Файл: Процесс принятия решений в организации (Теоретические аспекты эффективности управленческих решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характер решения сильно зависит от степени полноты и достоверности информации, которой обладает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься с определенностью (детерминированные решения) и с риском или неопределенностью (вероятностные решения).

Принятие решений - это не разовая мера, а результат процесса, который имеет определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений - это циклическая последовательность действий для субъекта управления, которая направлена ​​на решение проблем организации и на то, где анализировать ситуацию, создавать альтернативы для выбора лучших из них и их реализации.

Эффективность в общем – результативность чего-либо (производства, труда, управления ит. д.). В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную.

Экономическая эффективность - это соотношение между доходами и расходами, социальным уровнем удовлетворения спроса населения (потребителей) на товары и услуги. Часто они объединяются в единую концепцию - социальную и экономическую эффективность, которая наиболее тесно связана с оценкой управленческих решений, поскольку они направлены на состояние и поведение людей и имеют огромное социальное значение, а их оценка с экономической точки зрения не совсем корректна.

В последние десятилетия растет потребность в оценке многих управленческих решений экологических показателей, которые отражают как положительные, так и отрицательные последствия их реализации для окружающей среды.[2, с. 233]

Качество- с точки зрения философии выражает набор важных функций, характеристик, которые отличаются от объекта или явления от других и обеспечивают его безопасность.

Качество результата продукта, услуги, инвестиционных проекты, управленческие решений и т. д. связанных с понятиями "собственность" и "полезность".

Свойство результата работы определяет объективную сторону, не оценивая ее значение для потребителя, полезность – способность результата работы приносить пользу и удовлетворять конкретного потребителя.

Таким образом, качество решения представляет собой набор свойств, которые определяют его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с целью. На практике деятельность организаций, эффективность и качество идут рука об руку и дополняют друг друга.

Решение не может быть высоко эффективно, если оно имеет низкое качество и, наоборот, не может быть высококачественно, если оно неэффективно, т. е. эффективность является одной из характеристик качества и качества – значительным фактором эффективности [15, с. 60].


Эффективность и качество управленческих решений определяются набором процессов управления, которые делают их относительно независимыми и взаимосвязанными этапами технологического цикла: разработка, принятие и внедрение решений.

1.3 Модели и методы принятия решений

Способность принимать решения необходима для реализации функций управления, поэтому процесс принятия решений является основой теории управления. Как наука, эта тенденция возникла в Англии во время Второй мировой войны, когда группа ученых вернулась, чтобы решить сложную военную проблему - оптимальное размещение различных подразделений для гражданской обороны и стрелковых позиций их армии.

В 1950-х годах эта теория была модернизирована и стала применяться для решения проблем гражданской промышленности. Его характеристиками являются [7 с. 168]:

  1. Использование научного метода, то есть наблюдение, формулирование гипотезы, подтверждение обоснованности гипотезы.
  2. Системная ориентация.
  3. Использование разных моделей.

Процесс моделирования часто используется для решения сложных проблем в обработке, поскольку он позволяет избежать значительных трудностей и затрат при проведении экспериментов в реальной жизни. Основой для моделирования является необходимость относительного упрощения реальной ситуации или события, но это упрощение не должно нарушать основные законы для функционирования в исследуемой системе.

Типы моделей: физическая, аналоговая (организационная схема, схема), математическая (использование символов для описания документов или объектов).

Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов:

  • описание проблемы;
  • построение модели;
  • проверить модель достоверности на предмет описания данного процесса, объекта или явления;
  • применение модели;
  • обновление модели в процессе исследования или внедрения.

Эффективность модели может быть снижена из-за ряда потенциальных ошибок, которые включают ненадежные исходные предположения, информационные ограничения, неправильное понимание модели самими пользователями, чрезмерные затраты на создание модели и т. д.

Теория игр часто используется в моделировании. Первоначально он был разработан военными для учета возможных действий противника. В компаниях он используется для моделирования поведения конкурента, особенно часто в связи с проблемами при изменении ценовой политики.


Модель гендерной теории (модель оптимального обслуживания). Эта модель используется для определения оптимального количества сервисных каналов в зависимости от потребностей этих каналов.

Модель управления запасами. Эта модель часто используется для оптимизации времени выполнения заказов, а также для определения необходимых ресурсов и площадей для хранения конкретного товара. Целью этой модели является минимизация негативных последствий при накоплении или дефиците определенных слоев продуктов или ресурсов.

Модель линейного программирования. Эта модель используется для определения оптимального распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей.

Имитационное моделирование. Она часто используется в ситуациях, которые слишком сложны, чтобы использовать математические методы (маркетолог может создать модель для изменения потребностей потребителей в связи с изменениями цен на товары на рынке и их дизайном).

Экономический анализ является формой моделирования. Примером является финансовый анализ эффективности компании. Методы количественного прогнозирования. Они могут использоваться для прогнозов, когда в деятельности компании ранее были определенные тенденции, которые могут и должны продолжаться в будущем, а информации недостаточно для выявления тенденций в течение рассматриваемого прогнозного периода.

Одним из методов такого прогнозирования является анализ временных рядов. Он основан на предположении, что законы прошлого могут быть использованы для предсказания будущего. Этот метод определяет тенденции в прошлом и проецирует их в будущее.

Причинно-следственный метод используется в ситуациях, когда есть несколько неизвестных. Это исследование статистической связи между рассматриваемым фактором и другими переменными.

Мнение жюри. Суть заключается в объединении и усреднении экспертов в этой области.

Метод изучения информации от маркетологов, то есть когда торговые агенты на основе своего опыта прогнозируют спрос на конкретном целевом рынке.

Модель ожиданий. Он основан на опросе потребителей и обобщении их мнений.

Метод Дельфи. Суть в том, что эксперты заполняют конкретные анкеты по данному вопросу. Каждый из них индивидуально разрабатывает свой прогноз. Эти прогнозы затем передаются всем экспертам, участвующим в обсуждении. Они знакомятся с мнением коллег. и, возможно, скорректировать свой предыдущий прогноз на основе новых идей или информации. Эта процедура повторяется три-четыре раза, пока все эксперты наконец не согласятся


Опыт успешных компаний показывает, что невозможно добиться высокой эффективности без установления порядка в корпоративном управлении. Для обеспечения того, чтобы решения принимались вовремя и с соответствующим качеством, необходим определенный уровень управления. Качество полученных результатов является следствием качества системы управления.

Принятие управленческих решений и улучшение их качества является важной проблемой. Он занимает одно из центральных мест в социологии организации. Принимая во внимание организацию как инструмент управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, напрямую связывают свою деятельность, в основном с подготовкой и внедрением управленческих решений.

Эффективность управления во многом зависит от качества таких решений. Интерес социологов к этой проблеме связан с тем, что решения принимаются через общие отношения, возникающие в связи с работой и руководством организации. Через них нарушаются цели, интересы, связи и нормы. Качество управленческого решения - это сочетание характеристик управленческого решения, которое так или иначе отвечает потребностям успешного решения проблемы.

Например, своевременность, фокус, конкретность и, как правило, эффективность. Качество управленческих решений должно быть понято, насколько оно соответствует характеру задачи функционирования и развития производственных систем, набору параметров решения, которые отвечают конкретным потребителям и обеспечивают реальность его реализации. Другими словами, насколько предоставляет дополнительные способы развития производственной системы в рыночных условиях.

Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут быть классифицированы в соответствии с различными характеристиками - внутренними факторами (связанными с контрольными и управляемыми системами) и внешними факторами (воздействие на окружающую среду):

  • действующие законы в объективном мире в связи с принятием и осуществлением административных решений;
  • объем и ценность доступной информации - которые будут приниматься управленческими решениями, наиболее важным является не количество информации, а значение;
  • уровень профессионализма, опыта, интуиции персонала;
  • структура организационного управления;
  • формы и методы административной деятельности;
  • методы для разработки и реализации управленческих;
  • субъективность оценки выбора решения. Чем более экстраординарным является решение руководства, тем более субъективным является оценка;
  • разрешение на контролируемые системы (психологический климат, основная ответственность, навыки и квалификация персонала и т. д.)
  • система экспертных оценок качества и эффективности управленческого решения.

Таким образом: решения руководства должны основываться на объективных законах и моделях социального развития. С другой стороны, решение руководства во многом зависит от множества субъективных факторов - логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуры задач, определенного уровня культуры управления, механизма принятия решений, дисциплины и т. д. Всегда даже продуманные решения могут быть неэффективными, если они не могут предсказать возможные изменения ситуации, состояние системы производства.

2 Анализ системы разработки и принятия решений на примере Департамента образования Вологодской области

2.1 Общая характеристика объекта исследования

Департамент образования Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим управление в сфере образования. Адрес: 160012, г. Вологда, ул. Козленская, д. 114.

Рисунок 1- Организационная структура Департамента образования Вологодской области

Основными задачами Департамента являются:

  1. Обеспечение в пределах своей компетенции реализации прав граждан на получение образования на территории области.
  2. Осуществление управления в сфере образования на территории области.
  3. Обеспечение развития системы образования в соответствии с социально-экономическими потребностями области, в том числе развитие кадрового потенциала системы образования области.
  4. Предоставление в пределах своей компетенции мер поддержки отдельным категориям граждан при реализации права на образование.
  5. Осуществление мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с возложенными на Департамент полномочиями.

Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации, Вологодской области.

Источниками формирования имущества Департамента являются: