Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление ( Теоретические аспекты организационно-целевого подхода в менеджменте ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организационно-целевого подхода в менеджменте
1.1. Понятие и классификация функций менеджмента
1.2. Целеполагание как фактор развития системы менеджмента предприятия
Глава 2. Анализ процесса целеполагания в ООО «Винкор Никсдорф»
2.1. Общая характеристика ООО «Винкор Никсдорф»
2.2. Характеристика процесса постановки целей в организации
Глава 3. Оптимизация процесса целеполагания в ООО «Винкор Никсдорф»
Именно поэтому, в современной системе управления предприятием целеполагание – одна из основных функций. Без указанной функции не представляется возможным решать проблему эффективного управления предприятием. Учитывая изложенное, цель является первым шагом в управлении, а целеполагание дает начало любой управленческой деятельности и является основой успеха управления предприятием.
Целеполагание – процесс, связанный с определением ориентиров деятельности организации, в результате которого формируется цель, как идеальный образ будущего.
В настоящее время концепция управления по целям хорошо применяется при ведении бизнеса. Как отмечает Ю. А. Егорова, в многочисленных исследованиях отмечается ряд ее достоинств, одним из которых является: повышение эффективности работы за счет того, что руководитель имеет четкое представление о своих целях и о целях организации в целом[17]. Поэтому целеполагание является исключительно функцией высшего руководства предприятия, поскольку именно там сосредоточивается информация.
Целеполагание как общая составляющая функций управления в проектной деятельности непосредственно связывает все имеющиеся элементы системы управления, а именно: объекты, процессы и субъекты. Целеполагание через имеющиеся стратегии, бизнес-планирование, формирование бизнес-процессов, организационные структуры, а также имеющиеся у предприятия ресурсы функционально связано с целедостижением. Любой проект реализуется в координатах системы целей, а также внешних и внутренних ограничений.
На непосредственное достижение целей и задач, стоящих перед предприятием и представляют его желаемое в будущем состояние, направлен процесс управления. Цели отражают собой субъективную реальность, характеризующую данное предприятие.
В процессе управления цели реализуют важнейшие функции. Цели отображают философию компании, специфику ее работы и становления, определяют в конечном счете отличительные качества и особенности фирмы.
Зачастую вопрос о том, почему организации не достигают поставленных целей, переплетается с другим – почему вместо желаемого результата получают абсолютно иной. Имеющиеся на сегодняшний день методы целеполагания (метод ССП – система сбалансированных показателей, метод управления ключевыми компетенциями предприятия, дерево целей, метод делового превосходства) подвергают рассмотрению, в основном, технологию реализации целей, однако, не уделяя должного внимания главным вопросам: в каких условиях сохранится важность поставленной цели, насколько корректно она должна быть определена, как определить согласованность ресурсов, имеющихся в наличии и предлагаемой цели.
Методика целеполагания основывается на том, что цели организации отличаются от желаний тем, что в них заложен образ предполагаемого будущего с учетом направленности деятельности для его достижения. Цели подразумевают индивидуальный вклад, различные риски, возможности, однако, еще и расчет ресурсов для их достижения. Главным просчетом в реализации поставленных целей являются погрешности оценки имеющихся возможностей.
В основе технологии построения системы целеполагания на предприятии существуют четыре составляющие, такие как: целевое управление, согласование целей, оперативный контроллинг и KPI.
Целевое управление компанией имеет более сложную организацию. Это связано с тем, что компания представляет собой общность людей, каждый из которых имеет собственные цели, не совпадающие с целями компании[18]. Вследствие этого, существует необходимость урегулирования желаний многих заинтересованных сторон организации, основой для решения данного вопроса являются стратегия и стратегические цели. Благодаря долгосрочному сотрудничеству люди чувствуют безопасность и у них появляется стремление к достижению целей.
Система целеполагания организации состоит из трех компонент: стратегические цели и показатели, оперативные цели и показатели, а также цели и показатели деятельности сотрудников. Оперативный уровень целеполагания, как правило, создается в процессе годового планирования. Он включает целый ряд проекций: финансово-экономические показатели, показатели бизнес-процессов, показатели деятельности компании на рынке и другие. Чем больше проекций объекта управления представляет менеджмент, тем больше его способность улавливать «опережающие» сигналы и реагировать на изменения[19]. Однако, в настоящее время оперативная деятельность никак не связана с стратегическим уровнем, а планы компании не коррелируют с представленной стратегией.
Ключевые показатели эффективности сотрудников, так называемые KPI, относятся к той части системы целеполагания компании, которая ориентирует каждого отдельного сотрудника к целям, непосредственно связанными с целями компании. Личные показатели
сотрудника оценивают результативность отдельного сотрудника и помогают связать вознаграждение с заслугами работника.
Организация целеполагания является трудоемким процессом, для которого необходимы постепенные и согласованные действия, приводящие к реализации главной цели или миссии, которую выбрала организация. Для более четкого воспроизводства данной системы необходим управляющий орган, который будет отвечать за координацию и своевременное внесение корректировок в деятельность компании.
Каждый руководитель в организации от наивысшего до самого низшего уровня должен иметь четкие цели, которые обеспечивают поддержку целей более высоких начальников. То есть цель должна соответствовать критериям конкретности, измеримости, выполнимой и в то же время достижимой не бессознательно и ориентирована во времени.
Цели каждого подчиненного должны способствовать достижению целей его начальника. Так, по мнению Питера Друкера, «…цели работы управляющего по тому или иному региону сбыта должны измеряться вкладом, который он и его торговые агенты вносят в работу всего отдела сбыта фирмы; цели работы ведущего инженера проекта определяются вкладом, который он, его подчиненные инженеры и чертежники вносят в успех конструкторского отдела»[20].
Приступим к рассмотрению проблем формирования целей на различных уровнях управления.
1. Основной проблемой формирования целей на институциональном (высшем) уровне управления являются специфические требования к качествам сотрудников, необходимым для достижения требуемого эффекта. Попытки апеллировать к несуществующим ценностям не только не дадут ожидаемого результата, но и наоборот могут привести к ухудшению эффективности управления на предприятии. Так, внедрение практики пения корпоративных гимнов многими сотрудниками воспринимается как проявление слабоумия со стороны начальства, что в свою очередь приводит к ухудшению исполнительской культуры и эффективности на таких предприятиях. Так же можно выделять ряд таких проблем, как:
− неспособности предвидеть развитие рыночной ситуации и предпринимать верные упреждающие действия;
− отсутствие лояльности фирме и профессионализма;
− низкий уровень социальной ответственности.
Чтобы решить данную проблему надо основываться на том, что высшим уровнем целеполагания является ценностное. Целеполагание от ценностей дает возможность предприятию сделать качественный скачок в развитии, выйдя из плоскости существующего окружения на качественно новые рынки.
Субъект целеполагания должен не только осознавать и принимать ценности компании, но и уметь действовать исходя из них. Ближе всего ценностное целеполагание стоит к японской модели внутрифирменного менеджмента.
2. На управленческом уровне можно выделить такие проблемы, как:
− не четкое разделение полномочий;
− отсутствие стремления к карьерному росту;
− плохая самореализация сотрудников.
Для решения проблем на данном уровне управления нужно использовать конкурентное целеполагание. Оно характерно для большинства компаний, успешно работающих на динамичных рынках в условиях конкурентной борьбы.
Постоянное сравнение своих позиций с конкурентами, анализ результатов и принятие соответствующих решений являются основным условием успешной деятельности.
3. Самая распространенная проблема на техническом уровне управления является мнительность и слабая исполнительская дисциплина, которое оказывает пагубное влияние на производительность труда в компании, а также способствует разрушению корпоративного духа сотрудников. Помимо этой проблемы стоит еще выделить такую, как неспособность к локализации проблем и нахождению оптимальных путей их решения.
Чтобы решение проблем было эффективным, на данном уровне нужно использовать пассивное целеполагание. Данное формирование целей характерно для старых предприятий, занимающих стабильную долю рынка, а также для предприятий, находящихся на грани выживания.
В настоящее время целеполаганию не уделяют должного внимания, однако, при правильном построении системы целеполагания, сопоставлении целей и имеющихся ресурсов и разработке целей на микро и макроуровнях достижение желаемого результата становится более реальным.
Вполне разумно, что цели на макроуровне могут использоваться и к объектам внутри системы, однако, многообразие и роль последних в развитии любой отрасли доказывают важность разработки методологии целеполагания, сохраняющей в управляемой системе контекст диалектики совместного и единичного, цельного и выборочного.
Правильное определение целей менеджмента предполагает определение перспективы развития в будущем, а также количественное измерение и развитие потенциальных возможностей.
Стратегические цели – конкретные количественные показатели и сроки их достижения, которые выступают критериями эффективности принятой стратегии[21].
SMART – это мнемоническая аббревиатура, используемая в менеджменте и проектном управлении для определения целей и постановки задач: конкретный (specific); измеримый (measurable); достижимый (attainable); актуальный (relevant); ограниченный во времени (time-bound)[22]. SMART-технология используется для определения целей, которые содержат ясное представление желаемого результата.
Правильно определенная цель должна принимать во внимание сильные и слабые стороны организации, возможности и особенности всего персонала. А также, деятельность, которая необходима для достижения цели, не должна мешать достижению других целей организации.
Желательно для каждой цели разработать такой набор показателей, чтобы в него входили как результирующие показатели, так и формирующие (результирующие показатели, характеризующие степень достижения цели, а формирующие – усилия, направленные на ее достижение)[23].
Цели деятельности организации должны соответствовать вызовам внешней среды. Невозможно рационально оценить возможный потенциал или риск, если политика организации не будет учитывать изменения внешней среды.
Выводы
Функции менеджмента – это специфические взаимосвязанные виды и направления управленческой деятельности, обеспечивающие процесс управления организацией путем выполнения определенных комплексов задач и использования специальных управленческих методов и механизмов. Специфичность управленческих функций обусловливает необходимость разделения и специализации управленческого труда.
Целеполагание – процесс, связанный с определением ориентиров деятельности организации, в результате которого формируется цель, как идеальный образ будущего.
Целеполагание как общая составляющая функций управления в проектной деятельности непосредственно связывает все имеющиеся элементы системы управления, а именно: объекты, процессы и субъекты. Целеполагание через имеющиеся стратегии, бизнес-планирование, формирование бизнес-процессов, организационные структуры, а также имеющиеся у предприятия ресурсы функционально связано с целедостижением.
Глава 2. Анализ процесса целеполагания в ООО «Винкор Никсдорф»
2.1. Общая характеристика ООО «Винкор Никсдорф»
Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью «Винкор Никсдорф».
Профиль деятельности: Информационные технологии, сопровождение и продажа оборудования и ПО.
Адрес: 127473, Россия, Москва, ул. Краснопролетарская, д. 16, строение 2, подъезд 5.
ООО «Винкор Никсдорф» - провайдер информационных решений и услуг предприятиям розничным торговли и банкам.
Основными услугами ООО «Винкор Никсдорф» в России являются:
1. Продажа оборудования - продажа различного вида оборудования, таких как: банковское оборудование, торговое оборудование, лотерейные системы, автозаправочные комплексы;