Файл: Маркетинговые структуры предприятия ( Теоретические основы построения организационных структур управления организацией ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы построения организационных структур управления организацией

1.1. Понятие и сущность организационных структур управления

1.2. Методы построения организационных структур маркетинговых служб

2. Анализ управления организацией (на примере Муниципального бюджетного учреждения культуры «Чеховский городской театр»)

2.1. Краткие сведения о МБУК «Чеховский городской театр»

2.2. Оценка действующей организационной структуры управления учреждения

3. Основные рекомендации по совершенствованию действующей структуры управления

3.1. Предложения по совершенствованию структуры управления МБУК «Чеховский городской театр»

3.2. Рекомендации по организации маркетинговой службы в структуре управления театром

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных рыночных условиях служба маркетинга является важнейшим звеном в управлении организацией, которое совместно с другими службами создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли.

Ни одна организация, в том числе и учреждение культуры, в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает.

Каждый субъект рынка имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда удается качественно, к каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в современных условиях хозяйствования выживает тот субъект, который может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

Благодаря маркетингу организации выявляют потребности, формируют превращение покупательной способности в конкретный спрос на данный товар или услугу, добиваются долговременных связей.

Учреждение культуры, которое планирует свою деятельность на базе технологий маркетинга, становится для потребителей и общества более интересным. Узнаваемый имидж и прочная репутация, внимание со стороны СМИ привлекают интерес разного рода спонсоров, что способствует, в свою очередь, росту экономической эффективности самого учреждения.

Театральные спектакли играют большую роль в целенаправленном формировании социально-культурного пространства города, имиджа страны, организации досуга населения и театрального туризма.

Под понятием спектакль сегодня подразумевается широкий спектр театральных и визуальных арт-практик. Принципиально новым ракурсом в изучении системы «театр – спектакль – зритель» стал экономический: в анкетах социологов и культурологов появился маркетинговый блок, включающий вопросы о каналах распространения информации, приобретения билетов, доходах респондента.

Театральный спектакль как маркетинговый продукт имеет свои характерные особенности: неосязаемость, кратковременность существования, сильная зависимость от внешних и внутренних факторов, иногда не связанных напрямую с театральной деятельностью, и др.

Серьезную конкуренцию театральному искусству составляют новые виды зрелищных искусств. Однако конкуренция должна побудить создателей спектаклей, как и любых других продуктов и услуг на современном рынке, использовать и искать новые технологии продвижения, активнее изучать потребителя театральных услуг, совершенствовать театральный менеджмент и маркетинг.

На рынке сферы искусств сегодня побеждает не только качество или новизна, а скорее умение занять определенную позицию в информационном поле, где идет борьба за популярность, внимание и интерес публики.

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • динамика и структура основных доходов;
  • размер и динамика бюджетного финансирования деятельности театра;
  • предоставление дополнительных услуг зрителям;
  • динамика и структура доходов от сопутствующей деятельности;
  • динамика и структура доходов от предпринимательской деятельности;
  • фандрайзинг (динамика доходов от спонсоров и благотворителей);
  • расходы театра;
  • трудовые показатели деятельности театра;
  • структура управления театром;
  • структура персонала театра;
  • система материального стимулирования и мотивации персонала;
  • партнерские отношения с образовательными учреждениями: подготовка кадров, повышение квалификации;
  • состояние материально-технической базы театра;
  • необходимость строительства новых зданий;
  • реконструкция, капитальный ремонт имеющихся зданий;
  • модернизация оборудования.

К сожалению, театр не работает в направлении фандрайзинга из-за отсутствия в штате квалифицированного специалиста, который мог бы разработать систему работы со спонсорами и внедрить ее в повседневную деятельность учреждения.

Существует острая необходимость введения должности менеджера, который бы смог разрабатывать и внедрять новые стратегии продвижения продукта театра. Основываясь на знаниях технологий PR, подобный специалист сможет предложить новые оригинальные способы рекламы театра как на городском, так и на российском уровне и при этом создаст и систематизирует новую удобную форму работы со зрителями, используя интернет-ресурсы.

Театр испытывает потребность в создании должности менеджера, который смог бы взять на себя разработку новых способов продвижения театрального продукта.

Произведена оценка успешности реализации Концепции в целом и на промежуточных этапах, отражен вклад театра в решение задач развития культуры. Вопрос о том, какими показателями необходимо пользоваться при анализе успешности деятельности театра является сложным.

3.2. Рекомендации по организации маркетинговой службы в структуре управления театром

В мировой практике существуют две основные модели организации маркетинговой деятельности в сфере культуры — американская и французская [17, C. 130].


Американская модель в большей степени направлена на привлечение индивидуальных, корпоративных и государственных финансовых вложений в некоммерческую организацию. Объектами маркетинга в данном варианте являются друзья учреждения, спонсоры, меценаты, фонды и органы государственной власти. В организационной структуре американского учреждения культуры главную роль играет отдел развития.

Французская модель организации маркетинговой деятельности в сфере культуры является противоположной американской. Основное внимание здесь уделяется не привлечению потенциальных спонсоров, а созданию и удовлетворению спроса посетителей. Например, организационная структура маркетинга в Лувре состоит из службы работы с аудиторией, в задачи которой входят организация и реклама концертов, спектаклей и других мероприятий [28].

Близкой по целям является культурная служба, функции которой заключаются в распространении информации о музее и привлечении посетителей. Культурная служба проводит конференции и коллоквиумы, совместно работает с культурными учреждениями и ассоциациями, а также готовит информационные и рекламные материалы.

Самым большим отделом в организационной структуре маркетинга является служба гостеприимства. В системе маркетинга служба гостеприимства играет важную роль. Она занимается предоставлением информационных услуг посетителям, развитием партнерских отношений в различных регионах, а также проводит маркетинговые исследования внутри музея и за его пределами.

В американской модели существуют те же разновидности услуг культурной организации, но их отличие состоит в том, что они преследуют, прежде всего, финансовые цели, а не задачи максимального удовлетворения потребительского спроса. Причина различий — в особенностях структуры финансовых источников американских и французских учреждений культуры. Для сравнения, доля государственных субвенций и субсидий Лувра составляет около 58%, в то время как в музее «Метрополитэн» — около 14% [28].

Общей чертой американской и французской моделей является наличие службы по связям с общественностью, работающей над созданием имиджа организации. Внимание общественности привлекается через средства массовой информации, сотрудничество с другими учреждениями и организациями-партнерами, а также со спонсорами, благотворителями и органами государственной власти, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В настоящее время в России формируется промежуточная модель организации маркетинга в сфере культуры. Отличительной чертой российской модели является сочетание различных элементов из американской и французской моделей.


Многие российские культурные организации продолжают советские традиции работы с посетителями, которые близки к французской модели. Так как государство уже не в состоянии полностью обеспечивать учреждения культуры, им приходится дополнительно заниматься привлечением финансовых средств на покрытие текущих и капитальных расходов.

В организационной структуре управления российских учреждений культуры формируются отделы развития, маркетинга, общества друзей, службы гостеприимства и сектора связей с общественностью. Но штат данных отделов и выполняемые ими функции существенно ограничены.

Рассмотренные выше принципы маркетинга в сфере культуры раскрывают важную роль данной деятельности в управлении культурной организацией. Учреждения культуры, занятые поиском путей оптимизации внутренней работы, в первую очередь должны разрабатывать маркетинговую стратегию, отличающуюся своей комплексностью и разнонаправленностью.

Отдел маркетинга должен возглавить руководитель отдела маркетинга, который будет нести ответственность за организацию исследований, направленных на достижение намеченных целей и будет вести контроль за проведением маркетинговых мероприятий.

В состав маркетинговой службы должны входить специалисты по изучению рынков, формированию ассортимента выполняемых услуг, специалисты по продажам, рекламе и т.д. Для проведения исследовательской работы могут также привлекаться эксперты из научно-исследовательских центров.

Возможная структура административного аппарата театра, ориентированного на маркетинг, может иметь несколько вариантов, однако наиболее приемлемой и пригодной для практического использования в МБУК «Чеховский городской театр», на наш взгляд, может быть следующей (рисунок 6) [12, C. 16-19].

Рис. 6. Структура службы маркетинга

Основные функции маркетинг-директора и сотрудников маркетинговой службы театра заключаются в следующем [16, C. 74]:

  • постоянный анализ рыночной ситуации и возможных колебаний спроса;
  • изучение тенденций развития рынка сценического искусства;
  • определение стратегии перспективного развития;
  • прогнозирование объема продажи билетной продукции с одновременным обеспечением устойчивой реализации билетов;
  • сбор маркетинговой информации;
  • проведение социологических опросов и анализ мнения зрительской аудитории;
  • оценка политики конкурентов;
  • формирование зрительского спроса и стимулирование посещаемости;
  • разработка гибкой ценовой стратегии;
  • рациональное составление репертуарного плана;
  • организация рекламных кампаний.

При поиске кандидата на должность маркетолога необходимо принимать во внимание следующие требования:

1. Маркетолог должен иметь высшее экономическое образование и стаж работы не менее 1 года в учреждении культуры.

2.Маркетолог должен знать: действующее законодательство и нормативные документы по маркетинговой деятельности в театре.

3. Должен уметь проводить маркетинговые исследования по отдельным направлениям театральной деятельности; формировать договора, письма и другую деловую корреспонденцию по служебным обязанностям; работать за компьютером с использованием пакетов системных и прикладных программ и т.д.

Руководитель отдела маркетинга помимо указанных требований должен иметь стаж работы не менее 3-лет в учреждении культуры (приветствуется опыт работы в театре). В обязанности маркетолога будет входить распределение сменных заданий по исполнителям и контроль за их своевременным и качественным исполнением; организация сбора достоверной информации для маркетинговых исследований; подготовка договорных документов по сложным схемам взаимозачетов и вексельным операциям. Кроме того, он обязан выполнять работы по продвижению театра и его постановок, созданию и поддержанию имиджа театра, организовывать экономное использование материальных средств в отделе и т.д.

В разработке и осуществлении программы реализации стратегических целей маркетолог изучает потребительский спрос, методом опроса потребителей и анализа отчетных материалов прогнозирует конкурентоспособность театральных постановок, формирует и представляет утвержденное руководством задание на разработку мероприятий по повышению конкурентоспособности театра по функциональным показателям. Кроме того, маркетолог должен осуществлять контроль за реализацией программы повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости театра.

Также, при дальнейшей организации маркетинговой деятельности в театре службе маркетинга необходимо обращать внимание на следующее:

1. Стратегическое планирование. Необходимость точной формулировки стратегии в регулярной деятельности менеджеров всех уровней. Необходимость участия менеджеров в разработке стратегии, т.к. это – залог осмысленной работы с клиентами и заказчиками.

2. Служба маркетинга и стратегия маркетинга. Участие службы маркетинга в формулировании стратегий развития театра. Формулировка стратегических задач, разработка SWOT-анализа для принятия эффективных управленческих решений. Координация работы службы маркетинга и других подразделений по выработке единой стратегии развития театра. Определение типичных ошибок и проблем при формулировании стратегических целей. Разъяснение стратегий и их использование в работе. Определение функций службы маркетинга по объединению стратегического и тактического маркетинга в театре. Востребованность результатов работы службы маркетинга. Разработка рекламной кампании.


3. Формирование ассортимента предлагаемых услуг. Работа с новым продуктом и разработка ассортиментной политики. Стратегический маркетинг и формирование ассортиментной политики. Определение того, что может сделать служба маркетинга для формирования ассортиментной политики компании. Планирование продаж и планирование ассортимента: участие службы маркетинга в работе с клиентами.

4. Работа с постоянными клиентами. Формирование постоянных клиентов (заказчиков, партнеров) – один из главных ресурсов развития бизнеса в рыночной среде. Участие службы маркетинга в развитии и формировании долгосрочных хозяйственных связей. Контрольные функции маркетинга.

Итак, правильная организация работы службы маркетинга на предприятии очень важна. Среди основных задач службы маркетинга в МБУК «Чеховский городской театр» можно выделить следующие: разработка стратегий маркетинга, исследование спроса, исследование потребительской лояльности к постановкам театра, разработка стратегии продвижения по каждому спектаклю и плана проведения рекламной кампании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных рыночных условиях служба маркетинга является важнейшим звеном в управлении организацией, которое совместно с другими службами создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли.

Ни одна организация, в том числе и учреждение культуры, в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает.

Каждый субъект рынка имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда удается качественно, к каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в современных условиях хозяйствования выживает тот субъект, который может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

Благодаря маркетингу организации выявляют потребности, формируют превращение покупательной способности в конкретный спрос на данный товар или услугу, добиваются долговременных связей.

Учреждение культуры, которое планирует свою деятельность на базе технологий маркетинга, становится для потребителей и общества более интересным. Узнаваемый имидж и прочная репутация, внимание со стороны СМИ привлекают интерес разного рода спонсоров, что способствует, в свою очередь, росту экономической эффективности самого учреждения.