Файл: Маркетинговые структуры предприятия ( Теоретические основы построения организационных структур управления организацией ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы построения организационных структур управления организацией

1.1. Понятие и сущность организационных структур управления

1.2. Методы построения организационных структур маркетинговых служб

2. Анализ управления организацией (на примере Муниципального бюджетного учреждения культуры «Чеховский городской театр»)

2.1. Краткие сведения о МБУК «Чеховский городской театр»

2.2. Оценка действующей организационной структуры управления учреждения

3. Основные рекомендации по совершенствованию действующей структуры управления

3.1. Предложения по совершенствованию структуры управления МБУК «Чеховский городской театр»

3.2. Рекомендации по организации маркетинговой службы в структуре управления театром

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных рыночных условиях служба маркетинга является важнейшим звеном в управлении организацией, которое совместно с другими службами создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли.

Ни одна организация, в том числе и учреждение культуры, в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает.

Каждый субъект рынка имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда удается качественно, к каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в современных условиях хозяйствования выживает тот субъект, который может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

Благодаря маркетингу организации выявляют потребности, формируют превращение покупательной способности в конкретный спрос на данный товар или услугу, добиваются долговременных связей.

Учреждение культуры, которое планирует свою деятельность на базе технологий маркетинга, становится для потребителей и общества более интересным. Узнаваемый имидж и прочная репутация, внимание со стороны СМИ привлекают интерес разного рода спонсоров, что способствует, в свою очередь, росту экономической эффективности самого учреждения.

Театральные спектакли играют большую роль в целенаправленном формировании социально-культурного пространства города, имиджа страны, организации досуга населения и театрального туризма.

Под понятием спектакль сегодня подразумевается широкий спектр театральных и визуальных арт-практик. Принципиально новым ракурсом в изучении системы «театр – спектакль – зритель» стал экономический: в анкетах социологов и культурологов появился маркетинговый блок, включающий вопросы о каналах распространения информации, приобретения билетов, доходах респондента.

Театральный спектакль как маркетинговый продукт имеет свои характерные особенности: неосязаемость, кратковременность существования, сильная зависимость от внешних и внутренних факторов, иногда не связанных напрямую с театральной деятельностью, и др.

Серьезную конкуренцию театральному искусству составляют новые виды зрелищных искусств. Однако конкуренция должна побудить создателей спектаклей, как и любых других продуктов и услуг на современном рынке, использовать и искать новые технологии продвижения, активнее изучать потребителя театральных услуг, совершенствовать театральный менеджмент и маркетинг.

На рынке сферы искусств сегодня побеждает не только качество или новизна, а скорее умение занять определенную позицию в информационном поле, где идет борьба за популярность, внимание и интерес публики.

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

В современных условиях, как никогда, любая организация для достижения успеха обязана грамотно организовать свою деятельность. Это же можно сказать и про бюджетные учреждения культуры. Как показывает практика, только грамотное построение организационной структуры, с четко определяемыми функциями всех сотрудников, позволяет успешно работать на любом рынке. Однако надо понимать, что не существует структуры управления, еди­ной для всех организаций, как и не существует единого универсально­го стратегического управления.

Каждая организация уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегических задач для каждой уникален, так как он зависит от позиции организации на рынке, динамики ее разви­тия, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик оказываемых ею услуг, состояния эконо­мики, культурной среды и, главное, от организационной структуры самой организации. Формирование и изменение организационной структуры учреждений культуры должны быть направлены на обеспечение основных целей и задач и базироваться на стратегических планах учреждения.

Однако существенный недостаток сегодня – это недооценка многими учреждениями роли отдела маркетинга в структуре управления. Наиболее ощущаем этот недостаток в бюджетных учреждениях культуры.

Актуальность темы. Тема курсовой работы является актуальной в связи с тем, что современный этап театрального дела России имеет ряд особенностей, которые обозначили необходимость качественно новых подходов к проблемам совершенствования управления отечественными театрами.

Кроме того, речь идет о творческих коллективах, изначально созданных с целью решать нестандартные задачи, творить. В связи с этим сегодня требуется грамотный подход к организационному построению и управленческим системам, с тем, чтобы учреждения культуры быстро приспосабливались как к внешним, так и внутренним изменениям.

Поэтому особую актуальность приобретает проблема изучения теории и практики структуры управления организацией, ориентированной на маркетинговый подход на примере конкретного Муниципального бюджетного учреждения культуры.

Цель данной работы – изложение теоретических основ маркетинговых структур предприятия и применение их на практике.

Исходя из цели курсовой работы, определены задачи исследования:

- изучить сущность организационных структур управления, в том числе в учреждениях культуры;


- рассмотреть методы построения организационных структур маркетинговых служб;

- раскрыть общие сведения об организации;

- дать оценку действующей организационной структуры управления предприятия;

- разработать предложения по совершенствованию структуры управления МБУК «Чеховский городской театр» и организации маркетинговой службы в структуре управления театром.

Объектом исследования является организационная структура управления Муниципального бюджетного учреждения культуры «Чеховский городской театр».

Предметом исследования явились социально-трудовые, экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе разработки маркетинговой структуры управления организацией.

Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные положения системного подхода, диалектического метода познания экономических процессов и явлений, логического анализа, общей теории менеджмента, теории стратегического управления, а также работы ведущих зарубежных и отечественных специалистов в области менеджмента – А.В. Александрова, И. Ансоффа, О.С. Виханского, А.Т. Зуба, П. В. Забелина, Н.Н. Кондрашевой, Ф. Котлера, Дж. К. Лафта, В.А. Лопатина, В.А. В.В. Масленникова, А.К. Третьякова, М.Х. Мескона, И.В. Роздольской, Н.А. Саломатина, А.К. Семенова, М.В. Смольяниновой, А.А. Томпсона, А.Д. Стрикленда, С.Г. Фалько и др.

Проанализировав литературные источники, можно отметить, что в них рассматриваются, преимущественно, теоретические вопросы построения организационных структур предприятий, а информации по учреждениям культуры, касательно стратегического управления и маркетинговых структур управления, крайне мало.

В процессе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы: методы системного и сравнительного анализа.

Информационной базой исследования послужили данные Госкомстата РФ, материалы Союза театральных деятелей Российской Федерации, а также результаты маркетинговых исследований и материалы Муниципального бюджетного учреждения культуры «Чеховский городской театр».

Структура КР. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения, а также снабжена таблицами и рисунками.

Общий объем работы - 50 страниц машинописного текста.


1. Теоретические основы построения организационных структур управления организацией

1.1. Понятие и сущность организационных структур управления

Организационная структура управления  — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого [36, C.189].

Исходными данными и обязательными условиями при формировании организационной структуры управления служат:

  • цели и задачи организации;
  • производственные и управленческие функции организации;
  • факторы внутренней среды (внутренние переменные);
  • факторы внешней среды.

Организационная структура управления направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.

Связи между элементами структуры управления бывают [18, C. 102]:

  • вертикальными, когда происходит взаимодействие между руководителем и подчиненным (например, связь между директором фирмы и управляющим структурным подразделением);
  • горизонтальными, когда происходит взаимодействие равноправных элементов (например, связи между управляющими структурными подразделениями одного уровня)

Виды отношений внутри организации аналогичны типу построения структуры ее управления и делятся на [18, C.105]:

  • линейные отношения — это отношения между руководителем и его подчиненными;
  • функциональные отношения — это отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации, с другими членами организации;
  • отношения управленческого аппарата, данный тип отношений имеет место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендации, советов.

Структура управления оказывает огромное влияние на все стороны управления, так как связана с ключевыми понятиями менеджмента — целями, функциями, процессом, механизмом, функционирования, полномочиями людей. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинаций типов структур, изучению тенденций их построения, оценке их соответствия решаемым целям и задачам [15, C. 77].


Элементами структуры управления являются: работник управления — человек, выполняющий определенную функцию управления; орган управления — группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая из первичных групп [15, C. 79].

Первичная группа — коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных.

Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы, быть подчиненной производству и меняться вместе с ним. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления.

Полномочия руководителей ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями, принятыми традициями и нормами. Структура управления должна удовлетворять множеству требований, которые отражают ее значение для менеджмента. Эти принципы учитываются в принципах проектирования организационной структуры управления. Принципы проектирования организационной структуры [4, C. 67]:

  • структура должна отражать цели и задачи организации, быть подчиненной производству и его потребностям;
  • структура должна предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;
  • формирование структуры должно быть неразрывно с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;
  • структура должна поддерживать соответствие между функциями, обязанностями, полномочиями и ответственностью, так как нарушение его приводит к дисбалансу системы управления в целом;
  • структура управления должна быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывать существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.

Важнейшими требованиями, которым должны удовлетворять организационные структуры управления являются следующие [4, C. 72]:

1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.


2. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.

3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.

4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.

5. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.

6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.

Ключевыми понятиями теории управления являются [19, C.214]:

  • элементы (звенья) управления;
  • уровни управления;
  • управленческие полномочия;
  • связи управления (отношения).

Основными элементами организационной структуры предприятия являются его подразделения (отделы), уровни управления и связи между ними. Все элементы взаимосвязаны между собой. При этом различают горизонтальные и вертикальные связи [30]. Учитывая, что подразделения или отделы представляют функциональные области (функциональные зоны), структура организации может быть определена как совокупность функциональных областей и уровней управления, а также связей между ними.

В процессе хозяйственной деятельности организационные структуры предприятия объединяют его человеческие и материальные ресурсы. При этом структуры имеют общее свойство: они формируются для достижения целей, которые, в свою очередь, всегда определяют структуру организации.

В силу этого каждая управленческая структура индивидуальна и обладает своими специфическими особенностями, которые значительной степени влияют на поведение и эффективность деятельности людей в организации. При изменении цели или появлении признаков нарушения функционирования предприятия первой подвергается реорганизации именно организационно структура менеджмента.

В организационную структуру включают такие понятия, разделение работ (по функциональным признакам и уровням управления), соотношение ответственности и полномочий, делегирование полномочий, централизация и децентрализация управления, ответственность и контроль, нормы управляемости и другие понятия, определяющие ее содержательную сторону [31, C. 94]. В общем случае содержание организационной структуры определяется целями, которым она служит, и какие управленческие процессы она призвана обеспечивать в конкретной организации.