Файл: Товарные запасы и управление ими в розничной торговле, на пример реально существующей организации ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях ведения бизнеса компании уделяют все больше внимания развитию собственной логистики, выделяя в своих организационных структурах департаменты цепей поставок с целью эффектиного управления материальным и сопутствующими потоками и получения конкурентных преимуществ. Ввиду сложившейся внешнеэкономиечской ситуации и снижения темпов роста как оптовой так розничной торговли рычагом воздействия на эффективность использования оборотных средств становится управление товарным запасом.

Спад объемов продаж, как правило, показывает насколько эффективно функционирует модель управления товарным запасом. Отдел планирования, реализующий данную функцию, становится заложником ситуации, когда неразрывно связанная функция размещения заказов, как управление товарным запасом распределены между несколькими отделами, например, такими как: отдел закупок, отдел операционного менеджмента. Такая ситуация свойствена компаниям ретейлерам.

Целью данной работы является совершенствование подхода по управлению товарным запасом с целью поддержания оптимального уровня затрат и уровня обслуживания клиентов.

Для достижение поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать существующие логистическую деятельность в компании «Metro Cash & Carry»;
  • Изучить теоретические аспекты моделей управления товарным запасом;
  • Исследовать проблемы подхода по управлению товарным запасом на примере проекта «Depot 2.0» и выявить причины неэффективности.

Объектом исследования является система управления товарным запасом «Metro Cash & Carry».

Предметом исследования является модель управления товарным запасом на проекте «Depot 2.0».

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ

1.1. Экономическая сущность понятия товарные запасы и их классификация


Товарные запасы представляют собой часть товарообеспечения, которая является совокупностью товарной массы в процессе ее передвижения из производства к потребителю. Размер товарных запасов, в большинстве случаев, определяется структурой и объемом товарооборота торгового предприятия. Одной из важнейших задач торговых предприятий является оптимизация пропорционального соотношения величины товарооборота и размеров товарных запасов: так, возникают проблемы с товарным обеспечением товарооборота при недостаточной величине запасов; также избыток запасов могут вызвать дополнительные затраты и потери в виде кредитов, а также по выплате по ним процентов, увеличение расходов по хранению запасов, что в конечном счете ведет к ухудшению общего финансового состояния торгового предприятия. Таким образом, проблема количественного измерения объемов товарных запасов предприятия, а также определение необходимой их величины потребностям товарооборота является довольно актуальной.

С целью обеспечения необходимой отдачи от вложенных в бизнес средств, для обеспечения необходимых темпов роста фирмы актуальным является оптимизация необходимой величины товарных запасов.

Любой товар принадлежит к категории товарного запаса до момента продажи. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной. Данное обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы могут менять свой размер, так как постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Так как они заменяются иными партиями товаров, то есть возобновляются регулярно, запасы представляют собой постоянно существующую величину, размер которой изменяется в соответствии с конкретными хозяйственными условиями. В условиях рыночной экономики одним из важнейших составляющих предприятий торговли является оптимизация объема, состава и ускорения оборачиваемости товарных запасов. Также, одним из важнейших элементов товарных ресурсов предприятия является объем поступления товаров. Величина закупок товара зависит как от объема товарооборота, так и от состояния товарных запасов. Взаимосвязь данных показателей прослеживается в процессе проведения их анализа, она же должна быть обеспечена на необходимом уровне, а также при выявлении потребностей предприятия в товарных ресурсах на планируемый период [11, с.46].

Для определения содержания эффективности использования товарных запасов необходимо рассмотреть сущность категории «товарные запасы». Для изучения термина «товарные запасы» составлена табл. 1, содержащая информацию о развитии данного понятия в эволюционном разрезе [3, с.82].


Таблица 1 - Эволюция подходов к определению понятия «товарные запасы»

Автор

Определение товарных запасов

Грузинов В. П., Грибов В. Д.

Совокупность производственной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для дальнейшего использования в произ­водственном процессе

Борисов А. Б.

Количество товаров определенного вида, находящихся в данный мо­мент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в храни­лищах

Каплина С. А.

Запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также за­пасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т. е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой розничной торговли, в заготови­тельных организациях и запасы в пути

Карпова Е. В.

Совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения, предназначена для продажи

Баканов М. И.,

Шеремет А. Д.

Масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступле­ния их в торговлю из производства до момента реализации, т. е. в про­цессе перемещения от производства к потребителю

Ерохина Л. И.,

Башмачникова Е. В.

Количество товаров в денежном или натуральном выражении, нахо­дящееся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определен­ную дату (п.127 стандарта «Торговля»)

Брагин Л. А.

Часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к по­требителю

Продолжение таблицы 1

Автор

Определение товарных запасов

Соломатин А. Н.

Товар, находящийся в процессе перемещения от производства до по­требителя.

Пензина Т. Р.

Совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения, плюс запасы готовой продукции у производителей

Петров А. А., Савинова О. И.

Предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения

Само по себе название категории «товарный запас» дает нам некоторое представление о его природе, сущности и выполняемых функциях.

Возникновение категории товарных запасов обусловлено самой природой существования торгового процесса. Причиной, объединяющей всех субъектов создания товарных запасов, является стремление к экономической безопасности. При этом следует отметить, что стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта не способствуют возрастанию значимости дорогостоящей резервной сети «безопасности» для руководителей, поскольку объективно противоречат повышению эффективности деятельности. Теоретически можно допустить функционирование торговых предприятий без наличия товарных запасов, однако практика показывает, что это весьма маловероятно [6, с.264].


Товарные запасы выполняют в национальной экономике и товаропровдящих системах целый ряд функций, главной из которых является демпфирование по времени и обеспечение относительной независимости между параметрами спроса и предложения на всех стадиях коммерческой деятельности.

Товарные запасы являются текущими материальными активами, при этом формируя оборотные средства торговой организации. Так как по степени ликвидности товарные запасы — это медленно реализуемые активы, то эффективное и целенаправленное управление ими будет способствовать избеганию иммобилизации финансовых ресурсов и, соответственно, перенаправлять их на стратегически эффективное развитие деятельности предприятия.

Анализируя определения, отраженные в табл. 1, можно выделить основные характеристики товарных запасов: функции, факторы и мотивы создания (табл. 2).

Таблица 2 - Основополагающие характеристики товарных запасов

Функции товарных запасов

Факторы, обусловливающие необходимость создания товарных запасов

Мотивы создания товарных запасов

  • Обеспечивают непрерыв­ность расширенного воспро­изводства и обраще­ния, в процессе которых происхо­дит их системати­ческое об­разование и рас­ходование.
  • Удовлетворяют платежеспо­собный спрос населения, являясь формой товарного предложе­ния.
  • Характеризуют состояние, складывающееся между объ­емом и структурой спроса и товарного пред­ложения
  • Несовпадение во времени и в пространстве производ­ства и потребления товаров.
  • Асинхронность изменений спроса и предложения на рынке.
  • Дискретность процесса про­изводства при относительно непрерывном потреблении или, наоборот, непрерыв­ность производства при дискретном характере по­требления.
  • Наличие случайных колеба­ний спроса и предложения
  • Необходимость соверше­ния торговых операций.
  • Предосторожность (спрос может изменяться под воздействием случайных факторов, чтоб избежать этих случайностей, на предприятии должен быть определенный запас и его надо пополнять).
  • Получение прибыли

Товарные запасы классифицируются по различным признакам (табл. 3).

Таблица 3 - Классификация товарных запасов [3, с.83]

Признак
классификации

Вид товарного запаса

Характеристика

1. Назначение то­варных запасов

1.1. Текущее хранение

Основная масса всех запасов торгового предприятия, предназначенная для удовле­творения повседневной потребности тор­говли в товарах

1.2. Сезонное накопле­ние

Сезонность производства и потребления от­дельных видов то­варов

1.3 Долгосрочный за­воз

Обеспечение бесперебойной торговли в от­даленных районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических усло­вий

1.4. Целевое назначе­ние

Выполнение определенной задачи

1.5. Периодическое во­зобновление

Стратегические запасы, резервы государства и т. п.


Продолжение таблицы 3

Признак
классификации

Вид товарного запаса

Характеристика

2. Местонахож­дение товарных запасов

2.1. В оптовой торговле
(на базах, складах)

Размещение товаров сезонного хранения, резервов

2.2. В розничной тор­говле (в магазинах)

Размещение скоропортящихся товаров

2.3. В пути

Запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировок

3. Срок

3.1. Входные или на­чальные

Запасы на начало года

3.2. Выходные или ко­нечные

Запасы на конец года

3.3. Отчетная дата

Средние товарные запасы на определенный период

4. Единицы измере­ния товарных запа­сов

4.1. Абсолютные

В стоимостном и натуральном выражение

4.2. Относительные

В днях оборотах

5. Наличие норм за­паса

5.1. Нормируемые

Запасы в пути, запасы на складах и базах организации; товары отгруженные, расчет­ные документы на которые не сданы в банк на инкассо в пределах сроков, установлен­ных для сдачи документов в обеспечение ссуд

5.2. Ненормируемые

Товары, отгруженные по расчетным доку­ментам, по которым истекли сроки сдачи их в обеспечение ссуд, материалы, отгру­жен­ные по переданным в банк на инкассо рас­четным докумен­там, сроки оплаты которых еще не наступили; товары отгру­женные, но не оплаченные в срок

6. Размер товарных запасов

6.1. Максимальные

Образуются в период очередного завоза то­варов

6.2. Средние

Рассчитываются как средняя арифметиче­ская минимальных и максимальных запасов

6.3. Минимальные

Образуются в период перед очередным заво­зом товаров

Одним из важнейших условий достижения высоких финансовых результатов от торговой деятельности предприятия, а также повышение эффективности является формирование оптимального объема товарных запасов и качественное управление ими. Принятие решений в части управления товарными запасами предприятия сказывается на всех этапах хозяйственной деятельности: объем реализации товаров, прибыль и рентабельность, расходы на продажу, величину доходов. В связи с этим, для любой организации наиболее важную функцию приобретает анализ эффективности и оценка политики управления запасами. Целевой направленностью управленческого решения в области товарных запасов являются рост объема продаж и минимизация общих расходов, которые связаны с формированием и хранением данных товарных запасов.