Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Понятие кадровой стратегии).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие кадровой стратегии
Глава 2. Подходы к формированию кадровой стратегии
2.1. Подход к формированию кадровой стратегии по Марку Томасу
2.2. Российский подход к формированию кадровой стратегии
Глава 3. Особенности кадровой поли тика в бюдже тной организации
Преиму щества и недос татки внешних источ ников привлечения персо нала приведены в таблице 5.
Табл ица 5. - Преимущества и недостатки внеш них источников привле чения персонала
Преиму щества привлечения |
Недос татки привлечения |
Бол ее широкие возмож ности выбора; появл ение новых импул ьсов для разв ития организации; Нов ый человек, ка к правило, лег ко добивается призн ания; прием н а работу покры вает абсолютную потреб ность в кад рах. |
Более высо кие затраты н а привлечение кад ров; высокий удел ьный вес работ ников, принимаемых с о сторон, способ ствует росту текуч ести кадров; ухудш ается социально-психолог ический климат в организации; высо кая степень рис ка при прохож дении испытательного сро ка; плохое зна ние организации; длите льный период адапт ации; блокирование возмож ностей служебного рос та для работ ников организации. |
Так им образом, глав ная задача эта па привлечения работ ников - это стрем ление создать, наибо льший резерв люд ей, которые жел ают работать в организации. Проц есс отбора име ет своей цел ью отобрать и исключить те х, кто буд ет признан н е способным выпол нять профессиональные дейс твия, соответствующие опреде ленной вакантной должн ости.
Первичный отб ор в бюдже тной организации начин ается с анал иза списка канди датов с точ ки зрения и х соответствия требов аниям организации к будущему сотру днику. Основная це ль первичного отб ора состоит в отсеивании канди датов, не облад ающих минимальным набо ром характеристик, необхо димых для заня тия вакантной должн ости и явля ется различным дл я разных специал ьностей. Методы перви чного отбора зави сят от бюдж ета, стратегии, куль туры организации и относительной важн ости данной должн ости для органи зации. Наиболее распростр анёнными в насто ящее время мето дами является - ана лиз анкетных дан ных, тестирование, экспе ртиза почерка.
- Ана лиз анкетных дан ных (или ана лиз биографических дан ных) предполагает, чт о биография чело века является доста точно надёжным индика тором его потен циала успешно выпол нять определенные производ ственные функции. Пр и использовании это го метода прово дится анализ инфор мации, содержащейся в заполненных кандид атами анкетах, сравн ивая фактические дан ные с собств енной моделью. Нали чие такой мод ели (чётко опреде лённых критериев отб ора) является необхо димым условием прове дения справедливого дл я кандидатов и эффективного дл я организации перви чного отбора. Ана лиз анкетных дан ных является прос тым, дешёвым и достаточно эффект ивным методом перви чного отбора в случае, ког да организация име ет обширный спи сок кандидатов и когда ре чь идёт о специализированных должн остях. В то же время, эт от метод доста точно приблизителен в оценке потен циала, поскольку ориент ирован исключительно н а факты и з прошлого канди дата, а н е на ег о сегодняшнее состо яние и способ ность к профессио нальному развитию. Поэт ому при отб оре кандидатов н а руководящие должн ости, особенно предпол агающие дальнейшее разв итие и професси ональный рост, нуж но быть кра йне осмотрительным, испол ьзуя метод анал иза анкет.
- Бол ее точно опред елить сегодняшнее состо яние кандидата с точки зре ния его соотве тствия требованиям, предъяв ляемым к вакан тной должности, а также потен циала развития мож но с помо щью специальных тес тов. По ме ре совершенствования мето дов тестирования и усиления вним ания организации к подбору и, особенно, разв итию руководителей, исполь зуются тесты дл я определения потен циала руководителей и специалистов.
Ста дия первичного отб ора, завершается созда нием ограниченного спи ска кандидатов, наиб олее соответствующих требов аниям организации. Остал ьным кандидатам сообщ ается решение о прекращении рассмо трения их канди датур на дан ную должность.
Зат ем отдел кад ров или специа листы по подб ору персонала пров одят индивидуальные собесед ования с отобра нными кандидатами. Це ль этих собесед ований заключается в оценке степ ени соответствия канди дата портрету идеал ьного сотрудника, ег о способности выпол нять требование должно стной инструкции, потен циала профессионального рос та и разв ития, способности адаптир оваться в органи зации, знакомстве с ожиданиями канди дата в отнош ении организации, усло вий работы, е ё оплаты и т.д. Собеседование явля ется, двусторонним проце ссом – не тол ько организация оцени вает кандидата, н о и канд идат оценивает органи зацию с точ ки зрения е ё соответствия ег о собственным интер есам и запр осам. Сотрудник, прово дящий собеседование, дол жен предоставить максим ально объективную инфор мацию об органи зации, чтобы заинтер есовать кандидата и, в то же время, избе жать приёма н а работу те х, чьи ожид ания расходятся с возможностями органи зации.
Результаты собесед ования фиксируются докумен тально, и соде ржат оценку н а кандидата, и предложение продо лжать или прекр атить работу с ним. Заклю чение проводившего собесед ование сотрудника перед аётся руководителю подразд еления, располагающего вакан сией, который и принимает реше ние о дальн ейших действиях в отношении данн ого кандидата.
- Спра вки о канди дате. Для то го чтобы луч ше оценить професси ональные и лич ные качества канди дата, организация обращ ается за информ ацией к органи зации, знающей ег о по совме стной работе.
- Собесед ование с руковод ителем отдела. Ес ли руководитель удовле творён результатами собесед ования, он назна чает встречу с кандидатом. В отличие о т прежнего собесед ования, это инте рвью должно позво лить оценить, пре жде всего, професси ональные качества канди дата, его способ ность выполнять професси ональные функции. Одновр еменно руководитель оцени вает степень сво ей личной, професси ональной совместимости с кандидатом и вероятность успе шной интеграции после днего в отд еле.
- Выбор канди дата и предло жение. На осн ове анализа резуль татов собеседования руково дитель отдела (с участием специа листа по кад рам) выбирает канди дата который, п о его мне нию, наиболее подх одит для дан ной должности.
Так им образом, успе шное функционирование люб ой организации в значительной степ ени зависит о т её способ ности подобрать необхо димых работников. Проц есс отбора персо нала для замещ ения вакантных должн остей состоит и з нескольких эта пов, каждый и з которых предпо лагает использование специа льных методов. Усп ех отбора в равной степ ени зависит о т эффективности органи зации в реали зации каждого ег о этапа в отдельности и способности управ лять им ка к одним проце ссом.
Для совершенс твования кадровой поли тики обычно прово дится ряд меропр иятий. Усиливается систем ность в подб оре кадров, начи ная от най ма до ухо да сотрудника. Улучш ается процедура выдви жения: информация о вакансиях, канди датах, ответственность рекомен дующих, регламентация пра ва выдвигать канди датов, процедуры обсуж дения, назначения и введения в должность. В совокупности эт и процессы позво ляют поднять н а новую ступ ень всю раб оту по подб ору кадров. В целях стаби льной работы органи зации, планирования е е развития оче нь важным явля ется долгосрочное планир ование кадровой поли тики предприятия. Дл я этого необх одимо проводить ана лиз факторов внеш ней среды, что бы убедиться в том, чт о имеется предло жение определенных профе ссий для комплек тования личного сост ава такими служа щими, каких ещ е нет в штате органи зации. В резул ьтате прогноза спр оса и предло жения на труд овые ресурсы люб ая организация мож ет выяснить чис ло людей, в которых он а нуждается, уров ень их квалиф икации и расста новку кадров. В итоге мож ет быть разраб отана согласованная кадр овая политика, включ ающая системы наб ора, подготовки, стимули рования и разв ития кадров, а также поли тика отношений меж ду администрацией и работниками. Эт от стратегический пл ан может бы ть разбит н а конкретные прогр аммы использования труд овых ресурсов. Существ ование плана, п о меньшей ме ре, вселяет чувс тво перспективы, а систематические наблю дения и конт роль за ег о выполнением мог ут помочь скоррект ировать отклонения о т стратегического направ ления.
План п о трудовым ресу рсам разрабатывается с целью произ вести расчеты относи тельно числа служ ащих, которые потреб уются организации, и профессиональной струк туры, которая буд ет необходима в данный пер иод. Следует так же принять реше ния об источ никах потенциального наб ора, установить и поддерживать конт акты для обеспе чения того, что бы потребности органи зации и потенци альное вознаграждение з а труд, дене жное или морал ьное, были изве стны будущему сост аву служащих. Та к как комп ании берут н а работу люд ей самого разн ого профессионального уро вня и нужда ются в сам ых различных специал ьностях, сеть наб ора служащих дол жна быть доста точно широкой и разнообразной. Дл я набора млад ших служащих хоро шим источником явля ются местные шко лы, и мно гие компании поддер живают полезные конт акты с ни ми, чтобы прини мать участие в договорах о профессиональной подго товке школьников. Больши нство крупных комп аний принимают так же участие в ежегодных встр ечах с выпуск никами высших учеб ных заведений с целью обесп ечить их информ ацией о возмож ностях карьеры. Источ ники набора бол ее квалифицированных служ ащих на руково дящие должности разноо бразны, среди ни х центры занят ости, специальные агент ства и консул ьтанты по наб ору кадров, а также консул ьтанты по пои ску руководящих админист ративных работников. Оче нь важно созд ать резерв дл я набора высококвалиф ицированных кадров в целях привле чения на свобо дные вакансии специа листов высокого кла сса. Если эт о происходит, т о ошибки пр и наборе кад ров становятся мен ее значительными.