Файл: Процессы принятия решений в организации (Управленческие решения и необходимость их принятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Преимущества:

- возможность использования идей всех сотрудников учреждения;

- совершенствование социально-психологических внутригрупповых процессов

Метод «мозговой атаки»

Недостатки:

- поиск идеи в общем виде, не гарантирует тщательной ее разработки;

- неприменим при решении проблемы, требующей громоздких расчетов;

- требует хорошей подготовленности руководителя, владеющего необходимыми навыками;

- не всегда преодоляет инерцию мышления

Рисунок 5 - Преимущества и недостатки метода «мозговой атаки»

Для сбора дополнительной информации или упорядочения уже имеющейся при принятии решения, в детском саду используют метод ключевых вопросов. Вопросы наводят на идею решения, формируют алгоритмы мышления, развивают интуицию, побуждают к правильным ответам.

Для повышения результативности творческой деятельности детей за счет возникновения новых идей у педагогического состава заведующая часто практикует метод свободных ассоциаций. При зарождении ассоциаций устанавливаются необычные связи между составляющими частями решаемой проблемы и предыдущим опытом работников. Описанный метод учитывает особенности деятельности человеческого мозга, вырабатывающего новые идеи при возникновении новых ассоциативных связей. Предложенное членами группы слово или понятие может стать базисом для установления ассоциативных связей. Этот метод хорошо себя оправдывает при планировании проведения занятий и праздников, разработке сценариев, планов занятий.

На объекте нашего исследования неоднократно использовали метод ликвидации безвыходных ситуаций. Подобные ситуации здесь не редкость. Этому «способствуют» современные отечественные условия в сфере дошкольного образования. Упомянутый метод позволяет моделировать принятие разных управленческих решений, последовательно исключая факторы, приводящие к ненужным прогнозируемым последствиям. Достигается это за счет варьирования решений: модифицировать, приспособить, использовать что-то по-другому, заменить, усилить, ослабить, переделать, объединить.

Если обратить внимание на целый механизм принятия и реализации управленческих решений в МАДОУ г.Нижневартовска д/с №41 «Росинка», то здесь существуют проблемы системного характера. Придерживаясь схемы, предоставленной на рис. 1, можно утверждать, что существуют проблемы в следующих составляющих:

- методической: требования определяются достаточно четко, а с принципами, методами и формами дела обстоят не так оптимистически;


- функциональной: как позитив стоит отметить хорошую реализацию функций планирования и организации. В свою очередь, существуют проблемы с мотивацией и контролем;

- процессной: некоторые составляющие процесса принятия решений вообще не принимаются во внимание (например, контроль за выполнением, оформление учета по результатам принятого решения и др.);

- обеспечительной: ограниченность всех видов ресурсов влияет на качество принимаемых и выполняемых решений, образовательных услуг, демотивирует педагогический состав.

Важно также отметить, что при принятии управленческих решений в МАДОУ г.Нижневартовска д/с №41 «Росинка» учитывается мнение родителей детей, посещающих детский сад. Однако, такое состояние дел носит пока односторонний характер – родители нажимают на руководство только в тех ситуациях, когда хотят продвинуть свои интересы и интересы своих детей. А когда к разработке, принятию и реализации управленческого решения пригодилась бы помощь или опыт родителей, то среди них нет желающих стать субъектом механизма принятия решений в детском саду. Главный аргумент – дефицит времени, занятость.

Информация, приведенная в этом параграфе, дает возможность утверждать, что у руководства и сотрудников детского сада есть реальное представление о механизме принятия и реализации управленческих решений. Многие его составляющие в МАДОУ г.Нижневартовска д/с №41 «Росинка» реализуются достаточно хорошо. Однако, есть слабые места, над которыми надо поработать. Рекомендации по совершенствованию механизма принятия и реализации управленческих решений для МАДОУ г.Нижневартовска д/с №41 «Росинка» предоставлены ниже.

2.3. Рекомендации по совершенствованию механизма принятия и реализации управленческих решений для МАДОУ г.Нижневартовска д/с №41 «Росинка»

Приведенный выше анализ теоретического и практического материала дает возможность утверждать, что при принятии и реализации управленческих решений на объекте нашего исследования, руководству необходимо проявить больше настойчивости. Заведующей и ее заместителям необходимо открыться на разные контакты, быть готовыми к восприятию и передаче информации, групповой работе. Руководству детского сада и педагогическому составу необходимо развивать такие качества, как рациональность, справедливость, тщательность, самокритичность, уверенность, точность, честность, чувство юмора, тактичность, самоконтроль, уважение к людям, ориентированность на достижение поставленных целей, творческое мышление. При принятии решений их субъекты должны быть готовыми правильно реагировать на обоснованные возражения.


Для логического упорядочения системы принятия и реализации управленческих решений в МАДОУ г.Нижневартовска д/с №41 «Росинка» рекомендуем разработать и принять Стратегию развития детского сада на ближайшее 5 лет. На ее основе будут разрабатываться ежегодные общие планы развития, которые в свою очередь детализируются по направлениям. В результате принимаемые решения будут опираться на упомянутые Стратегию и планы развития, а также носить системный характер. Решения, которые принимаются, опираясь на планирующую документацию, обычно являются высокоэффективными.

При принятии решений важно помнить, что не существует двух идентичных ситуаций, ведь все вокруг динамически меняется. Следовательно, алгоритм или механизм принятия и реализации решения, который использовался в прошлом, может завтра оказаться уже неэффективным. Именно потому часто решение проблемы можно найти, изменив направление поиска на противоположное, противоречащее сложившимся традиционным взглядам. Такой сценарий предполагает использование метода инверсии. Его стоит использовать в ситуациях, где логические приемы и процедуры мышления себя не оправдывают. Как результат, часто оптимальной стает противоположная альтернатива решения.

Можно предположить, что учреждение планирует двигаться в сторону развития и роста. Это связано с увеличением количества принятых и реализованных управленческих решений и расширением соответственного механизма. Повысить качество такой работы поможет приобретение программы для автоматизации всего процесса управления. Кроме этого, необходимо максимально использовать самые свежие источники информации при разработке и принятии управленческих решений.

Мы считаем, что необходимым аспектом в принятии и реализации важных управленческих решений есть использование коллективного метода, а именно - привлечение родителей детей, которые посещают детский сад. Можно предположить, что добровольно никто из них не согласится участвовать в этом механизме. Но сотрудники образовательных учреждений должны обладать творческим потенциалом и креативностью. Им стоит задуматься над разработкой таких мероприятий (утренников, праздников, конкурсов, состязаний), в которых для участия ребенка будет требоваться обязательное участие одного из его родителей. А известно, чтобы удовлетворить свое тщеславие и просьбы ребенка, родители найдут время на подобное участие в мероприятиях. Именно здесь можно узнать мнение, советы и пожелания родителей, касающиеся планируемых управленческих решений. Не исключено, что некоторые родители предложат свою помощь. Сотрудникам детского сада остается подумать над формой собрания такой информации. Это могут быть свободные беседы во время приготовления к конкретному мероприятию, неформальное родительское собрание перед или после такого мероприятия, анкетирование. Ведь руководство детского сада не всегда располагает реальной картиной, связанной с ожиданиями родителей от учредительного учреждения. Известно, что не все ожидания можно будет воплотить в жизнь (существуют ограничения нормативно-правового и ресурсного характера), но они могут стать ценной базой для улучшения действующего механизма принятия и реализации управленческих решений. В результате можно будет достичь обеспечения участия всех субъектов в управлении образовательным процессом.


Проблемой ограничения ресурсов, необходимых для разработки и реализации эффективных управленческих решении, необходимо заниматься системно. В анализируемом детском саду при возникновении непредвиденных расходов только начинают искать пути их покрытия. А здесь стоит работать на опережение и не рассчитывать только на бюджетные средства. Необходимо постоянно искать и расширять пути и возможности получения спонсорской помощи, которая выручает в таких ситуациях. Активное участие родителей может существенно расширить возможности субъекта исследования в этом направлении.

В результате проведенного нами исследования мы пришли к выводу, что у руководства МАДОУ г.Нижневартовска д/с №41 «Росинка» есть большие шансы повысить эффективность действующего механизма принятия и реализации управленческих решений. Для этого можно воспользоваться предложенными выше рекомендациями. Однако, стоит помнить, что предсказаний, здравого смысла, опыта и интуиции для принятия оптимальных управленческих решений уже недостаточно. На передовые выходит вопрос овладения специальными знаниями в области принятия решений, соционики, психологии, информатики, социологии. Это необходимые условия профессиональной подготовки и высокой квалификации участников процесса принятия управленческих решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принятие неэффективных управленческих решений - одна из главных проблем и вызовов для совершенствования системы управления на разных уровнях. Управленческое решение - результат системной деятельности людей и продукт когнитивной, волевой, эмоциональной, мотивационной природы - синтеза психических процессов, которые имеют выходную регулятивную направленность.

Таким образом, обеспечение полноценного функционирования механизма принятия и реализации управленческих решений, слаженная работа всех его составляющих позволяет воплощать в жизнь принятые управленческие решения и реализовать выбранную стратегию организации в условиях меняющейся внутренней и внешней среды.

При проведении нашего исследования мы установили, что в принятии управленческих решений выделяют следующие блоки:

1) возникновение ситуации, которая требует принятия решения;

2) сбор и подготовка необходимой информации;

3) подготовка и оптимизация будущего решения;

4) принятие (выбор) решения;

5) организация выполнения принятого решения.

В результате проведенной работы нами достигнуто поставленную цель и решено все задачи. Теоретические аспекты рассматриваемой проблемы проанализировано на примере МАДОУ г.Нижневартовска д/с №41 «Росинка». За результатами проведенного анализа предложены соответственные рекомендации, которые достаточно просто можно воплотить в жизнь объекта исследования.


Однако, несмотря на пристальное внимание к исследуемой проблеме, не все аспекты механизма принятия и реализации управленческих решений до конца раскрыты, потому исследования в этой области будут продолжаться.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детский сад №41 «Росинка» (новая редакция), утвержден приказом Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от 06.10.2015 № 1685/36-п.

2. Большаков А. С. Современный менеджмент: теория и практика / А.С. Большаков, В.И.Михайлов. СПб., 2017. – 362 с.

3. Ванюрихин Г.И. Творчество в менеджменте // Вестник Международного Университета. Серия «Менеджмент». - М., 2016. - Вып. 3. – С. 74-89.

4. Виханский В.С. Менеджмент: учебник для вузов по направлению подготовки «Экономика» и спец. «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «налоги и налогообложение» / О.С.Виханский, А.И.Наумов. – 6 изд. стер. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 575 с.

5. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов по спец. экономики и управления / И.Н.Герчикова. – 5-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2015. – 503 с.

6. Глущенко В.В. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов / В.В. Глущенко, И.И. Глущенко – Железнодорожный Московской обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2017. – 400 с.

7. Кардаиская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учеб. для вузов / Н.Л. Кардаиская. — М.: ЮНИТИ, 2016. – 312 с.

8. Козловский В.А. Производственный и операционный менеджмент / В.А. Козловский, Т. В.Маркина, В. М.Макаров. СПб., 2018. – 321 с.

9. Колпаков В. М. Методы управления / В.М. Колпаков. К.: Либра, 2014. – 361 с.

10. Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений / В.М. Колпаков. К.: Либра, 2018. – 294 с.

11. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. и ред. О.И.Медведь. – 4-е изд. - М. Издат. дом «Вильямс», 2016. – 665 с.

12. Панкин А.И. Основы практического менеджмента: Учеб. пособие для вузов / А.И. Панкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 451 с.

13. Сильванович С.Ф. Методы поиска новых идей и решений // Современные технологии управления персоналом. - 2018. № 3. С. 37-49.

14. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов / Э.А. Смирнов. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 296 с.

15. Управление организацией / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, И.А. Саломапшна. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2018. – 378 с.