Файл: Процесс принятия решений в организации (Теоретические аспекты эффективности управленческих решений).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты эффективности управленческих решений
1.1 Понятие управленческих решений и их виды
1.2 Механизм принятия управленческих решений и факторы, влияющие на их эффективность в организации
1.3 Модели и методы принятия решений
2.1 Общая характеристика объекта исследования
3 Предложения по совершенствованию действующей схемы принятия решений
3.1 Разработка алгоритма принятия и оценки эффективности решений
- бюджетные средства;
- имущество, переданное Департаменту на праве оперативного управления.
Бюджетное финансирование Департамента и использование им выделенных финансовых средств осуществляются по бюджетной смете, утверждаемой начальником Департамента по согласованию с заместителем Губернатора области, осуществляющим координацию деятельности Департамента, в пределах ассигнований, утвержденных в областном бюджете на содержание Департамента. Использование средств Департаментом производится в порядке, установленном бюджетным законодательством.
По состоянию на 31 декабря 2018 года штатная численность Департамента составляет – 63 человека. В течение 2018 года Департаментом проведена работа по оптимизации структуры и штатной численности.
Сокращение составило 25 человек или 27% общего состава Департамента.
97% государственных гражданских служащих имеют высшее профессиональное образование, в том числе 20% – два и более высших образования, 4 государственных гражданских служащих имеют степень кандидата наук. Средний возраст гражданских служащих Департамента – 37 лет.
Рисунок 2 – Штатная численность работников Департамента
В соответствии с утвержденным планом мероприятий на 2017-2018 годы по увеличению к 2018 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 процентов, в течение года прошли курсы повышения квалификации 63 гражданских служащих за счет средств федерального бюджета, в рамках государственного заказа - 29 человек, 63 гражданских служащих приняли участие в неформальном дополнительном образовании и самообразовании. Кроме того, государственные гражданские служащие Департамента регулярно принимают участие в проводимых обучающих семинарах.
2.2 Анализ принятия решений
Для оценки и анализа управленческих решений было проведено интервью с руководителем организации. Предметом интервью были задачи поставленные в рамках управленческих решений и соответствующие им структурные элементы.
Таблица 1 – Задачи поставленные в рамках управленческих решений и соответствующие им структурные элементы
Задачи |
Структурные элементы |
Сильная корпоративная культура и общие ценности |
ориентация на результат |
принятие управленческих решений |
|
организация и контроль за деятельностью |
|
мотивация и развитие персонала |
|
лидерство и влияние |
|
коммуникативность и сотрудничество |
|
Безупречный план действий, дальновидность |
ориентация на результат |
принятие управленческих решений |
|
организация и контроль за деятельностью |
|
мотивация и развитие персонала |
|
лидерство и влияние |
|
коммуникативность и сотрудничество |
|
гибкость, адаптивность |
|
желание развиваться, инновационность |
|
способность работать с учетом сложности работы |
|
способность нести необходимый уровень ответственности |
|
наличие необходимого опыта работы и уровня специальных знаний |
|
умение своевременно оценивать и учитывать факторы риска |
|
Непрерывная оптимизация бизнес- процессов |
принятие управленческих решений |
организация и контроль за деятельностью |
|
коммуникативность и сотрудничество |
|
гибкость, адаптивность |
|
желание развиваться, инновационность |
|
способность работать с учетом сложности работы |
|
наличие необходимого опыта работы и уровня специальных знаний |
|
умение своевременно оценивать и учитывать факторы риска |
|
Умение быстро адаптироваться, инновационная направленность |
ориентация на результат |
принятие управленческих решений |
|
организация и контроль за деятельностью |
|
мотивация и развитие персонала |
|
лидерство и влияние |
|
коммуникативность и сотрудничество |
|
гибкость, адаптивность |
|
желание развиваться, инновационность |
|
способность нести необходимый уровень ответственности |
|
умение своевременно оценивать и учитывать факторы риска |
|
Эффективный подбор, мотивация и развитие персонала, учет интересов сотрудников |
принятие управленческих решений |
мотивация и развитие персонала |
|
лидерство и влияние |
|
коммуникативность и сотрудничество |
|
способность нести необходимый уровень ответственности |
|
умение своевременно оценивать и учитывать факторы риска |
Некоторые структурные элементы часто повторяются, следовательно они наиболее актуальны при принятии управленческих решений для принятия конкретных задач. Произведем их отбор:
- принятие управленческих решений;
- организация и контроль за деятельностью;
- мотивация и развитие персонала;
- лидерство и влияние;
- коммуникативность и сотрудничество;
- гибкость, адаптивность;
- способность нести необходимый уровень ответственности;
- умение своевременно оценивать и учитывать факторы риска.
Далее выбранные структурные элементы нужно занести в таблицу 2.
Таблица 2 – Описание структурных элементов
Структурные элементы |
Описание компетенции |
принятие управленческих решений; |
способность руководителя структурировать, анализировать и систематизировать получаемую информацию и принимать на основе этой информации управленческие решения |
организация и контроль за деятельностью; |
способность руководителя ставить задачи, организовывать, направлять и координировать деятельность. |
мотивация и развитие персонала; |
способность руководителя создавать условия, при которых подчиненные будут с желанием выполнять свои обязанности |
лидерство и влияние; |
способность руководителя претворять в жизнь свои решения и влиять на принятие решений другими |
коммуникативность и сотрудничество; |
способность устанавливать и поддерживать рабочие отношения и связи |
гибкость, адаптивность; |
проявление готовности к изменениям, поддержка преобразований в рамках трудового процесса |
способность нести необходимый уровень ответственности; |
характеризует объем ответственности, наличие необходимого опыта работы и уровня специальных знанийза результаты работы |
умение своевременно оценивать и учитывать факторы риска |
определяет границы риска в рамках должности и уровень ущерба от принятия неверного решения. |
Далее для удобства и простоты понимания мы сгруппируем полученные структурные элементы, то есть объединим их в кластеры .
Таблица 3 – Кластеры структурных элементов
Кластер |
Компетенции |
Коммуникативные |
Коммуникативность и сотрудничество |
Личностные |
Гибкость ,адаптивность |
Профессиональные |
Мотивация и развитие персонала |
Аналитические |
Умение своевременно оценивать и учитывать факторы риска |
Управленческие |
Принятие управленческих решений Организация и контроль за деятельностью Способность нести необходимый уровень ответственности Лидерство и влияние |
Далее необходимо определить индикаторы. Каждых структурный элемент может быть развит на 4-х уровнях-дефицитный, базовый, повышенный, уровень мастерства. Так как сотрудник не может быть компетентен везде и по максимуму определяем минимальный допустимый уровень по всем структурным элементам (4 уровня). (Приложение 1).
Далее определяем удельный вес каждого структурного элемента в рамках принятия управленческого решения. Применим метод экспертных оценок.
Таблица 4 – Метод экспертных оценок каждого структурного элемента в рамках принятия управленческого решения
Компетенция |
1 эксперт |
2 эксперт |
3 эксперт |
|
принятие управленческих решений; |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
организация и контроль за деятельностью; |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
|
мотивация и развитие персонала; |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
|
лидерство и влияние; |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
коммуникативность и сотрудничество; |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
гибкость, адаптивность; |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
|
способность нести необходимый уровень ответственности; |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
|
умение своевременно оценивать и учитывать факторы риска |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
Сумма |
1 |
1 |
1 |
Далее рассчитаем коэффициент конкордации ,то есть коэффициент согласованности.
Рассчитаем S по формуле (1):
S = 899,6
Тогда коэффициент конкордации будет равен:
W=(12*899,6)/(32*(83-8))=0,8.
W приближен к 1, значит, согласованность достаточно велика. Далее составим минимальный профиль каждого структурного элемента в рамках принятия управленческого решения в виде таблицы и в виде лепестковой диаграммы.
Результаты проведенной работы по формированию модели компетенций управленческого персонала для организации убедительно показывают, что среди всех компетенций руководителя важнейшее место занимает эмоциональная компетентность, что потребовало дополнительных исследований данной социально-экономической категории.
Таблица 5 - Минимально допустимый профиль каждого структурного элемента в рамках принятия управленческого решения
Компетенция |
Минимально допустимый уровень |
принятие управленческих решений; |
4 (уровень мастерства) |
организация и контроль за деятельностью; |
3 (повышенный) |
мотивация и развитие персонала; |
3 (повышенный) |
лидерство и влияние; |
4 (уровень мастерства) |
коммуникативность и сотрудничество; |
3 (повышенный) |
гибкость, адаптивность; |
3 (повышенный) |
способность нести необходимый уровень ответственности; |
3 (повышенный) |
умение своевременно оценивать и учитывать факторы риска |
2 (базовый) |
Рисунок 2 - Минимально допустимый профиль каждого структурного элемента в рамках принятия управленческого решения
Таким образом, выяснилось, что для каждого структурного элемента в рамках принятия управленческого решения минимально допустимый уровень «повышен». Следует также отметить, что любой специалист должен постоянно находиться в процессе самосовершенствования, совершенствовать свои навыки, обогащать знания, практиковать ум. Только таким образом он сможет достичь больших высот в своей профессии и стать конкурентоспособным на рынке труда, а так же принимать грамотные управленческие решения.
3 Предложения по совершенствованию действующей схемы принятия решений
3.1 Разработка алгоритма принятия и оценки эффективности решений
Чтобы улучшить процесс разработки и разработки управленческих решений и повышения эффективности, организации должны использовать алгоритмы для разработки, разработки и оценки эффективности управленческих решений.
Алгоритм раскрывает суть работы каждого этапа принятия решения, то есть переход к следующему этапу основан на достоверных данных от полной реализации предыдущего этапа. Следует отметить, что все этапы алгоритма, используемого для разработки, принятия и оценки эффективности управленческих решений, тесно связаны и взаимно усиливают друг друга.
Первым шагом является оценка точности постановки задачи. На этом этапе лицо, принимающее решение, должно определить цель решения и причину проблемы.
Для этого необходимо ответить на вопросы:
- четко ли определена проблема и ставится ли цель принять управленческое решение, направленное на ликвидацию проблемы?
- Рассматривается ли проблема как нереализованная возможность?
- Насколько четко ясна цель принятия решения?
- Имеется ли информация о возможных причинах возникновения данной проблемы и как они влияют на конечное управленческое решение?
- Анализ проблемы определяет выбор цели, методов, подходов и средств ее достижения [11].
Правильность постановки проблемы в наибольшей степени определяет эффективность принятия управленческого решения.
Рисунок 3 – Алгоритм разработки, принятия и оценки эффективности управленческих решений
На этом этапе управленцу необходимо поставить вопросы:
- все ли ограничения, влияющие на управленческое решение, учтены?
- Проанализирован ли полный перечень критериев для выбора альтернатив?
- Каким образом определялись эти критерии и насколько они связаны с возникшей проблемой?
Третий этап представляет собой оценку состояния разработки вариантов управленческого решения. Определив перечень ограничений и критериев, ЛПР переходит к определению перечня и выбору альтернатив.
В данном случае необходимо ответить на следующие вопросы:
- был ли разработан достаточный перечень вариантов решений?
- Насколько качественны разработанные варианты решений?
- Все ли необходимые методы разработки управленческих решений были использованы?
Следующим шагом в реализации алгоритма является оценка реализации решения организационной проблемы. Обеспечение эффективной реализации на данном этапе зависит в первую очередь от персонала организации, ответственного за реализацию управленческих решений.
Оценка эффективности управленческих решений должна основываться на анализе определенных показателей всех аспектов деятельности организации.
В общем, оценивая эффективность управленческого решения, менеджер должен ответить на вопросы:
- насколько качественно проработано управленческое решение?
- Обеспечен ли процесс реализации решения необходимыми ресурсами (кадровыми, финансовыми, материальными и т.д.)?
- Обеспечена ли успешность выполнения каждого из рассмотренных выше этапов разработки и принятия управленческого решения?