Файл: Организация заработной платы. Понятие системы, форм и систем заработной платы.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие и факторы оплаты труда на предприятии
1.2. Современные формы и системы оплаты труда
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ООО «ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ СТРОЙМАРКЕТ»
2.1. Характеристика предприятия
Структура переменной части оплаты труда представлена на диаграмме2.
Диаграмма 2- Структура переменной части оплаты труда персонала ООО «Левобережный СтройМаркет»
Так как система материального стимулирования сотрудников варьируется в основном по отделам и лишь только в отделе оптовых продаж она зависит от должности работника, то целесообразно проанализировать структуру и динамику материального стимулирования персонала по отделам.
Таблица 8 – Формы материального стимулирования применяемых в отделе розничных продаж
Категория работников |
Годы |
Абсолютное изменение (+,-) |
Темп роста, % |
||
2016 |
2017 |
2018 |
2018/2016 |
2018/2016 |
|
Численность работников |
23 |
26 |
26 |
3 |
113,04 |
Заработная плата по окладу |
1794 |
2028 |
2028 |
2341 |
13,04 |
Премия к основной заработной плате ( в форме оклада) |
3139,5 |
3608 |
3549 |
409,5 |
113,04 |
Полугодовые и |
70 |
85 |
45 |
-25 |
64,29 |
годовые |
|||||
Премии в % от товарооборота |
209 |
291 |
217 |
8 |
103,83 |
Прочие доплаты |
211 |
364 |
302 |
91 |
143,13 |
Из таблицы 8 видно, что у работников отдела розничных продаж основным видом стимулирования является премия в размере оклада, которая значительно выше самого оклада. Так же сотрудникам отдела маркетинга и сбыта выплачиваются премии в % от товарооборота, но их размер небольшой, так как на предприятии нет методики оценки увеличения товарооборота за счет деятельности специалистов по рекламе, маркетингу и тд. и данный показатель рассчитывается условно. Наглядно данная динамика представлена на диаграмме 3.
2016 2017 2018
Диаграмма 3 – Динамика форм материального стимулирования
применяемых в отделе розничных продаж
Из рисунка видно, что прослеживается динамика к снижению основных показателей, однако у данной категории работников формы материального стимулирования представлены всего двумя видами премий. Наибольший интерес среди форм материального стимулирования представляют сотрудники отдела оптовых продаж, так как около 70% их заработной платы составляют разнообразные выплаты стимулирующего характера.
Таблица 9 – Формы материального стимулирования в отделе оптовых продаж
Из таблицы 9 видно, что зарплата мерчендайзеров на 60% состоит из заработной платы и 40% премий, что негативно влияет на производительность труда этой категории работников. В то же время премии за выполнение плана незначительны и имеют тенденцию к снижению, в основном из-за того, что квартальные планы увеличиваются и их довольно сложно выполнить.
Для торговых представителей соотношение заработной платы к зарплате и другим поощрительным выплатам составляет от 40% до 60%, в то время как почти все суммы поощрительных выплат имеют положительную тенденцию к росту при постоянном количестве сотрудников. Тем не менее, есть также жалобы от этой категории работников, что планы продаж завышены. В то же время многие продукты имеют сезонный спрос, что, несомненно, должно быть отражено в планах продаж.
Для супервайзеров заработная плата на 30-35% состоит из заработной платы и 6570% поощрительных выплат. Из таблицы видно, что все платежи стимулирующего характера имеют положительную тенденцию к росту, за исключением бонуса в% от оборота. В 2016 году в соответствии с положением о стимулировании труда в ООО «Левобережный СтройМаркет» супервайзеры получали премию в виде% от оборота, премия была незначительной 0,5–1%. В 2014 и 2018 годах эта премия не выплачивалась в обмен на увеличение оборота, в основном при значительном перевыполнении плана оборота, ее размер в должности не был установлен и выплачивается по усмотрению руководства.
Наглядно данная динамика представлена на диграммах 4,5.
2016 2017 2018
Диаграмма 4– Динамика структуры оплаты труда мерчендайзеров
2016 2017 2018
Диаграмма 5 – Динамика структуры оплаты труда торговых представителей
У данной категории работников формы материального стимулирования очень разнообразны, и учитывают не только увеличение товарооборота и выполнение плана по продажам, но и такие показатели как расширении торговой сети, расширение клиентской базы.
Диаграмма 6– Динамика структуры оплаты труда супервайзеров
Наиболее «насыщенной» формой материального стимулирования является заработная плата руководителей. В этом случае все аспекты деятельности этих сотрудников принимаются во внимание. Поскольку они непосредственно не участвуют в продажах, премии от оборота незначительны, тогда как премии связаны с увеличением продаж, расширением клиентской базы и т. д. Эта категория работников является значительной.
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом практически все виды платежей увеличивают объем денежных средств, что является положительным моментом, но для того, чтобы сформулировать более объективные выводы о том, как увеличение фонда оплаты труда влияет на деятельность компании. Необходимо проанализировать эффективность использования фонда заработной платы и его влияние на производительность труда.
Важной задачей анализа является определение эффективности использования фонда оплаты труда. В процессе анализа необходимо определить, в какой степени материальные стимулы способствуют росту доходов, прибыли и повышению заинтересованности сотрудников в достижении высоких конечных результатов.
От эффективности использования фонда оплаты труда зависят финансовые показатели предприятия, производительность труда и объем продаж.
Эффективность использования фонда оплаты труда можно охарактеризовать с помощью системы показателей. К ним относятся: доход на рубль фонда оплаты труда; прибыль на рубль; уровень затрат на оплату труда в процентах от выручки; соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы; Заработная плата на одного работника; интегральный показатель эффективности использования фонда оплаты труда.
При эффективном использовании фонда оплаты труда рост основных показателей экономической активности должен опережать темпы роста фонда оплаты труда [28, с. 18].
В таблице 10 представлен анализ этих показателей.
На основании данных таблицы 10 видно, что в течение рассматриваемого периода компания работала с прибылью, в то время как выручка и чистая прибыль имели положительные темпы роста. Анализ эффективности использования фонда оплаты труда выявил, что выручка от реализации на 1 рубль заработной платы снизилась на 10%, следовательно, темп роста заработной платы выше, чем темп роста выручки на предприятии, что негативно влияет на мотивацию На работников, показатель суммы нераспределенной прибыли на рублевую зарплату, имеет положительную динамику, что связано с более высокими темпами роста прибыли по сравнению с выручкой.
Таблица 10 - Показатели эффективности использования фонда оплаты труда платы
Показатель |
Годы |
Абсолютно е изменение (+,-) |
Темп роста, % |
||
2016 |
2017 |
2018 |
2018/2016 |
2018/201 6 |
|
Выручка от реализации продукции,тыс.ру б |
74591 |
-4029 |
94,88 |
||
Фонд заработной платы, тыс.руб. |
20605 |
765 |
103,86 |
||
Чистая прибыль, убыток, тыс.руб. |
1132 8 |
-4063,2 |
64,13 |
||
Выручка от реализации продукции на рубль зарплаты, тыс.руб. |
4 |
3,8 |
3,6 |
-0,4 |
90,00 |
Сумма балансовой прибыли на сумму зарплаты, тыс.руб. |
0,6 |
0,6 |
0,4 |
-0,2 |
66,67 |
Анализ коэффициентов, характеризующих эффективность материального стимулирования труда на предприятии представлен в таблице 11.
Анализ показателей, представленных в таблице 11 показал, что не все показатели имеют положительную динамику. Показатель зарплатоотдачи показывает, что товарооборот, приходящийся на 1 рубль затрат снижается, что является негативной тенденцией. Положительную динамику показывает соотношение производительности труда и средней заработной платы.
Данные за 2018 год свидетельствуют о значительном снижении производите льности труда.
Таблица 11 - Показатели эффективности материального стимулирования труда на предприятии
Для определения соотношения темпов роста заработной платы и производительности труда в компании отобразим индекс заработной платы, индекс производительности труда и коэффициент опережения. Результаты отразим в таблице 12.
Таблица 12 – Соответствие темпов роста заработной платы и производительности труда
Показатель |
годы |
Абсолютно е измен- ение (+,-) |
||
2016 |
2017 |
2018 |
2018/2016 |
|
Численность персонала, чел. |
53 |
57 |
57 |
4 |
Фонд оплаты труда, тыс.руб |
19840 |
21440 |
20605 |
765 |
Средний уровень заработной платы, руб. |
374,34 |
376,14 |
361,49 |
-12,85 |
Производительность труда, тыс.руб./чел. |
1483,4 |
1445,3 |
1308,6 |
-174,78 |
Индекс средней заработной платы |
0,994 |
1,041 |
0,966 |
-0,028 |
Из данных таблицы 12 видно, что индекс средней заработной платы
ниже, чем индекс производительности труда. Если темп роста заработной платы опережает темп роста производительности труда, то такая модель стимулирует рост производительности труда, но порождает инфляцию. Слишком высокие темпы роста заработной платы нарушают связь между затратами труда и его оплатой, что так же приводит к снижению его производительности.
На основе произведенного анализа можно сделать вывод о том, что существующая система оплаты труда эффективна, приносит положительный результат, который отражается на финансовых результатах деятельности предприятия, но в то же время существуют небольшие недостатки, которые необходимо устранить.
2.3. Совершенствования системы заработной платы и стимулирования труда персонала ООО «Левобережный СтройМаркет»
На первый взгляд, рассматриваемая система мотивации кажется удовлетворительной для самих сотрудников, в таких условиях сотрудникам компании предоставляется сфера деятельности для получения соответствующего вознаграждения, и они, по-видимому, будут удовлетворены. Однако это не совсем так; Система мотивации персонала в компании несовершенна. Работники работают - получают вознаграждения: премии, моральное удовлетворение от выполненной работы, не работают в соответствии с требованиями - не получают таких льгот.
Анализ деятельности компании показал, что не предпринимается никаких мер по улучшению ситуации и поиску новых резервов экономических стимулов. Применяются несовершенные методы управления, которые гасят заинтересованность в полном использовании фактически имеющихся резервов, сотрудники не заинтересованы в улучшении эффективности бизнеса. Целью управления текущей экономической ситуацией должно быть, прежде всего, повышение заинтересованности персонала в повышении эффективности компании для извлечения максимальной прибыли в периоды значительного увеличения размера рынка.
Чтобы достичь желаемого эффекта, необходимо изменить существующую систему мотивации персонала путем развития существующих и внедрения новых форм морального и материального стимулирования посредством административных, экономических и социально-психологических методов управления.
Поскольку предприятие имеет значительную часть заработной платы работников, необходимо пересмотреть стимулированную систему, чтобы она отражала все сферы деятельности работника, стимулировала все сферы его работы, чтобы он был заинтересован в увеличении текучести кадров.
Важным фактором, влияющим на стабильность команды и стимулирующим повышение производительности труда, является компенсационный пакет, предлагаемый компаниями своим сотрудникам. В настоящее время система стимулирования работников включает в себя долгосрочные и краткосрочные выплаты, предусмотренные, с одной стороны, трудовым законодательством, а с другой - спецификой и возможностями компании. Как правило, персоналу коммерческих организаций чаще всего предоставляются следующие виды льгот: предоставление оборудования мобильной связи, частичная оплата расходов на мобильную связь; оплата транспортных расходов (проезд в общественном транспорте, предоставление официального транспорта, оплата бензина); возмещение расходов на питание в течение рабочего дня (оплата питания); частичная оплата расходов на обучение и повышение квалификации.