Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Понятие кадровой стратегии).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие кадровой стратегии
Глава 2. Подходы к формированию кадровой стратегии
2.1. Подход к формированию кадровой стратегии по Марку Томасу
2.2. Российский подход к формированию кадровой стратегии
Глава 3. Особенности кадровой поли тика в бюдже тной организации
Главным показателем социально-экономической эффективности реализации программы «Развитие кадрового потенциала» в техникуме станет достижение основной цели программы за счет создания и функционирования информационного банка педагогических достижений кадров; создания оптимальной структуры управления педагогическими кадрами, обеспечивающей эффективное решение задач модернизации образования; совершенствования системы непрерывного педагогического образования по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров; внедрения современной модели учебно-методического и информационно-методического обеспечения, способствующей развитию профессиональной культуры педагогических кадров техникума; создания условий системы социальной поддержки работников техникума, повышения их педагогического статуса; постоянного притока в техникум молодых специалистов и творческих педагогов; организации сопровождения реализации многоаспектного мониторинга Программы. В результате реализации Программы руководство сможет выявить: рост числа педагогических и руководящих кадров, повышающих квалификацию, стажировок на производсте; повышение численности педагогических и руководящих кадров, обучающихся в дистанционных формах; увеличение численности педагогических и руководящих кадров, проходящих аттестацию на повышение квалификационной категории; увеличение численности в техникуме молодых специалистов; создание оптимальных санитарно-гигиенических и психологических условий для укрепления здоровья работников.
В настоящее время идет работа по укреплению достигнутых результатов с целью дальнейшего совершенствования и развития кадрового потенциала учебного заведения.
На сегодняшнем этапе приоритетным направлением развития системы образования в Российской Федерации является апробация и внедрение профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты это важнейшее звено, обеспечивающее качество образования и эффективность деятельности профессиональных образовательных организаций.
Профессиональный стандарт - это инструмент повышения мотивации педагогических работников, планирования профессионального развития и карьерного роста, в том числе путем освоения дополнительных профессиональных программ. Он позволяет установить единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, может использоваться при формировании должностных инструкций, проведении оценки уровня квалификации педагогов, при приеме на работу и аттестации, разработке эффективных контрактов.
Для каждого руководителя вопрос применения профессиональных стандартов представляет практический интерес и требует изменений подходов к формированию кадровой политики и управлению персоналом.
Сегодня система профессиональных стандартов носит обязательный характер для всех физических и юридических лиц, выступающих в роли работодателей, независимо от их организационно-правовой формы. Если Трудовым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, все организации должны следовать закону. Ответственность за неприменение работодателем профессиональных стандартов предусмотрена статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
Техникум с 2017-2020 гг. вошел в экспериментальную работу федерального института развития образования на тему: «Внедрение в деятельность ГБПОУ «УМТ» профессиональных стандартов». Всего эксперимент предполагает три этапа: I этап организационно-методический, январь - сентябрь 2017 гг.; II этап экспериментальный: сентябрь 2017-2020 гг.; III этап обобщающий: сентябрь-декабрь 2020 г..
В рамках данного эксперимента за Техникумом были закреплены три педагогических должности это: мастер производственного обучения, педагог дополнительного образования, педагог - организатор и пять должностей вспомогательного персонала: бухгалтер, специалист по персоналу, заведующей производством, уборщик служебных и производственных помещений, специалист по закупкам.
На первом этапе внедрения был составлен план экспериментальной работы, на сайте создана вкладка: экспериментальная деятельность и работа закипела. Приказом была утверждена рабочая группа по внедрению профессиональных стандартов, которая провела сопоставление принятых профессиональных стандартов к определенным видам деятельности в техникуме, проверила соответствие требованиям профессиональных стандартов всех сотрудников техникума, а именно соответствие уровню образования, опыту профессиональной деятельности, навыках и знаниях, которые необходимы для осуществления трудовой деятельности. В ходе проверки были выявлены несоответствия некоторых сотрудников профессиональным стандартам и для данных сотрудников разработаны программы обучения и повышения квалификации. Кроме этого для работников проводились семинары, практикумы и педагогические советы на тему внедрения профессиональных стандартов, проводились совместные слушания и разборы стандартов и лично с каждым сотрудником были проведены беседы-разъяснения о тех квалификационных требованиях, которые ставит перед ними профессиональный стандарт.
Далее группа разработала план-график внедрения профстандартов. Следующим этапом рабочей группы стала разработка должностных инструкций по закреплённым экспериментом должностям, согласно требованиям профессиональных стандартов. В рамках обмена опытом с другими регионами наши сотрудники опубликовали следующие статьи: «Компетентностная модель педагога ГБПОУ «УМТ» », «Внедрение в деятельность профессиональной организации профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного образования»». В марте на базе ГБПОУ «УМТ» совместно с университетом Университет были организованы курсы повышения квалификации для всех педагогических работников «Внедрение в деятельность профессиональной образовательной организации профессиональных стандартов. Сотрудники из состава рабочей группы прошли курсы повышения квалификации на тему: «Профессиональные стандарты как инструмент формирования и реализации кадровой политики образовательной организации». Летом 2018 года техникум летом прошел предварительный отбор лучших практик, организованный НАРК по теме: Школа профессионального роста педагога. Для участия во втором этапе подготовлен пакет документов, материалы которого размещены на сайте техникума. Работа в эксперименте по внедрению профстандарта начата, внедрение профстандартов поможет руководству грамотно и качественно строить кадровую политику организации, профстандарты могут применяться при выполнении практически всех функций связанных с управлением и четко структурировать профессиональную деятельность педагогических работников; повышать эффективность и качество педагогического труда; создавать эффективную систему управления персоналом на основе объективных показателей; формировать систему корпоративного обучения и профессионального развития.
Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в техникуме переходный тип кадровой полиики из реактивной где руководство организации осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, ситуацией и причинами развития кризиса: возникновение конфликтов, кадровая служба развита и уже написана программа прогнозирования развития персонала,и идет переход на активную кадровую политику.
Заключение
Целью курсовой работы явилось изучение общих особенностей кадровой стратегии организаций бюджетной сферы, в работе были рассмотрены такие вопросы как: понятие кадровой стратегии; подходы к формированию кадровой стратегии; особенности кадровой политики в бюджетной организации; Совершенствование кадровой политики организации; кадровая стратегия на примере Государственного бюджетного образовательного учреждения Иркутской области «Ульканский межотраслевой техникум.
Для поним ания специфики конкр етной организации необх одимо проанализировать вс е элементы, и з которых сост оит организация: це ли, структуру, управ ление, финансы, перс онал, технологию. Вс е элементы органи зации должны соответс твовать друг дру гу.
Жизнь органи зации протекает п о определенным зако нам: стадию формир ования сменяет ста дия интенсивного рос та, кото рая может пере йти в ста дию стабилизации, а затем - спа да. Если органи зации удается закреп иться на рынке, т о она мож ет пройти неско лько циклов сво его развития, бол ее длительных пер иодов, кото рые отличаются др уг от дру га ценностными уста новками и ориентацией органи зации. Кадровая поли тика организации - эт о целостная кадр овая стратегия, объеди няющая различные фор мы кадровой раб оты, стиль е е проведения в организации и планы п о использованию рабо чей силы. Он а увеличивает возмож ности организации, реаги рует на изменя ющиеся требования техно логии и рын ка в ближа йшем будущем, явля ется составной час тью всей управле нческой деятельности и производственной поли тики организации.
В современных бюдже тных учреждениях домин ирует пассивная кадр овая политика, хотя в рассматриваемом мною примере наблюдается активный тип.
Осно вные и сам ые весомые разл ичия в кадр овой политике коммер ческих и бюдже тных организаций сост оят в пла не мотивации персо нала, миссии и философии органи зации, типе вла сти и сти ля управления. Так же имеются и схожие чер ты, это адапт ация персонала и функции слу жбы управления. Проц есс управления кадр овой политикой выраж ается через эта пы кадровой поли тики: нормирование, программ ирование, мониторинг персо нала, каждый и з которых предпо лагает использование специа льных методов.
В целях повыш ения эффективности кадр овой политики осно вных бюджетных органи заций можно предл ожить следующее: кадровое планир ование; формиро вание кадрового резе рва; совершенс твование мотивации и стимулирования сот рудников; психологическое сопров ождение професси ональной деятельности; адаптацию сотруд ников - адаптации раб оты к чело веку. Необходимо соз дават ь новую конце пцию кадровой поли тики, определяющую осно вные положения деятел ьности организаций п о работе с персоналом: созд ание единых принц ипов стратегического управ ления и разв ития персонала в организации; внедр ение новых мето дов и сис тем подготовки и переподготовки персо нала; проведение кардин альных изменений поли тики оплаты тру да; разработка экономи ческих стимулов и социальных гара нтий сотруднику и его чле нам семьи; защ ита прав и гарантий сотруд ников, работа с представителями трудо вого коллектива; подго товка нормативных и методических матер иалов обеспечения высо кого уровня управ ления кадрами; необх одимо усилить систем ность в подб оре кадров и охватить эт ой работой ве сь спектр, о т найма д о ухода сотру дника; необходимо улуч шить процедуру выдви жения: информация о вакансиях, канди датах, ответственность рекомен дующих выдвижение канди датов, процедуры обсуж дения, назначения и введения в должность; внед рить оказание плат ных услуг. Необх одимо принимать н а работу моло дых, активных, стремя щихся к самосоверше нствованию специалистов, с высшим образо ванием не тол ько экономическим, н о и дру гих специальностей, та к как показ ывает опыт эт о самый сплоч енный и эффект ивный коллектив, в работе и жизни.
Очень радует что, рассматриваемый в курсовой работе техникум работает над формирование своей кадровой стратегии и работает в эксперименте по внедрению профстандарта.
Внедрение профстандартов поможет руководству грамотно и качественно строить кадровую политику организации, профстандарты могут применяться при выполнении практически всех функций связанных с управлением и четко структурировать профессиональную деятельность педагогических работников; повышать эффективность и качество педагогического труда; создавать эффективную систему управления персоналом на основе объективных показателей; формировать систему корпоративного обучения и профессионального развития.
Библиография
- Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2012. – 554 с;
- Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации» / Т.Ю. Базаров. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 239 с.;
- Евти хов О.В. «Психология управ ления персоналом: тео рия и прак тика» СПб. Ре чь – М.; 2010;
- Знаменский Д.Ю., Омельченко. Н.А. Кадровая политика и кадровый аудит организации. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 366 с.
- Исаев, Р. А. Основы менеджмента [Электронный ресурс] : Учебник / Р. А. Исаев. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 264 с.;
- Киба нов А.Я. «Управление персо налом организации: страт егия, маркетинг, интернац ианализм». – М.; ИНФ РА-М, 2011.;
- Кибанов А.Я., Баткаева И.А.и др.Управление персоналом организации: Учеб. /; Под ред. А.Я.Кибанова; ГУУ - 4-e изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 695 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавр.);
- Корн юшин В.Ю. «Оценка и аттестация персо нала» – М.; МИЭ МП, 2013.;
- Кощеева, А.И. Эволюция кадровых стратегий предприятий в процессе развития отечественных рыночных отношений // Проблемы региональной экономики.- 2006.- № ½.- С. 189-193.;
- Кузнецова, Н. В., Алгоритм разработки кадровой политики предприятия //Справочник по управлению персоналом.- 2002.- № 2.- С. 45.;
- Кукушкин С. Н. Антикри зисное управление: учеб ник/С. Н. Кукушкин. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 156 с.;
- Лабаджян М.Г Кадровая политика и кадровое планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / М.Г. Лабаджян. - М.: Юрайт, 2015. - 585 c.;
- Маслов Е.В. Управ ление персоналом предпр иятия. Учебное посо бие. – М.: ЭКМ ОС, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2015. — 492 с.;
- Маслов Е.В.. Управ ление персоналом предпр иятия. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016. – 345 с.;
- Мельников И. Кадровик: разработка концепции маркетинга персонала / Илья Мельников. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 809 c.;
- Миль нер Б. З. Теория органи зации. Учебник/Б. З. Миль нер. М.: ИНФ РА–М, 2005. – 195 с.;
- Одегов, Ю. Г. Кадровая политика и кадровое планирование. Учебник и практикум / Ю.Г. Одегов, М.Г. Лабаджян. - Москва: Огни, 2015. - 444 c.;
- Осн овы управления. Государс твенное и муницип альное управление. Антикри зисное управление. Управ ление персоналом. Менед жмент / По д редакцией А.В. Сур ина. - М.: 2012.;
- Павлу цкий А., Павлу цкая Е., Алех ина О. Менед жмент третьего тысяче летия: системно-эволюц ионный подход к развитию органи заций //Управление персо налом. –2001. – № 2. – С. 14.;
- Томас Р. Демарк., Технический анализ - новая наука.-2012.С-194.;
- Филонович С.Р., Кушелевич Е.И. Теория жизненных циклов организации И. Адизеса и российская действительность // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 15-17;
- Хны кин Г.В. «Обучение и развитие персо нала. Документы кадр овой службы» - Ж.: Справочник кадро вика №9 – М.; 2013.;
- Цыренов В.Ю., Баинов А.С. Основы кадровой политики и кадрового планирования: учебно-методическое пособие / сост. О. Х. Аршолоева. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2015 — 160 с.;
- Цырулева О. Кадровая политика на государственном предприятии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 112 с.;
- Щек ин Г.В. Основы кадро вого менеджмента. -М.: Рефл-бу к, 2003.–210 с.;
- Ярных, В. Управление в условиях кризиса. HR- технологии.- М.: Вершина, 2006.- 362 с.