Файл: Процессы принятия решений в организации (Управленческие решения и необходимость их принятия).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Управленческие решения и необходимость их принятия
1.3. Алгоритм и этапы принятия и реализации управленческого решения
ГЛАВА 2. ПРИНЯТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В МАДОУ Г.НИЖНЕВАРТОВСКА Д/С №41 «РОСИНКА»
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек - это личность со своими мыслями взглядами и характером. Но настоящему менеджеру этого недостаточно. Ему необходимо качественно и четко принимать решения, руководствуясь современными механизмами и методами.
В тоталитарном прошлом все решения принимались авторитарно, в пользу тех, кто занимал высшее положение и имел весомые знакомства, «инакомыслие» запрещалось, полностью исключалась любая креативность. В то время практически вся собственность была государственной. Работники не привлекались к принятию решений. Да и сами руководители тех предприятий и организаций редко принимали важные решения - преимущественно все директивы доводились централизованно «сверху». А если решений они не принимали, то и особой ответственности за их реализацию не несли. Впоследствии все выравнивалось дотациями и субсидиями.
Однако перестройка отечественной экономики на рыночный лад выдвинула новые объективные требования. Большинство государственной собственности было приватизировано. Появились собственники имущества, которые были вынуждены определенным образом его использовать с целью получения прибыли. Однако, большинство из них не имели ни нужного образования, ни опыта управления. Им ежедневно приходилось работать с людьми, а методы работы, которые были уместны на советских предприятиях, в частном бизнесе себя не оправдывали. Необходимо было быстро реагировать на изменения, принимать решения. Управленцы этому учились можно сказать «на ходу».
Несмотря, на огромные сдвиги, произошедшие с 1990-х годов, вопросы, связанные с управленческими решениями, сегодня стоят очень остро. От механизма, задействованного здесь, зависят результаты работы предприятия практически во всех сферах. Именно это и предопределяет актуальность представленного исследования. Вопросы управления и роль в них принятия решений актуальны на всех уровнях: от предприятия до государства в целом.
Данная проблематика сегодня активно исследуется учеными, однако практические вопросы принятия решений как механизма управления еще требуют кропотливой роботы. В будущем данное направление будет больше развиваться в прикладном аспекте, который должен учитывать все особенности отечественной модели экономики.
Цель работы - исследование процессов принятия решений в организациях. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие «управленческое решение» и предпосылки необходимости их принятия;
- классифицировать управленческие решения и факторы, влияющие на их принятие;
- изучить механизм принятия управленческих решений;
- предоставить алгоритм и этапы принятия управленческого решения;
- проанализировать механизм принятия управленческих решений на конкретном примере;
- предложить соответственные рекомендации за результатами проведенного анализа.
Предметом данного исследования выступают управленческие решения как механизм реализации управления. Объектом - МАДОУ г.Нижневартовска д/с №41 «Росинка».
При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование, систематизация.
ГЛАВА 1. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Управленческие решения и необходимость их принятия
Среди руководителей распространено мнение, что если решение принято, то оно будет обязательно выполнено. Однако, на практике большинство решений либо не выполняется вовсе, либо неэффективное их выполнение не приводит к желаемому результату. Такое состояние дел требует обращения особого внимания на теоретические аспекты, связанные с принятием управленческих решений.
Управленческое решение - это осуществленный руководителем определенный выбор альтернативы, в рамках его компетенции и должностных полномочий, для достижения целей организации. Оно выступает результатом управленческой деятельности в менеджменте [2, c. 111].
Проблемы подготовки и принятия управленческих решений исследовались разными авторами, среди которых следует выделить М.Альберта, И.Ансоффа, М.А.Бессонову, Ю.В.Вертакову, М.Ф.Гончара, В.В.Коноплева, М.Мескона, Ю.К.Прохорова, Е.А.Трахтенгерц, В.А.Фатхутдинова, В.В.Фролова, Ф.Хедоури, А.В.Шегду и др. Авторами исследованы сущность, принципы и место процесса принятия управленческих решений в системе управления предприятием; освещены преимущества и недостатки существующих моделей принятия управленческих решений; состав и содержание этапов рационального принятия решений и т.п. При этом недостаточно внимания уделяется механизмам реализации управленческих решений, сущности этапов их реализации, проблемам, препятствующим выполнению принятых решений.
Выработка и принятие решений - процесс творческий. Он включает: исследование проблемы на основе имеющейся информации; конкретизацию решения для исполнителей; выработку и постановку цели; принятие решения; выбор и формирование оптимального решения; определение критериев результативности (эффективности) и последствий принятия решения; обсуждение со специалистами всех вариантов реализации решения. Этот процесс выступает своего рода центром, вокруг которого вращается вся жизнь организации.
Нелегким моральным бременем выступает ответственность за принятие важных решений. Чтобы не было претензий, руководителю нельзя принимать непродуманных решений. Принимая решение, менеджер должен исходить не из своих собственных потребностей, а действовать в целях решения проблем конкретной организации. Менеджерам высокого ранга надо помнить, что они выбирают направление действий не только для себя, но и для организации, ее работников. Их решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей.
В своей работе менеджеры постоянно принимают много управленческих решений на всех стадиях функционирования предприятия. Их решения связаны с необходимостью позитивного воздействия на объект управления для приведения его в нужное состояние.
Необходимость эффективно реализовать стратегию предприятия вынуждает каждого руководителя повышать качество и эффективность принятия управленческих решений. Реальная ценность принятого управленческого решения определяется только после его выполнения, но результаты реализации каждого решения, в свою очередь, влияют как на выполнение стратегии в целом, так и на разработку дальнейших действий. Реализации принятых управленческих решений на практике также препятствуют стереотипы методов решения проблем, которые сложились. Только последовательно и в запланированные сроки реализованное управленческое решение дает возможность достигать поставленной цели и может считаться эффективным. В современной управленческой литературе существует справедливое мнение, что реализовать решение значительно сложнее, чем его принять. И менее выгодное решение, в конце концов, может дать больший эффект в условиях эффективной его реализации [5, c. 264].
Последствия управленческих решений часто затрагивают интересы разных субъектов, влияют на их жизнедеятельность и функционирование всего предприятия. Именно поэтому ошибки в принятии управленческих решений, особенно на высших ступенях управления, могут привести к большим моральным и материальным потерям. Сегодня менеджеру недостаточно только здравого смысла, предсказания, опыта и интуиции для принятия качественных и результативных управленческих решений. Именно поэтому овладение специальным технологиям подготовки, принятия и реализация управленческих решений является важным и крайне необходимым условием профессиональной подготовки и высокой квалификации современных управленцев.
1.2. Классификация управленческих решений и факторы, влияющие на их принятие. Механизм реализации управленческих решений
Многообразие решений составляет определенную систему. Здесь проявляются общие и специфические признаки, присущие всем решениям. В зависимости от критериев существуют разные классификации управленческих решений. В нашей работе рассмотрим эти классификации и остановимся на некоторых из них.
Типы управленческих решений классифицируют по признакам, приведенным в таблице 1 [11, c. 432].
Различают также индивидуальные, коллегиальные и групповые решения. Индивидуальным решениям присущ высший уровень творчества; их принимают быстро, потому что они не требуют согласований. Но они часто оказываются ошибочными, более рискованными. Это связано со сложностью и непредсказуемостью внешней среды.
Таблица 1
Типы управленческих решений
Классификационный признак |
Тип решения |
Функциональное назначение |
Плановые, организационные, регулирующие, активизирующие, контрольные |
Содержание |
Экономические, социальные, технические, научные и др. |
Характер действия |
Директивные, нормативные, методические, рекомендационные, разрешительные |
Время воздействия |
Стратегические, тактические, оперативные |
Направление влияния |
Внутреннего направления, внешнего направления |
Уровень принятия решения |
Организация в целом, ее структурные подразделения, функциональные службы, отдельные работники |
Степень эффективности |
Оптимальные, рациональные |
Методы подготовки |
Креативные, эвристические, репродуктивные |
Степень структурированности |
Структурированы, слабоструктурированы, неструктурированы |
Коллегиальные решения принимаются на основе обсуждения проблемы компетентными специалистами, поиска оптимального варианта с учетом предложенных идей, но окончательная формулировка решения и вся полнота ответственности принадлежит руководителю.
Сегодня все чаще отдают предпочтение групповым решениям. В группы привлекают специалистов из тех сфер, которые касаются проблемы, возникшей в организации. Групповая работа обеспечивает разностороннее исследование проблемы, повышает мотивацию и ответственность каждого, снижает процент ошибок, обеспечивает многовариантность разработок. Результаты групповой работы обычно лучше воспринимаются работниками, чем индивидуальные решения, поскольку отражают мнение коллектива. Но у групповых решений есть и недостатки — большие затраты времени из-за необходимости согласования разных точек зрения на проблему и отсутствие четкой ответственности за принятие окончательного решения [4, c. 361].
В зависимости от стандартности проблем, возникающих в процессе управленческой деятельности, выделяют такие решения, которые программируются, и такие, которые не программируются. Если определенная ситуация возникает систематически (программируемая), то конечно можно разработать стандартную процедуру для ее решения. Тогда, решение будет программируемым настолько, на сколько стандартные проблемы и процедура решения. Решение является непрограммируемым, когда оно новое и неструктурированное.
Решения можно принимать:
- интуитивно (ощущение того, что именно оно является правильным);
- на основе субъективных суждений, обусловленных знаниями и накопленным опытом, человек выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом;
- на основе рационального способа решения проблемы, в основе которого - глубокий анализ причин, вызвавших проблему, и логические рассуждения относительно возможных способов ее решения. Этот способ чаще всего применяют для решения сложных и нестандартных проблем; он требует креативного мышления и применения разных средств активизации творческого поиска [3, c. 76].
Технология управления принятием управленческих решений имеет определенный механизм:
- общее руководство принятия решений;
- правила принятия решений;
- планирование в принятии решений;
- принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия;
- целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях);
- матричный тип взаимодействия [7, с. 124].
Общее руководство принятием решений предполагает, что принятие решений находится в руках одного линейного руководителя, который подчинен в свою очередь вышестоящему руководителю. Создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Общий руководитель до принятия решения принимает предложения и выслушивает мнение не только непосредственных подчиненных, но и отдельных работников.