Файл: Невербальные проявления социальных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.

Актуальность данной темы обусловлена нарастающим интересом к невербальному (внеречевому) общению; а также временем, когда общество стремится развиваться и самосовершенствоваться, в том числе, и в общении друг с другом.

С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое удивительное – это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, между людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу. Если мы говорим не всегда, то движения производим постоянно, даже не замечая этого. Та роль, которую играют жесты в человеческом общении, давно вызывала интерес со стороны ученых. Ещё две тысячи лет назад Цицерон учил ораторов правильно жестикулировать, а первый словарь жестов, видимо, принадлежал римскому ритору Квинтилиану, который жил в первом веке до нашей эры. Исследование невербальных средств коммуникации изучается на конференциях, семинарах, обсуждается на страницах ведущих журналов.

Предметом исследования –невербальные средства коммуникации.

Целью исследования является теоретическое обобщение и использование в своей педагогической практике невербальных средств коммуникации.

Задачи курсовой:

  • изучить литературу по данной теме;
  • узнать, какие бывают невербальные средства коммуникации, их сущность;
  • рассмореть классификацию основных невербальных средств коммуникации;
  • сформулировать выводы и сделать заключение по данной теме.

В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы вашего партнера. Как заметил однажды признанный знаток людей, легче изменить свое мировоззрение, чем свой в высшей степени индивидуальный способ подносить ложку ко рту. В общение людей оказываются, закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию.


Структура настоящей курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

1. Теоретические аспекты понятий общение и эмоции

1.1. Представление о общении и эмоциях

Коммуникация - это сложный процесс взаимодействия человека, который состоит из обмена информацией, а также восприятия и понимания партнеров друг друга. Темами общения являются живые существа, люди. В принципе, коммуникация характерна для каждого живого существа, но только на человеческом уровне процесс общения становится сознательным, связанным вербальными и невербальными действиями. Человек, который отправляет информацию, называется коммуникатором, который ее получает, - получателем[1].

В общении вы можете выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Давайте внимательнее посмотрим.

Содержание сообщения - это информация, которая передается в межличностных контактах от одного живого существа к другому, то есть от человека к человеку. Это может быть информация о внутреннем (эмоциональном и т.д.) Состоянии субъекта и о ситуации во внешней среде. Самый разнообразный информационный контент состоит в том, что объектами общения являются люди[2].

Цель общения - отвечает на вопрос «Для чего существо вступает в акт общения?» Здесь мы имеем тот же принцип, который уже упоминался в разделе о содержании сообщения. У животных цели общения обычно не выходят за рамки реальных биологических потребностей животных. У людей эти цели могут быть самыми разными: я являюсь средством удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства связи - методы кодирования, передачи, обработки и декодирования информации, передаваемой от одного существа другому в процессе общения. Кодирование информации является одним из способов ее передачи. Информация между людьми может передаваться с использованием органов чувств, речи и других знаков, письменных и технических средств для записи и хранения информации[3].

Эмоции (аффекты, эмоциональное беспокойство) называются такими состояниями, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, горе, отвращение, гордость и так далее. Психология прошлого перечисляла бесчисленное множество таких переживаний. Что общего между эмоциями, чувствами и побуждениями, приводит к необходимости общего названия группы. Блэйлер объединил эмоции и эмоции под общим термином «эффективность»[4].


Эмоции проявляются в определенных умственных переживаниях, которые каждый знает по собственному опыту, и в физических явлениях. Эмоции, как и ощущения, имеют положительный и отрицательный чувственный тон в сочетании с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия, когда оно усиливается, становится чувством удовольствия.

Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенном выражении лица и смене пульса. В эмоциях физические явления гораздо менее выражены. Радость и веселье проявляются в моторном возбуждении: смех, громкая речь, живые жесты (дети прыгают от радости), пение, сияние глаз, покраснение лица (расширение мелких сосудов), ускорение психических процессов, приток мыслей, склонность к Резкость, ощущение живости. Грусть и тоска, напротив, приводят к психомоторной задержке. Движения медленные и бедные, человек «в депрессии». Поза выражает мышечную слабость. Мысли неразрывно связаны с одним. Бледная кожа, изможденные черты лица, снижение железистой секреции, горький вкус во рту. При сильном трауре слез нет, но они могут возникнуть, когда тяжесть переживания спадает.

Из-за своего физического опыта Кант поделился своими чувствами в Стенике (радость, вдохновение, гнев) - стимулирование, повышение мышечного тонуса, сила и астеническое (беспокойство, тоска, грусть) – ослабление[5].

Классификация эмоций по стеническим и астеническим носит схематический характер. Сложно отнести некоторые аффекты к той или иной категории, и даже один и тот же аффект на разных интенсивностях может иметь как стенотические, так и астенические признаки. В зависимости от продолжительности курса эмоции могут быть кратковременными (злость, ужас) и длительными.

Долгосрочные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда счастливы, в приподнятом настроении, другие склонны к депрессии, тоске или всегда раздражены. Настроение - это сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общей склонности тела к определенным эмоциональным состояниям и частично зависит от ощущений, исходящих от органов тела.

Ментальная сторона эмоций проявляется не только в переживании самих эмоций: гнев, любовь и т.д. Воздействия на интеллектуальные процессы оказывают: идеи, мысли, внимательность, а также на волю, действия и действия, на все поведение.

При ослаблении эмоционального стресса, например, в начальных состояниях ранней деменции, наблюдается ослабление воли и апатии. Влияние эмоций на интеллект и волю сильно варьируется в зависимости от силы эмоционального возбуждения.


При сильных эмоциях (страхе, большой радости, гневе, страхе) нарушается обычный ход ассоциаций, улавливается сознание репрезентации, с которой связаны эмоции, исчезают все остальные, появляются новые идеи, не связанные с эмоциями. есть, запрещен. Дальнейший процесс процессов не то же самое. После первоначального «исчезновения» наблюдается множество изображений, которые связаны с обстоятельствами, вызвавшими аффект. Со страхом, печалью, гневом идеи, возникшие вначале, долго остаются в сознании[6].

Аффекты могут быть устранены с помощью насильственных действий и изменений в кровообращении и дыхании, которые настолько сильны, что иногда приводят к обмороку. Были даже случаи немедленной смерти. Человек с хорошо развитыми процессами торможения способен правильно оценивать обстановку и контролировать свои действия, несмотря на поток эмоций в потоке мысли. Такие аффективные реакции, характерные для здорового человека, называются физиологическими воздействиями.

Взрывные аффективные реакции, сопровождающие потерю самоконтроля, называются примитивными реакциями.

Они описывают эмоции и могут расположить их в соответствии с их свойствами вдоль определенных координатных осей. Например, эмоции могут быть сгруппированы в пары в зависимости от их положительного или отрицательного цвета: любовь и ненависть, сочувствие и отвращение, чувство защищенности и страха, возвышение и безнадежность и т.д. Первое, как отмечает Хебб, желательно для субъекта. он ищет ее, пока пытается избежать последнего. Этот блок немедленно отображает мотивационную роль, которую играет каждое из наших чувств.

Однако все это просто слова, и слова слишком бедны, чтобы выразить то, что субъект действительно испытывает. Можно ли утверждать, что человек, говорящий «Я люблю яблоки», «Я люблю маму», «Я люблю этого человека» или «Я люблю этот город», выражает те же чувства.

Итак, существует тесная взаимосвязь между эмоциями и общением. Особенности структуры эмоционального компонента общения нормально развивающихся детей и их сверстников с нарушением интеллекта изучались в дефектологии и специальной психологии, но многие аспекты данной проблемы так и не были основательно проанализированы.

1.2. Функции и средства общения

Трудно найти человека, который мог бы выжить хотя бы день, не сказав ни слова. Но почему нам так необходимо общение, какие психологические функции оно выполняет? Первое, что приходит на ум, - это необходимость общаться с другими людьми, и без разговоров это будет проблематично. На самом деле таких функций намного больше, и исследователи пока не могут договориться по их количеству и названию, мы рассмотрим наиболее распространенную классификацию[7].


Чтобы рассмотреть переговоры с точки зрения цели, была создана следующая классификация[8]:

1) Контакт, направленный на установление взаимопонимания для последующей передачи информации и поддержания установленного контакта.

2) Информационная функция коммуникации, как следует из названия, отвечает за прямой обмен знаниями, мнениями и решениями.

3) Стимул - направлен на стимулирование партнера для дальнейшего общения.

4) Координация. Он отвечает за координацию действий партнеров и их целей при организации совместных мероприятий.

5) Функция понимания. Способствует адекватному восприятию сути проблемы, а также взаимопониманию между партнерами по государству и целям друг друга.

6) Эмоциональная (выразительная) функция общения. Это необходимо для обмена эмоциями - изменения настроения партнера или изменения настроения в правильном направлении.

7) Функция социализации. Это помогает сформировать навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с обществом, чтобы жить в соответствии с его правилами и нормами.

8) Интерактивность, необходимая для коррекции и регулирования поведения при организации взаимодействия человека.

Интересно посмотреть, какие функции выполняет коммуникация, если мы рассмотрим ее в связи с управленческим взаимодействием. Тогда будет только три пункта: выдача необходимой информации; получение ответов на заказы; выдача информации о результатах выполнения заказов[9].

Поэтому набор функций меняется каждый раз при изменении угла зрения. Но особенностью любого общения является формирование отношений между людьми. Это происходит независимо от выполняемых функций, с использованием различных средств и стилей общения. Условно все средства делятся на вербальные (с использованием слов) и невербальные. Первая группа включает устную речь, которая имеет диалогическую и монологическую манеру изложения, письменность. Последний используется в случаях невозможности словесного общения или, при необходимости, точности каждого слова. Невербальные методы общения включают в себя все виды знаков и жестов, выражения лица, походки, интонации, взгляда и т.д. Все эти знаки делятся на две большие группы[10]:

1) интенциональные, осуществляемое специально для лучшей передачи информации;

2) неинтенциональные, которые происходят непреднамеренно.

Яркой иллюстрацией признаков второй группы могут быть признаки (бегущие глаза, дрожащие руки), особенности произношения (акцент, голос). Эти признаки могут многое рассказать о человеке и его текущем состоянии, поэтому очень полезно научиться их декодировать. Говорящему следует научиться контролировать себя, чтобы уменьшить проявление таких признаков, потому что они могут выдавать реальные чувства, которые значительно повредят убедительности речи. Если говорить о знаках первой группы, то это методы, используемые говорящим для усиления эффекта его речи (утвердительные жесты, выражения лица или интонация, подчеркивающие значение сказанного). Важно обеспечить, чтобы эти методы использовались надлежащим образом и не противоречили смыслу речи.