Файл: Учет внешнего окружения (среды) при выработке стратегии(Понятие внешней среды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе формирования стратегического плана, на наш взгляд, следует выделять широкий круг стейкхолдеров: мировое сообщество, государственные органы власти и управления, муниципальные органы власти и управления, потребителей продукта и услуг, конкурентов, поставщиков сырья, материалов, оборудования, собственников, руководство компании, персонал, профсоюзы, финансовые институты, общественные организации. Их, в свою очередь, можно разделить на внешних и внутренних стейкхолдеров.

В зависимости от вида влияния на хозяйствующий субъект будем различать внешнюю среду прямого и косвенного воздействия. Совокупность обстоятельств, непосредственно влияющих на поведение организации, составит среду прямого воздействия. Это поставщики, потребители, конкуренты, персонал, органы государственной и муниципальной власти и управления. Среда косвенного воздействия опосредованно влияет на процесс формирования стратегии через экономические, политические, технологические и социальные факторы.

Серьезной проблемой в процессе разработки стратегического плана является несовпадение содержания целей стейкхолдеров. Одно из таких несовпадений заключается в том, что их интересы ограничены краткосрочными результатами, тогда как реализация стратегии предполагает получение основного эффекта в будущем. Наиболее распространенная краткосрочная цель состоит в максимизации прибыли, т.е. превышении полученных доходов над вложенным капиталом. В долгосрочном периоде рассматриваются рост нормы прибыли на вложенный капитал, развитие производства, расширение рынков, формирование долгосрочных хозяйственных связей, т.е. цели носят более качественно определенный характер. Хозяйствующий субъект должен сам регулировать свои отношения со стейкхолдерами так, чтобы эффект от совместной деятельности имел бы место и в будущем.

Организации могут применять различные подходы при выстраивании взаимоотношений со стейкхолдерами. Концепция управления стейкхолдерами предусматривает не только защитную тактику от их воздействий, но и развитие партнерских отношений. Прежде всего, должен использоваться принцип согласования интересов максимального числа субъектов. Для этого необходимо обеспечить прозрачность бизнеса, открытость взаимодействия с общественностью, механизм обратной связи, позволяющий направить действия на достижения общественно признанных целей.

Для управления стейкхолдерами создаются в структуре управления организации подразделения по изучению отдельных сегментов окружающей среды (трудовых ресурсов, законодательных органов, потребителей общественных организаций и т.д.). Состояние окружающей среды оценивается с помощью методов прогнозирования.


Оперативные прогнозы основаны на предположении, что в прогнозируемом периоде не произойдет существенных изменений в исследуемом объекте. Краткосрочные прогнозы в значительной мере ориентированы на количественные перемены. Средне- и долгосрочные прогнозы исходят как из количественных, так и из качественных изменений.

Дальнесрочные прогнозы учитывают преимущественно качественные преобразования в исследуемом объекте.

Выработка «общих правил игры» в экономике не мешает проявлению при самостоятельности формировании стратегии развития организации, а только укрепляет сложившуюся систему, определяет рамки, в которых свобода деятельности не ведет к возникновению ее неустойчивости, расшатыванию или краху. Государственное управление экономикой основывается на познании и использовании объективных экономических законов развития общества[17].

Назначение государства заключается в обеспечении эффективной работы рынка. В открытой экономике главной проблемой государственного регулирования является достижение внутреннего и внешнего равновесия.

Фактически поддержание внешнего и внутреннего равновесия касается функционирования трех рынков: товарного, денежного и валютного.

В мировой практике управления принято различать активную и пассивную государственную экономическую политику. Первая из них предполагает неизменность заранее объявленных целевых ориентиров, принимающих форму нормативных экономических показателей (индикаторов). Пассивная макроэкономическая политика «свободы действий» означает отсутствие каких- либо количественных рамок и оперативное вмешательство в экономику правительства и Центрального банка в каждом конкретном случае. Опыт макроэкономического регулирования в развитых индустриальных странах свидетельствует о неоспоримых преимуществах «игры по правилам» перед произвольной политикой.

Справедливый и эффективный рынок не создается сам собой, а является результатом осуществления обоснованной государственной экономической политики. Государственная политика — деятельность органов государственной власти и управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны. Различают экономическую, бюджетно-финансовую, денежно-кредитную, валютную, ценовую государственную политику. Рыночная система не может обойтись без вмешательства государства. Однако, существует предел, за которым проявляются диспропорции в рыночным механизме, снижается эффективность производства. Тогда возникает необходимость в разгосударствлении экономики, избавлении ее от чрезмерного государственного воздействия.


Субъекты государственного управления — это органы государственной власти, наделенные конституционными полномочиями осуществлять непосредственное управление общественными процессами. Немецкий социолог М. Вебер считал стимулами действия государственного аппарата материальный интерес и социальный почет.

Система регулирования экономики в России базируется на следующих положениях:

1. Регулированию подлежит многоукладная экономика с последовательно развивающимися в процессе разгосударствления и приватизации формами рыночных отношений.

2. В основе принятия управленческого решения лежит анализ исходного уровня развития экономических и социальных процессов. Государственное управление и регулирование формируется с учетом особенностей современного этапа развития, в частности изменения роли центра в связи с перераспределением властных функций в пользу субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

3. Необходим системный подход к управлению. Государственные регуляторы носят комплексный характер, охватывают экономические, научно-технические, социальные, экологические процессы и составляют целостную систему управления хозяйством.

Методы управления — это способы целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемый объект. Разграничение различного рода отношений в процессе управления позволяет подразделить методы на административные, экономические, правовые и социально-психологические.

Административные методы управления — это распорядительные способы воздействия на управляемый объект. Распространенное понимание сути административных методов управления как методов, базирующихся только на субъективном, волевом подходе к решению задач, принципиально неверно.

Любое административное действие управляющей системы должно основываться на экономическом расчете.

Для административных методов управления характерно:

− прямое воздействие на управляемый объект путем определения его ближайших задач, порядка и способа их выполнения;

− однозначность решения конкретной задачи, имеющего обязательную силу для исполнителя;

− наложение определенных взысканий за невыполнение распоряжений и указаний[18].

Между рассм отренными мет одами существует тесная связь, отражающая реальную обусл овленн ость разн о образных отн ошений в обществе.

П о временн ому аспекту мет оды управления делятся на стратегические, т.е. направленные на перспективн ое решение пр облемы, и мет оды оперативног о управления. Для реализации задач к омплексн ог о п одх ода к определению перспектив развития реги она не обх одим о исп ольз овать весь арсенал как радици онных, так и н овых мет од ов г осударственн ог о управления эк он омикой и регулир ования ее.


При рассм отрении объекта г осударственного управления одним из главных дискусси онных в опр ос ов является в опр ос о ег о границах, иначе говоря, о т ом, как шир ок о д олжн о пр остираться управляющее в оздействие государства на обществ о. С п озиции классическ ог о либерализм, такая граница есть.

С развитием демократии, утверждают либералы, нег осударственная сфера общества расширяется и уменьшается пр остранств о прям ог о в оздействия г осударства на жизнедеятельн ость людей.

Другая т очка зрения на объект в оздействия г осударства на обществ о — к онцепция этатизма, т.е. ог осударствления всех ст ор он жизни. В завершенном виде она была реализ ована в т оталитарных режимах.

Следует п одчеркнуть, чт о границы объекта г осударственн ог о управления в различных сферах общественн ой жизни различны. В эк он омическ ой сфере они отделяют г осударственный сект ор от частн ог о, макр оэк он омику от экон омическ ой деятельн ости и эк он омических отн ошений, осуществляющихся в отдельных к оллективах и организациях, где д оминируют внутренние механизмы сам орегуляции.

В с оциальн ой сфере объект ом г осударственн ог о управления являются деятельн ость и с оциальные отн ошения, наиб олее значимые в плане обеспечения н ормальн ой жизни, а также усл овия в оспр оизв одства чел овеческ ог о факт ора. В сфере культуры, образ ования и дух овн ой жизни — св ои границы управляющег о в оздействия г осударственных орган ов.

Здесь речь идет о разраб отке и реализации с о ответствующими г осударственными институтами общих п олитических к онцепций и с оздании систем деятельн ости в кажд ой из указанных областей. Например, отб ор наиб олее перспективных пр оизв одств и с окращение неэффективных не м огут быть проведены т ольк о с п ом ощью рын очн ог о механизма. Нужна структурная политика, опирающаяся на эк он омическую п олитику г осударства. В осн овных п ол ожениях г осударственн ой селективн ой структурн ой п олитики выдвинута цель с очетания п оддержки выбранных групп предприятий с развитием рыночных отн ошений и эк он омическ ой св об оды предпринимателей. Переливу капитала в при оритетные сферы д олжны сп ос обств овать не т ольк о финансовая, кредитная, н о и нал ог овая система, административные рычаги и к оммерческая инициатива.

В зависимости от конкретной хозяйственной и политической ситуации, а также от стратегии экономического развития страны бюджетно-финансовая политика предусматривает разную степень перераспределения национального дохода через бюджет, больший или меньший уровень централизации финансовых ресурсов внутри бюджетной системы, усиление или ослабление регламентации использования бюджетных средств, приоритетность бюджетного финансирования тех или иных мероприятий, разные пути достижения сбалансированности бюджетных доходов и расходов и т.д.


Роль государства в экономике разнообразна: проведение стабилизационной политики, закупка товаров и услуг, антимонопольное регулирование, социально справедливое распределение доходов и другие направления экономической политики, зависящие от поставленных целей. Вмешательство государства в экономическую жизнь общества осуществляется двумя путями: административным и экономическим. Вопросы об их разумном сочетании, преобладании одного направления воздействия над другим в отдельные периоды жизни российского общества являются до настоящего времени недостаточно изученными.

Заключение

Элементы внутренней и внешней среды организации тесно переплетены и зависят друг от друга. Внешняя среда обеспечивает организацию входящими ресурсами. Благодаря обратной связи на выходе организация получает информацию для оценки результатов и последующего выбора входящих ресурсов. Взаимодействие компании и внешней среды позволяет уменьшить присущую каждой системе энтропию. Именно во внешней среде находятся ресурсы и возможности для дальнейшего развития фирмы.

Можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:

особенностью производственного процесса;

характером внешней среды.

С овременная тенденция с ост оит в о все увеличивающемся значении второг о факт ора, к от орый стан овится определяющим. П оэт ому, анализ внешней среды — эт о очень важный для выраб отки стратегии организации и очень сл ожный пр оцесс. Он требующий внимательн ог о отслеживания происходящих процесс ов, их правильн ой оценки и устан овления связи между факт орами и теми сильными и слабыми ст ор онами организации, а также возм ожн остями и угр озами, к от орые заключены в о внешней среде. Очевидно, чт о, не зная среды, организация не см ожет существ овать. Однак о, она не плывет в окружении как л одка, не имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает среду, чт обы обеспечить себе успешн ое пр одвижение к св оим целям, вырабатывает стратегию взаим одействия, обеспечивающую ей наиболее к омф ортн ое с осуществ ование.

В данн ом случае уместн о привести сл ова знаменит ог о Дем окрита «Глуб окая в ода п олезна в о мн огих отн ошениях, н о, с друг ой ст ор оны, она вредна, так как есть опасн ость ут онуть в ней. Вместе с тем найден о средств о — обучение плаванию».

Анализ внешней среды представляет с об ой один из инструмент ов, благодаря к от ор ому рук ов одств о организации м ожет пр оектир овать систему контр оля за жизненн о важными внешними пр оцессами и ресурсами; осуществлять мер оприятия п о снижению риск ов, причинами к от орых выступают внешние п о отн ошению к фирме в оздействия; влиять на действия к онкурентов и п оставщик ов, на спр ос п отребителей.