Файл: Невербальные проявления социальных состояний человека.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты понятий общение и эмоции
1.1. Представление о общении и эмоциях
1.2. Функции и средства общения
1.3. Виды эмоций, функции, чувства
2.2. Психология мимики и жестов
3. Рекомендации и правила по общению с людьми
3.1. Как правильно общаться с людьми
Все это делает общение важнейшим элементом взаимодействия, без которого человечество не могло бы существовать.
Таким образом, все приведенные функции трансформируются в одну главную функцию общения - регуляторную, которая проявляется во взаимодействии индивида с другими людьми. И в этом смысле общение является механизмом соииально-психологической регуляции поведения людей в их совместной деятельности. Выделенные функции, по мнению исследователя, следует рассматривать как одно из оснований для классификации всех других функций человека как субъекта общения.
1.3. Виды эмоций, функции, чувства
Эмоции - это инструмент, с помощью которого наш мозг оценивает происходящее снаружи и внутри нас. Абсолютно все эмоции субъективны. Люди воспринимают и оценивают одну и ту же ситуацию диаметрально по-разному. Но в то же время - весь мир объединяет язык эмоций, независимо от культуры, образования, расы. Люди из разных уголков мира могут рассчитывать эмоциональное состояние человека по тону, выражению лица и жестам. Более того, даже животные и даже нерожденные дети в утробе способны на это[11].
Не существует устройства, которое могло бы записывать всевозможные эмоции, потому что все они, переплетенные друг с другом, создают уникальную картину восприятия мира. Однако есть основные эмоции: гнев, радость, печаль, равнодушие.
Далее в психологии выделяют следующие типы эмоций: положительные, отрицательные, нейтральные.
Положительные эмоции включают удовольствие, блаженство, радость, восторг, уверенность в себе, злорадство, доверие, благодарность, симпатию, гордость, а также сексуальную любовь и привязанность.
Отрицательные эмоции включают в себя гнев, гнев, беспокойство, обиду, ярость, ревность, скуку, разочарование, разочарование, раскаяние, нетерпение и многое другое.
С нейтральными эмоциями все проще - они выражают пустоту. Это удивление, созерцание, любопытство и равнодушие.
Ничто не происходит само по себе. Эмоции - не пустая окраска нашей жизни, а очень важные защитные и информационные функции нашего тела.
Функции:
1) защитная функция заключается в том, что во время опасности эмоции представляют собой мгновенную реакцию человека, которая может спасти от самых страшных последствий;
2) мотивационная функция - это одно из самых частых применений эмоций; эмоции могут мотивировать нас, побуждать нас действовать, а также очень часто эмоции заменяют мышление;
3) сигнальная функция эмоций заключается в том, что по проявлениям эмоций вы можете узнать, в каком состоянии находится человек, каковы его потребности[12].
Итак, с типами и функциями эмоций все понятно, но в чем разница между эмоциями и чувствами?
По сути, эмоции - это временное переживание определенных чувств. Если человек любит футбол и свою команду (чувство любви), то с забитым мячом он почувствует не просто любовь, а разные эмоциональные вариации этого чувства: восторг, восхищение, радость, удовольствие, злорадство, удовлетворенность.
Чувства - это отношение к предметам и явлениям реальности. Есть более высокие чувства - они состоят из тесно переплетенных эмоциональных чувств. Например, влюбиться - это более простое чувство, чем любовь [13, с.88].
Любовь включает в себя проявление ряда эмоций: ревность, привязанность, нежность, дружбу, радость, горе.
Тот факт, что между типами чувств и эмоций существует только условная линия, позволяет нам любить и ненавидеть одновременно, страдать и находится в приятном ожидании.
Но, тем не менее, психологам все же удалось систематизировать чувства: моральные чувства, практические чувства, интеллектуальные чувства, эстетические чувства.
Мы рассматриваем мораль как любовь, дружбу, патриотизм и совесть. Практичность - всевозможные чувства, связанные с работой. Таким образом, удовлетворение от работы способствует ощущению тяжелого труда, а не удовлетворение вызывает чувство тяжелого труда.
Интеллектуальные чувства - это знание, любопытство, удивление, радость открытия[13].
И вам нужно приучать эстетические чувства с детства с помощью различных художественных кружков - рисования, музыки, танцев.
Эстетические чувства - это возможность и умение созерцать окружающую красоту[14].
Эта глава содержит подробный материал о понятиях и представлениях об эмоциях и общении, их типах и функциях, а также о способах их проявления и выражения.
Общение и эмоции косвенно взаимосвязаны. Эмоции присутствуют везде и всюду. По своим эмоциям мы определяем наше настроение и благополучие. Эмоции делают нашу жизнь и общение намного ярче и красивее, она наполняется разными цветами.
В этой главе мы начали частично знакомиться с эмоциональными проявлениями условий человека. Мы выяснили, что существует вербальное и невербальное проявление эмоциональных состояний.
Итак, словесное проявление - это наша речь, с помощью которой мы обмениваемся информацией, знаниями между собеседниками, а невербальное проявление - это та же реакция нашего тела, тела на происходящее. Это могут быть наши движения, моргание, чесание носа, осанка во время диалога, наш взгляд и так далее.
2. Невербальное проявление эмоциональных состояний
2.1. Ключевые элементы невербальной коммуникации
Зачастую слова имеют мало выразительности, значительно уступают невербальным сигналам. Дополняя слова, они указывают на эмоциональное и физическое состояние говорящего. Язык тела может выполнять следующие функции[15]:
1) Повторение произнесенных слов.
2) Противоречие, то есть невербальные сигналы отрицают сказанное человеком. Например, грустные глаза страстно смеющегося человека.
3) Замена - кивок головы означает подтверждение, а слова больше не могут произноситься.
4) Дополнение. Пожалеть человека, мы можем похлопать его по плечу.
5) Акцент. Жесты могут подкрепить сказанное, вы можете сделать отказ более резким, постукивая рукой по столу.
Чтобы добиться успеха в области общения, важно уметь выровнять вербальную и невербальную речь, чтобы не возникали противоречия. В противном случае деловые партнеры будут чувствовать себя неуверенно в ваших словах, поэтому сотрудничество не будет продуктивным. Кроме того, следует помнить, что другие люди также посылают невербальные сигналы, которые полезно учиться понимать.
Многие люди визуальные, поэтому зрительный контакт для них особенно важен. Докладчик обязан поддержать его, чтобы понять настроение собеседника. Например, расширенные зрачки будут указывать на нервозность, вызванную ложью или неприятной темой.
Особое внимание нужно обратить на внешний вид, он может быть разным:
1) Если взгляд устремлен на лоб собеседника, то это подразумевает серьезный разговор и называется бизнесом.
2) Если взгляд собеседника находится между линией глаз и губ, то эта опция называется светской.
3) Если взгляд собеседника остановился в области груди, шеи или губ, то, скорее всего, это означает сексуальный интерес и называется интимным.
4) Если собеседник смотрит на вас косо, значит, он вас с подозрением относится[16].
Человеческое лицо невероятно информативно, с помощью мимики вы можете передать любые эмоции. Поэтому вам нужно не только уметь читать выражения лица, но и уметь создавать впечатление самостоятельно. Самое простое бронебойное оружие - это улыбка, оно начинает переговоры, вы можете задать собеседнику благоприятное настроение и решить исход встречи.
Благодаря выражению лица человек подтверждает или опровергает произнесенные слова. Психологи утверждают, что, когда мы не видим лицо собеседника, мы теряем до 15% необходимой информации. В этом случае будет уместно вспомнить столь популярный сегодня вариант общения - социальные сети, чат и т.д. Очень часто письменное слово может содержать совершенно иную информацию, но это все потому, что мы не видим выражения лица Человек, который написал это. Это помогает выразить эмоциональное состояние, такое как радость, гнев, разочарование и боль и многое другое.
Тот или иной человек поражает не только своими речами или одеждой, но и жестами и позами. Наиболее удобными являются открытые ладони, показывающие ваше расположение собеседнику. Например, когда ваш собеседник скрещивает руки или ноги во время разговора, это может указывать на то, что он пытается закрыть себя, поскольку он просто не доверяет или боится. Таким образом, если вы обратите внимание на позу человека, вы сможете узнать много скрытой информации.
В разговоре можно использовать различные жесты, просто не перенасыщай свою речь, чтобы это не превращалось в выходки.
Сохранять дистанцию не менее важно, слишком близко незнакомец всегда неприятен. Нужно только учитывать национальные особенности, азиаты нуждаются в большем личном пространстве, чем европейцы.
Прикосновение также является важной частью невербального общения, с его помощью вы можете передавать много информации, даже рукопожатие может сообщить о настроении собеседника.
Таким образом всегда нужно помнить о том0, что вербальные и невербальные средства общения не существуют отдельно друг от друга, постоянно находясь в причудливом сплетении. Ярким примером является интонация, одни и те же слова, сказанные в разных тонах, могут звучать одобрительно или насмешливо. Вот почему оратор, который хочет добиться успеха, должен иметь целый набор средств коммуникации и умело применять их в своей речи.
2.2. Психология мимики и жестов
Почему общество одних людей раздражает нас, а наоборот притягивает нас как магнит к другим? Речь идет не только о вкусе одежды и уровне заботы. Мимика и жесты нашего собеседника без слов многое могут рассказать об этом. Жесты и выражения лица играют важную роль в психологии общения. Главное в этом деле - наблюдение.
Невербальное общение (выражение лица и жесты) напрямую зависит от социальной позиции человека. Если вы общаетесь с представителем компании, который является, например, лидером и высокопоставленным представителем, вы заметите богатство его словарного запаса. В то же время, если ваш собеседник даже не имеет высшего образования, язык общения, жесты и выражения лица будут преобладать в общении с вами. Исключение составляют очень эмоциональные люди. Жесты и мимика - ее главные помощники, чтобы выразить свои чувства[17].
Скорость невербального общения также зависит от возраста. Если ребенок, который только что сказал вам ложь, сразу же прикрывает рот ладонью, то во взрослом возрасте он просто проводит пальцем по губам. Поэтому не всегда сразу можно понять, что жесты и выражения лица означают взрослые. Однако знание психологии выражений лица и жестов не только поможет вам что-то рассказать о себе, но и повлиять на других людей и их отношения.
Смысл мимики и жестов. Выражения лица, жесты, движения и осанка дают единую картину того, какой человек перед вами. Прежде чем начать общение, сначала обратите внимание на позу собеседника[18]:
1) Если ваш собеседник держит руки за поясом, тогда у вас есть целенаправленный и коммерческий человек, готовый победить вас своим давлением. Другая возможность состоит в том, что человек, который принял такую позу, находится в агрессивном состоянии. Это подтверждают широко расставленные ноги и сжатые кулаки пальцев.
2) Когда вы ведете переговоры, и ваш собеседник выдвинул кейс вперед и, взявшись за кресло, положил руки на колени, пришло время закончить разговор. Значение жестов и выражений лица в этом случае говорит вам, что человек хочет закончить вашу встречу.
3) Если вы женщина, а ваш собеседник - мужчина, вы можете быть уверены, что у вас есть пальцы рук, которые согнуты в поясе или прорезаны в карманах, и даже расширенные зрачки не только как собеседник, но и оценит человека противоположного пола. Более того, внутренние желания человека самые ясные.
Выражение лица и жесты лжи. Выражения лица и жесты лжи также легко узнать. Дело в том, что наши невербальные помощники всегда выдают даже самую незначительную ложь. Если человек может контролировать свои мысли и слова, то язык тела, жесты и выражения лица практически не поддаются его контролю. Некоторые люди специально тренируют свои жесты, чтобы не быть пойманными на лжи. Однако стоит помнить, что почти все невербальные коммуникации: выражения лица и жесты лжеца связаны с прикосновением к лицу[19]:
1) Мы уже знаем о детях, прикрывающих рты лежа. Особо искушенные личности могут скрывать этот жест, кашляя в кулак или ладонь. Однако стоит помнить, что если человек прикрывает рот рукой, когда вы говорите, он чувствует, что вы лжете;
2) Кроме того, выражения лица и жесты включают прикосновение руки к носу и растирание глаз. В первом случае человек маскирует жест закрытием рта. Рука как бы скользит и царапает нос. Во втором случае собеседник закрывает глаза рукой или пальцами, неосознанно прячась от собственной лжи. Также в этом случае взгляд собеседника будет обращен в сторону;
3) Если во время общения человек царапает или потирает ухо пальцами, это означает, что он старается оградить себя от ваших слов. Возможно, он больше не хочет вас слушать или намеревается что-то сказать в ответ. И если царапины и прикосновения идут к шее, ваш собеседник не уверен, что он с вами согласен;