Файл: Процесс принятия решений в организации (Теоретические аспекты эффективности управленческих решений).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты эффективности управленческих решений
1.1 Понятие управленческих решений и их виды
1.2 Механизм принятия управленческих решений и факторы, влияющие на их эффективность в организации
1.3 Модели и методы принятия решений
2.1 Общая характеристика объекта исследования
3 Предложения по совершенствованию действующей схемы принятия решений
3.1 Разработка алгоритма принятия и оценки эффективности решений
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из наиболее важных функций руководителя организации является принятие эффективного управленческого решения.
Потребность в таком решении проникает во все, что делает руководитель на любом уровне, ставит цели и достигает своих достижений. Актуальность темы исследования состоит в том, что от правильности и своевременности решений зависит стабильность производства и высокое экономическое развитие. Поэтому, важной задачей для руководства является выявление сильных и слабых сторон для принятия эффективного управленческого решения с учетом возникшей ситуации.
Процесс принятия решений является многогранным, это является следствием шагов и процедур, связанных с прямой и обратной связью. Принятие решений руководством является выбором наиболее приемлемого варианта из возможных вариантов.
В более широком смысле административное решение считается наиболее важной формой административной работы, набором возможных, взаимосвязанных и логически подготовленных управленческими мерами для обеспечения выполнения административных задач.
Фактически процесс принятия организационных решений довольно тесно связан с управлением организацией в целом. Большинство решений в организации должны быть приняты руководством и, как правило, одной или небольшой группой руководителей, поскольку централизованный фокус будет стараться обеспечить принятие решений по самой высокой связи в управлении. В случае групповой ориентации для принятия решений руководитель каждого уровня управления несет ответственность за принятие решения. Он передает полномочия принимать решения на самом низком уровне управления. Такой подход защищает менеджеров от способности сталкиваться с решением небольших ежедневных проблем. Основным преимуществом этого метода является то, что обязанности и полномочия передаются сотрудникам на более низких уровнях управления, что повышает эффективность решения, поскольку оно напрямую влияет на их интересы.
Цель курсовой работы раскрыть особенности процесса принятия решения.
Задачи:
- Раскрыть понятие управленческих решений и рассмотреть их виды;
- Рассмотреть механизм принятия управленческих решений и факторы, влияющие на их эффективность в организации;
- Рассмотреть особенности качества и эффективность управленческих решений;
- Провести анализ принятия управленческих решений на примере Департамента образования Вологодской области;
- Разработать предложения по совершенствованию действующей схемы принятия управленческих решений .
Предмет исследования – управленческие решения в руководстве.
Объект исследования – Департамент образования Вологодской области.
При написании курсовой работы применялись следующие методы исследования: горизонтальный и вертикальный анализ, синтез, статистические методы и др.
Теоретическую основу составили труды ученых в области управления организацией: Белоганов В. А., Веснин В. Р., Леонтьева М. С., Пирогова Е. В., Тесленок К. С., Штейн Е. И., Ильин А. Б., Васильев С. В. и др.
1 Теоретические аспекты эффективности управленческих решений
1.1 Понятие управленческих решений и их виды
Когда человек принимает организационные решения и реализует их через других, их можно назвать менеджерами с учетом их собственных целей и интересов. Принятие решений и обмен информацией являются основными компонентами любой управленческой деятельности. Решение состоит в том, чтобы выбрать наиболее приемлемую альтернативу из различных возможных вариантов.
Цель принятия организационных решений состоит в том, чтобы гарантировать, что организация последовательно продвигается к желаемым целям [15, с. 59]. Организационные решения запрограммированы и не запрограммированы.
Программное решение - это решение, которое сопровождается результатами, определяемыми рядом проверенных шагов, решений или последовательностей действий. Незапрограммированное решение - это решение, возникшее в результате новой аномалии.
Компромисс - это соглашение, достигнутое путем приемлемых взаимных уступок. Интуитивное решение основано исключительно на выборе восприятия и понимания.
Решение является частью обратной связи в производстве, и поэтому управленческое решение представляет собой своего рода информацию, которая обеспечивает эффективную реализацию бизнес-процессов. Решение управления, с одной стороны, связано с управлением, а с другой - управлением влиянием. Следовательно, решение руководства не может быть ограничено теоретическим решением проблемы, оно также определяет механизм реализации и мониторинга решения [5, с. 151].
Одним из определяющих факторов эффективности исполнительной работы является фактор времени, который требует быстрого потока информации и ее быстрой обработки. Поэтому, самым важным требованием для принятия решения является то, что настало время для его осуществления. Нарушение этой ситуации приводит к нарушению обратной связи.
Решения руководства принимаются с некоторым риском. Желание, чтобы руководитель принимал решения с меньшим риском, приводит к увеличению времени подготовки: сбор дополнительной информации, обсуждение и выбор альтернатив и, по возможности, их экспериментальная проверка. Это создает риск позднего принятия решений.
Таким образом, риск принятия неэффективного управленческого решения определяется по трем основным причинам:
- Ограниченное время для подготовки и принятия решений.
- Отсутствие информации.
- Недостаточная полнота идентификации проблемы.
В результате вышесказанного фактор времени и фактор риска противоположны. Значимость проблемы рациональной организации процесса разработки и реализации управленческого решения увеличилась благодаря:
- Значительному и качественному изменению внешней среды (динамика, новизна и разнообразие, неопределенность).
- Сокращению периода, в течение которого прежние решения принимаются без изменений.
- Увеличению количества альтернатив, затронутых научным, техническим и социально-экономическим прогрессом.
- Укрепление сотрудничества и взаимной зависимости от решений, принимаемых в различных областях.
- Повышением важности последствий принятия решений.
Для анализа структуры управленческой деятельности необходимо разделение решений различных видов: необходимо уменьшить количество случайных и кризисных решений, что дает больше времени для исследовательских решений для выбора возможностей. Типы решений рассматриваются парами, поскольку каждый из них отражает определенный аспект исполнительной деятельности при принятии решения:
- Программируемые и не программируемые решения. Программируемые решения основаны на установленных правилах и процедурах. Эти решения являются результатом определенной последовательности шагов или действий, а количество возможных вариантов ограничено. Руководитель часто программирует решения ситуаций, которые повторяются с некоторой регулярностью. Даже в случае аварии должен быть разработан план ликвидации. В этом случае важно, чтобы объяснение алгоритма для этого решения было известно исполнителям. Непрограммированные решения требуются в новых, неструктурированных ситуациях. Такие решения обычно принимаются в случае непредвиденных или первичных проблем и обычно используют личные инициативы менеджера, его опыт и представление о проблеме [15, с. 59].
- Организационные и личные решения. Организационные решения принимаются менеджером в соответствии с его официальными полномочиями. Личные решения, напротив, принимаются ими как личность. Например, менеджер, который не выполняет работу из-за систематического отсутствия, принимает организационное решение. Но если он не может заставить одного и того же работника поставить своего родственника вместо него, это решение основано на денежных интересах, и это можно назвать личным решением. Разница между организационными и личными решениями помогает определить взаимодействие между субъективными факторами (личные интересы работника) и объективными целями и потребностями организации (соответствие квалификации работника завершенным задачам, промышленному соревнованию). Разница помогает менеджеру обратить внимание на главный вопрос, стоящий за решением: принято ли оно в интересах организации или в его собственных интересах.
- Оперативные и стратегические решения. Оперативные решения принимаются в нижней и средней части администрации и в основном состоят из краткосрочных планов. Стратегические решения принимаются в связи с растущими сложными проблемами и часто связаны с такими макроэкономическими изменениями, как состояние экономики, уровень конкуренции и т. д.
- Исследовательские и кризисно-интуитивные решения. Разница между этими решениями отражает неотложность процесса принятия решений.
Критически-интуитивное решение является спонтанным решением из-за конкретной опасности [5, с. 152].
Существует несколько типовых решений в области управления:
- В процессе планирования принимаются следующие решения: определение характера сверхзадачи и бизнеса, целей, взаимодействия с внешней средой, стратегий и тактик, которые организация выбирает для достижения своих целей.
- В процессе организации деятельности компании принимают следующие решения: организационная структура, координация работы различных блоков, распределение полномочий между руководителями подразделений и структура организаций при изменении внешней среды.
- В процессе мотивации: о потребностях подчиненных, об удовлетворении их потребностей, об эффективности работы подчиненных и удовлетворенности их работой.
- В процессе контроля: измеряйте результаты работы, оценивайте результаты, как достигать целей организации и корректировать цели.
Разумное решение - это решение, основанное на процессе анализа, обычно не зависящее от предыдущего опыта. Управление как процесс - это непрерывная цепочка развития, принятие и внедрение решений.
Важным элементом управленческого решения является то, что оно принимается при наличии неотложной проблемы, т.е. в ситуации, когда есть разница между фактическим и желаемым состоянием системы.
Диагностика сложных проблем - это понимание и определение причин трудностей и возможностей их преодоления. Признаки проблем в организации включают: низкую прибыль, относительно небольшие продажи продукции, низкую производительность труда, низкое качество продукции, высокую стоимость в производственном процессе, различные конфликты в организации и высокую текучесть кадров. Выявив эти симптомы, можно выявить общие проблемы в организации. Чтобы более подробно проанализировать существующие проблемы, необходимо собрать предварительную информацию о внешних и внутренних условиях организации.
1.2 Механизм принятия управленческих решений и факторы, влияющие на их эффективность в организации
Управленческое решение - это акт эффективного воздействия, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную ситуацию в управлении, определении целей для действий и программы для достижения цели.
Одной из наиболее важных и ответственных функций, выполняемых менеджером процесса управления, является принятие решений. Потребность в решениях пронизывает все, что делает менеджер, ставит цели и достигает их. Поэтому, понимание процесса принятия решений имеет решающее значение для тех, кто хочет преуспеть в управлении лидерством. Во всем остальном эффективность и своевременность сил зависят от эффективности управления и, следовательно, от эффективности всей организации [15, с. 59].
Выбор правильного и эффективного управленческого решения является результатом широкого использования экономических, организационных, правовых, технических, информационных, логических, математических, психологических и других аспектов.
Таким образом, управленческое решение - это метод постоянного влияния подсистемы управления на управляемую подсистему, управляемую руководством. Этот эффект в конечном итоге приводит к достижению поставленных целей.
Управленческие решения как процесс состоят из этапов: подготовка; принять и реализовать решение.
При подготовке управленческого решения устанавливается и формируется экономический анализ ситуации, поиск, сбор и обработка информации, а также вопросы, которые необходимо решить.
При принятии решений, разработке и оценке альтернативных решений, выборе критериев выбора оптимального решения, выборе и принятии оптимального решения [5, с. 153].
В решениях принимаются меры для определения решения и передачи его руководителям, контроль за выполнением осуществляется, необходимые корректировки вносятся, и результат рассчитывается на основе выполнения решения.
Принятые решения должны основываться на достоверной, актуальной и предсказуемой информации, анализе всех факторов, влияющих на решения, с учетом ожиданий возможных последствий.
Методология принятия управленческих решений имеет следующий механизм [15, с. 59]:
1. Общее принятие решений требует, чтобы процесс принятия решений находился в руках линейного (общего) менеджера, который, в свою очередь, подчиняется высшему менеджеру.
2. Правила принятия решений, которые обычно разрабатываются компаниями.
3. Двусторонние решения менеджеров на одном уровне, основанные на индивидуальном взаимодействии, осуществляются без согласования.
4. Целевые группы действуют на основе группового взаимодействия и принимают решения по конкретным вопросам совместной деятельности для достижения своих целей.
5. В матричных структурах, в отличие от двух предыдущих горизонтальных механизмов, менеджеру проекта предоставляются линейные права, аналогичные тем, которые предоставляются менеджерам функциональных блоков. [1, с. 681]