчинения большого числа государств Европы. Военные, экономические и иные формы взаимодействия государств выступили дополнительным фактором ускорения развития целого ряда разделов юридической науки – общей теории государства и права, науки международного права, теории административного права [10].

Философская основа для изучения функций государства была подготовлена еще в эпоху Просвещения и представлена работами Г. Гроция, Т. Гоббса, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. Осмысление вопроса о национальной идентичности и территориальной целостности заставило углубиться в теорию о сущности государства, формах межгосударственных отношений и реализуемых им функциях [9].

В XIX в. термин «функция государства» чаще встречался в работах, посвященных международному общению и административному праву, выделенному в отдельную науку в середине XIX в. в Германии.

Правоведы того времени первыми сделали попытку разделить сферы дипломатии и военных действий и тем самым разграничить соответствующие их функции государства. Так, М. Таубе разделял международное общение на отрасли, а народ представлял в виде независимых народов-государств.

По его мнению, общение складывается из культурной общности народов, солидарности государств в преследовании одинаковых культурных целей [9].

Под дипломатией как самостоятельной, отдельной государственной единицей В. Лешков понимал законодательно установленное социальное положение государства среди других государств. История русской дипломатии «представляла картину юридической жизни России, от эпохи ее первых соприкосновений с ближайшими соседями до полного развития в ней государственных начал и их признания иностранными державами». Автор подчеркивал также, что направления внешней политики показывают особенность государства, его потребности и нужды. Дипломатия же является внешним выражением фактов, событий внутренней жизни государства. В. Лешков отмечал, что о государственных задачах, выражающихся в направлениях политики, можно говорить только начиная со времен Ивана III. Ранее это были не направления политики (задачи государства), а «частные вопросы отдельных элементов Руси» [1].