Файл: Маркетинговые структуры предприятия ( Теоретические основы построения организационных структур управления организацией ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы построения организационных структур управления организацией

1.1. Понятие и сущность организационных структур управления

1.2. Методы построения организационных структур маркетинговых служб

2. Анализ управления организацией (на примере Муниципального бюджетного учреждения культуры «Чеховский городской театр»)

2.1. Краткие сведения о МБУК «Чеховский городской театр»

2.2. Оценка действующей организационной структуры управления учреждения

3. Основные рекомендации по совершенствованию действующей структуры управления

3.1. Предложения по совершенствованию структуры управления МБУК «Чеховский городской театр»

3.2. Рекомендации по организации маркетинговой службы в структуре управления театром

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных рыночных условиях служба маркетинга является важнейшим звеном в управлении организацией, которое совместно с другими службами создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли.

Ни одна организация, в том числе и учреждение культуры, в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает.

Каждый субъект рынка имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда удается качественно, к каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в современных условиях хозяйствования выживает тот субъект, который может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

Благодаря маркетингу организации выявляют потребности, формируют превращение покупательной способности в конкретный спрос на данный товар или услугу, добиваются долговременных связей.

Учреждение культуры, которое планирует свою деятельность на базе технологий маркетинга, становится для потребителей и общества более интересным. Узнаваемый имидж и прочная репутация, внимание со стороны СМИ привлекают интерес разного рода спонсоров, что способствует, в свою очередь, росту экономической эффективности самого учреждения.

Театральные спектакли играют большую роль в целенаправленном формировании социально-культурного пространства города, имиджа страны, организации досуга населения и театрального туризма.

Под понятием спектакль сегодня подразумевается широкий спектр театральных и визуальных арт-практик. Принципиально новым ракурсом в изучении системы «театр – спектакль – зритель» стал экономический: в анкетах социологов и культурологов появился маркетинговый блок, включающий вопросы о каналах распространения информации, приобретения билетов, доходах респондента.

Театральный спектакль как маркетинговый продукт имеет свои характерные особенности: неосязаемость, кратковременность существования, сильная зависимость от внешних и внутренних факторов, иногда не связанных напрямую с театральной деятельностью, и др.

Серьезную конкуренцию театральному искусству составляют новые виды зрелищных искусств. Однако конкуренция должна побудить создателей спектаклей, как и любых других продуктов и услуг на современном рынке, использовать и искать новые технологии продвижения, активнее изучать потребителя театральных услуг, совершенствовать театральный менеджмент и маркетинг.

На рынке сферы искусств сегодня побеждает не только качество или новизна, а скорее умение занять определенную позицию в информационном поле, где идет борьба за популярность, внимание и интерес публики.

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Преимущества представленного на схеме варианта организации маркетинговой деятельности на предприятии заключаются в простоте и возможности ясно очертить круг обязанностей.

Для предприятий, производящих широкую номенклатуру товаров, реализуемых на относительно небольшом количестве рынков или на большом количестве однородных рынков, наиболее предпочтительной считается организация маркетинговой деятельности на основе отдельных товаров или товарных групп (рисунок 2) [13, C. 93].

Рис. 2. Схема организации службы маркетинга по товарному принципу

Когда количество товаров становится чрезмерным с точки зрения восприятия их одним потребителем, возникает реальная опасность того, что некоторым товарам не будет уделено достаточного внимания.

Сущность организации маркетинговой деятельности на предприятии по товарам, заключается в назначении по каждому товару или товарной группе маркетинг-управляющего, которому подчиняются специалисты по рекламе, стимулированию сбыта, исследованию рынка, сервисному обслуживанию и т.д. Каждый специалист по товарной группе, находясь в административном подчинении руководителю соответствующей группы, функционально подчиняется руководителю группы рекламы и исследования рынка [7, С. 153].

При такой организации маркетинговой деятельности работники специализируются и имеют возможность координировать свои усилия в плане общих целей и задач предприятия. Организация маркетинговой деятельности по товарам особенно эффективна, когда требования к рекламе, организации сбыта, обслуживанию, упаковке и т.д. существенно отличаются для различных товарных групп.

Такая структура отдела маркетинга эффективна, когда объем продаж каждого товара достаточно велик и позволяет оправдать неизбежные в таких случаях затраты управленческого труда на дублирование отдельных функций. Поэтому чаще она встречается в крупных, децентрализованных компаниях, где каждый филиал специализируется на выпуске определенного товара.

Организация маркетинговой деятельности по рынкам или регионам по своей сути и структуре аналогична товарной с той лишь разницей, что в ней за основу берется разделение не по товарам, а по рынкам (рисунок 3) [13, C. 94].

Рис. 3. Схема организации службы маркетинга по рынкам и регионам

Такая организация маркетинговой деятельности считается предпочтительной при большом количестве разнообразной географии рынков сбыта при условии, что номенклатура продукции не слишком велика или достаточно однотипна, и она же позволяет более углубленно понять потребности покупателей в зависимости от специфики каждого региона [27, С. 199].


Разница обуславливается национальными, политическими, демографическими и иными отличиями и реализуется в конкретизации товара, его цены, рекламе и стимулировании сбыта, с учетом региональных особенностей. 

Организация маркетинговой деятельности по регионам чаще всего встречается в крупных децентрализованных компаниях с обширными рынками, которые могут быть подразделены на ясно очерченные географические зоны. Эта система пригодна для международных транснациональных фирм, и ей, как и другим организационным структурам, присущи недостатки, как дублирование работ, а также проблемы межфункциональных связей и координации [18, C. 252].

На практике чаще всего встречаются смешанные формы организации маркетинговой деятельности на предприятиях. По своей форме они соответствуют принципам матричного управления (рисунок 4) [13, C. 95].

Рис. 4. Товарно-рыночная или матричная схема организации службы маркетинга

В условиях развитого маркетинга представленная на схеме организация маркетинговой деятельности является наиболее перспективной [22].

Для современной экономики, с учетом сложившихся традиций управления, представляет интерес функционально-товарная организация маркетинговой деятельности, преимущество которой состоит в конкретизации ответственности, в противовес обезличенности, которая присуща функциональному подходу [22].

Другой формой организации маркетинговой деятельности на предприятии является проектная структура отдела маркетинга. Основной особенностью проектной структуры является отсутствие постоянства в отделе. В каждый момент времени существует набор проектов, за каждый из которых отвечает руководитель проекта, в подчинении которого находятся специалисты отдела маркетинга. Каждый из руководителей проекта отчитывается напрямую перед руководителем отдела маркетинга. По завершении каждого проекта, его команду расформировывают. Такая форма организации маркетинговой деятельности на предприятии отличается гибкостью и эффективностью, но, учитывая специфику ответственности, ведет к дисфункции власти внутри отдела [27, C. 301].

Таким образом, организация маркетинга на предприятии - ответственный процесс, который нуждается в обоснованном подходе и концептуальной схеме принятия решений относительно маркетинговой деятельности.

Реализация маркетинговой деятельности требует того, чтобы структура отдела маркетинга учитывала потребности рынка и особенности продвижения продукции. Организация маркетинговой деятельности в связи с этим должна отвечать реалиям рынка и требованиям потребителей, а также специфике предприятия.


Ниже рассмотрим вопросы маркетинговой структуры управления театром, ориентированной на решение стратегических задач.

2. Анализ управления организацией (на примере Муниципального бюджетного учреждения культуры «Чеховский городской театр»)

2.1. Краткие сведения о МБУК «Чеховский городской театр»

В 2006 году в городе Чехов создан профессиональный театр. Чеховский городской театр располагается в одном из старинных зданий города, построенного во второй половине XIX века. С 2005 по 2011 г. театр был Муниципальным учреждением культуры, а с 2012 года театр стал Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Чеховский городской театр». 

Чеховский городской театр находится по адресу: 142306, Московская область, г. Чехов, ул. Московская, д. 40, тел. 8(496)727-66-27, e-mail: hgteatr@gmail.com.

Двери театра всегда гостеприимно открыты для зрителей любого возраста. Спектакли городского театра с удовольствием посещают малыши и подростки, молодежь и взрослые, люди пожилого возраста. В репертуаре театра созданы спектакли по произведениям российских и зарубежных писателей, современных драматургов и классиков.

Миссия театра отражает индивидуальность организации, подчеркивает ее роль в культурной и общественной жизни региона. Так, миссия МБУК «Чеховский городской театр» состоит в том, чтобы “развивать и поддерживать русскую культуру в городе. Реализовывать творческие замыслы театра. Поднимать уровень профессионализма в труппе, для реализации высоких художественных задач режиссера. Работать со зрителями всех возрастов, уделяя особое внимание молодежи и детям. Выезжать на гастроли и фестивали, тем самым укрепляя имидж Чехова и Подмосковья на российском и международном уровне”.

МБУК «Чеховский городской театр» в своей работе многогранен и объединяет работу нескольких подразделений:

  • отдел классической и современной культуры;
  • детская театральная студия «У Лукоморья»;
  • струнный квартет «Мелодион»;
  • Центр по возрождению традиционной народной культуры;
  • Чеховский городской Дом культуры;
  • городские библиотеки.

Ежегодно городской театр проводит более 120 мероприятий, в том числе более 70 мероприятий для детей. Мероприятия, подготовленные коллективом Чеховского городского театра, в год посещают более 14 тысяч человек. Проводятся культурно-массовые и культурно-досуговые мероприятия: профессиональные праздники, социально-творческие заказы, праздничные концерты, фестивали, конкурсы для населения и гостей города Чехова.

Традиционно к Международному дню театра коллектив организует и проводит Региональный театральный фестиваль-лабораторию детских и молодежных театров «Друзья Мельпомены».

Участниками фестиваля являются театры из городов Московской области, России и Чеховского муниципального района. Каждый театр на фестивале отличает тонкое чувство стиля и оригинальность спектаклей.

Из года в год проводится городской открытый конкурс патриотической песни «Эх, путь дорожка фронтовая», посвященный Победе в Великой Отечественной войне.

Сила театра в том, что он объединяет в одно гармоничное целое творческую работу актеров, режиссеров и зрителей.

Показатели финансового состояния МБУК «Чеховский городской театр» за 2018 г. представлены в Приложении 1.

Рост оплаты труда работников театра можно обеспечить путем увеличения стоимости балла в бальной системе оценки труда художественного и постановочного персонала и введения фиксированных доплат всему остальному персоналу театра.

Здание театра сейчас на реконструкции, поэтому существует ряд проблем технического и финансового характера. Например, в той части арендуемого здания и зала, отсутствует коробка для подъема штанкетов. Такая техническая недоработка сужает возможности художественного оформления спектаклей.

Отсутствия в театре места для хранения декораций также является серьезной проблемой, которая серьезно мешает появлению новых спектаклей в афише театра и сохранению старых названий. Расширение площадей для хранения декораций сопряжено с серьезными расходами. Тем не менее, руководству театра предстоит решить этот вопрос. Лимит площадей внутри театра исчерпан – значит, речь должна идти о пристройке склада со стороны заднего двора театра. Руководству театра предстоит решить вопрос о расширении места для хранения декораций.

В бюджет театра сейчас заложена статья по аренде здания Дома культуры, но не заложена статья на модернизацию материально-технической базы. Но если театр планирует развиваться, то эта статья расходов жизненно необходима. Для выполнения уставных задач и целей необходимо постоянно следить за текущим состоянием материально-технической базы, по мере необходимости обновлять и пополнять ее.


Например, более совершенное и современное сценическое оборудование улучшит качество постановок; приобретение нового автобуса позволить выезжать на фестивали и гастроли, существенно сократив такую статью расходов, как транспорт; дополнительный склад для хранения декораций позволит увеличить количество постановок театра и даст новые творческие возможности художнику – сценографу и т. д.

Финансовые средства доноров в бюджет театра не поступают. Основными статьями расходов театра являются оплата труда с начислениями (в среднем 67,5% от общей суммы расходов) и затраты на новые постановки. Среднемесячная зарплата работников театра составляет 9585 руб., что весьма немного, по сравнению со средней зарплатой в городе. Таким образом, существует необходимость увеличения оплаты труда персонала.

Репертуар театра пополняется планомерно двумя постановками в год, что позволяет коллективу и удовлетворять потребности публики и формировать их, поддерживая репертуар на высоком художественном уровне.

Частота показов каждого спектакля составляет, в среднем, не менее двух раз в месяц. Однако репертуар прокатывается неравномерно. Причиной тому служит:

  • ограниченность актерского ресурса: уход двух актрис в декретный отпуск и увольнение двух актеров из труппы театра по разным причинам заметно отразилось на прокате некоторых спектаклей;
  • отсутствие разнообразия репертуарного предложения, связанное с тем, что затянулась реконструкция здания театра и временно театр размещается в Дом культуры, в связи с чем, театральная афиша пополняется медленно.

Все идущие в репертуаре спектакли пользуются успехом у публики. В год премьеры посещаемость нового спектакля 97-100%, в следующий год посещаемость снижается до 91%. В третий и последующие годы прокат каждого спектакля снижается, так как появляются новые постановки, но посещаемость спектаклей зрителями не падает ниже 80%.

Актерский состав театра формировался на протяжении многих лет. По данным на конец 2018 г., в труппе театра состоит 22 человека. В труппе 11 актрис, все из которых младше 40 лет, и 11 актеров, из которых 6 человек младше 40 лет.

Загруженность актерского состава высокая и неравномерная: в месяц некоторые артисты играют до 25 спектаклей, также на неделе проходят репетиции к новым спектаклям и тренинги по сценической речи, сценическому движению.

Несмотря на значительные успехи актеров, такой творческий состав труппы не является идеальным для полноценного творчества. Можно объяснить это несколькими причинами: