Файл: Маркировка и упаковка товаров (отдельных групп и видов), значимость и пути её улучшения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основополагающих характеристик продукции является ее качество, которое оказывает главное влияние на формирование потребительских предпочтений и создание конкурентоспособности продукции.

Под качеством пищевых продуктов понимается совокупность характеристик пищевых продуктов, которые способны удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования.

Среди основных свойств продовольственных товаров, определяющих их способность удовлетворять потребности человека в питании, а также определяют их полезность, выделяют пищевую ценность, вкусовые свойства, сохраняемость, кулинарно-технологические, эргономические свойства, эстетические свойства и безопасность.

Актуальность темы, выбранной для данной курсовой работы, состоит в важности и значимости уровня качества продовольственных и непродовольственных товаров, которые ежедневно используются потребителями в Российской Федерации. Поскольку чем ниже будет этот уровень, тем больше будет угроз для населения Российской Федерации в сфере здоровья.

Целью данной курсовой работы является проведение исследования упаковки и маркировки товаров продовольственной группы.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. изучить основные факторы, которые позволяют сохранить качество продуктов продовольственного и непродовольственного назначения;
  2. исследовать категорию «упаковка»;
  3. исследовать категорию «маркировка»;
  4. провести анализ маркировки и тары продовольственной продукции;
  5. сформулировать результаты проведенного анализа;
  6. провести анализ содержания маркировки продовольственной продукции.

Информационной базой для написания курсовой работы послужили технические регламенты, отраслевые стандарты, законодательные акты.

Научной базой для написания курсовой работы послужили учебные пособия по теме «Товароведение», публикации в периодических изданиях.

Исследование упаковки образца осуществляется с использованием эмпирического и органолептического методов (визуальный осмотр).


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАНЯЕМОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ/НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

    1. Упаковка и маркировка как основные факторы, сохраняющие качество продуктов питания

Под качеством пищевых продуктов согласно с нормативным актом[1] понимается совокупность характеристик пищевых продуктов, которые способны удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования.

Среди основных свойств продовольственных товаров, определяющих их способность удовлетворять потребности человека в питании, а также определяют их полезность, выделяют пищевую ценность, вкусовые свойства, сохраняемость, кулинарно-технологические, эргономические свойства, эстетические свойства и безопасность.

«Пищевая ценность — это сложное свойство, характеризующее всю полноту полезных свойств продукта, т. е. энергетическую, биологическую, физиологическую, органолептическую ценность, усвояемость, доброкачественность»[2].

Энергетическая ценность продуктов определяется содержанием в них жиров, белков, углеводов. Энергетическую ценность продуктов питания выражают в килоджоулях (кДж) или в килокалориях (ккал) на 100 г. Установлено, что при окислении в организме человека 1 г жира выделяет 9,3 ккал (37,7 кДж) энергии; 1 г белков — 4,1 ккал (16,7 кДж); углеводов — 3,75 ккал (15,7 кДж). Определенное количество энергии организм получает также при окислении органических кислот и спирта. Зная химический состав продукта, можно вычислить его энергетическую ценность.

Биологическая ценность характеризуется наличием в продуктах биологически активных веществ: незаменимых аминокислот, витаминов, макро- и микроэлементов, незаменимых полиненасыщенных жирных кислот. Эти компоненты не синтезируются ферментными системами организма и поэтому не могут быть заменены другими пищевыми веществами. Они называются незаменимыми и должны поступать в организм с пищей (мясом, рыбой, молочными продуктами и др.).

Физиологическая ценность определяется способностью продуктов питания влиять на пищеварительную, нервную, сердечно-сосудистую системы человека и на сопротивляемость его организма заболеваниям. Например, кофеин чая и кофе, теобромин шоколада и какао-порошка возбуждающе действует на сердечную и нервную деятельность человека. Тартроновая кислота огурцов, кабачков, капусты способствует выведению из организма холестерина, предупреждает перевод углеводов в жир-депо. Молочная кислота и антибиотики, выделяемые микрофлорой молочнокислых продуктов, препятствуют развитию гнилостных бактерий, способствующих старению организма человека. Клетчатка и пектин являются регуляторами двигательной функции кишечника.


Органолептическую ценность пищевых продуктов обусловливают показатели качества: внешний вид, консистенция, запах, вкус, состав, степень свежести. Повышают аппетит и лучше усваиваются оптимальные по внешнему виду пищевые продукты: обычно свежие или мало хранившиеся фрукты, диетические яйца, живая рыба, хлебобулочные изделия из высококачественного сырья, так как в них больше биологически активных веществ. Вкус и аромат пищевых продуктов имеют такое большое значение, что в некоторых случаях для их достижения применяют способы обработки (например, копчение рыбы и колбасных изделий), вызывающие даже некоторое снижение усвояемости белковых веществ. Хуже усваиваются продукты, имеющие тусклую окраску, неправильную форму, неровную поверхность и излишне мягкую или грубую консистенцию; содержащие меньше биологически активных веществ; с низкой пищевой ценностью. Продукты с дефектами внешнего вида и консистенции часто содержат вещества, вредные для организма человека. Таким образом, от органолептической ценности продуктов напрямую зависит их следующее свойство, характеризующее пищевую ценность продуктов.

Усвояемость пищевых продуктов выражается коэффициентом усвояемости, показывающим, какая часть продукта в целом используется организмом. Усвояемость зависит от внешнего вида, консистенции, вкуса продукта, качества и количества пищевых веществ, содержащихся в нем, а также от возраста, самочувствия человека, условий питания, привычек, вкусов и других факторов. При смешанном питании усвояемость белков составляет 84,5%, жиров — 94, углеводов — 95,6%.

Доброкачественность пищевых продуктов характеризуется органолептическими и физико-химическими показателями (цвет, вкус, запах, консистенция, внешний вид, химический состав), отсутствием токсинов (ядовитых веществ), болезнетворных микробов (сальмонелл, ботулинуса и др.), вредных соединений (ртути, свинца), семян ядовитых растений и посторонних примесей (металла, стекла и т. д.).

Вкусовые свойства пищевых продуктов слагаются из ощущения вкуса и обонятельных ощущений — запахов. Различают четыре вида вкуса: сладкий (сахар), соленый (соль), кислый (уксус), горький (гликозиды алкалоиды). Запах — ощущения, воспринимаемые органами обоняния. Запах является важным показателем при определении качества вин, напитков, где аромат проявляется в виде букета ощущений.

Сохраняемость — свойство товара сохранять потребительские качества в течение определенного промежутка времени (при соблюдении определенных условий), установленного стандартом или другим нормативным документом. В зависимости от сохраняемости все продовольственные товары делят на:


- скоропортящиеся - от нескольких часов до нескольких суток (мясо, рыба, молоко и др.);

- кратковременно-хранящиеся -от 0,5 до 30 сут.;

- длительного хранения:

• с ограниченным сроком -1 мес. –год (мука, крупы, сахар);

• безграничные - в течение нескольких лет (баночные консервы,

вино).

Кулинарно-технологические свойства продовольственных товаров связаны со степенью технологической обработки продукта, с удобством и затратами времени на приготовление пищи (например, время варки круп до готовности, кулинарно-технологические свойства полуфабрикатов и продуктов, готовых к употреблению в пищу).

Эргономические свойства связаны с расфасовкой и упаковкой товаров, т.к. именно эти факторы обеспечивают удобство и комфорт при употреблении.

Эстетические свойства зависят от органолептических характеристик, а также от степени товарной обработки, качества упаковки и технологии реализации.

На качество продуктов питания влияют факторы, которые можно объединить в две группы:

- формирующие факторы;

- сохраняющие факторы.

В состав формирующих факторов входят:

- качество сырья, которое используется для изготовления продукции;

- качество ее изготовления и используемые технологии;

- выходной контроль качества готовой продукции.

Под сохраняющими факторами понимают совокупность средств и условий внешней среды, которые оказывают влияние на надежность товаров.

Прежде, чем непосредственно перейти к рассмотрению основных характеристик и видов таких базовых факторов, которые сохраняют качество продуктов питания или непродовольственных товаров, необходимо определить сами понятия «упаковка» и «маркировка».

Под упаковкой понимается средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту продуктов питания или непродовольственных товаров от различных повреждений и потерь, а также защиту окружающей среды от загрязнений. В свою очередь, упаковка выполняет несколько функций: основную и вспомогательную. Выполнение упаковкой основной функции предполагает обеспечение защиты, о которой сказано выше. Вспомогательная функция упаковки заключается в том, что она является носителем маркировки или дизайнерского оформления товара. Данная функция оказывает большое влияние на процесс формирования потребительских предпочтений.

Составляющим элементом упаковки может являться тара, которая представляет собой устройство для размещения продукта питания или непродовольственного товара. В процессе обращения товаров тара участвует не только вместе с ним, но и без товара. Для повышения прочности тары может использоваться также перевязочный материал.


Дополнительным элементом упаковки, который предназначен для осуществления защиты продуктов питания или непродовольственных товаров от механических воздействий является упаковочный материал.

Маркировка обеспечивает донесение до потребителей продукции достоверной, конкретной и полной информации относительно товара. Требование о наличии информации о товаре на его упаковке содержится в законодательных актах Российской Федерации, таких как:

- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»[3];

- Закон Российской Федерации «О техническом регулировании»[4].

Нарушение правил маркировки предусматривает привлечение к административной ответственности производителя готовой продукции на основании ст. 14.7 и 14.8 Кодекса об административных правонарушениях[5].

Основные правила маркировки содержатся в техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС 005/2011)[6]. К основным требованиям, которые предъявляются к маркировке, относятся следующие:

  1. обязательно должен быть указан материал, из которого изготовлена упаковка;
  2. для продукции какой категории предназначена данная упаковка;
  3. информацию относительно правил и особенностей утилизации такой упаковки.

Таким образом, упаковка продукции позволяет сохранять ее качество в процессе реализации такой продукции и в пределах срока годности, установленного производителем.

Принято различать разные виды маркировки исходя из места ее нанесения. По месту нанесения маркировки различают: производственную и торговую маркировки.

Под производственной маркировкой понимается текст, условные обозначения или рисунок, которые нанесены изготовителем на продукцию и/или ее упаковку и/или другие носители информации (этикетки, бирки, ленты, клейма, штампы, вкладыши и т.д.).

Торговая маркировка представляет собой текст, условные обозначения или рисунок, которые нанесены продавцом на чек (товарный или кассовый), упаковку и продукцию. Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки, счета, меню, штампы, а также упаковка.

В отличие от производственной, торговая маркировка наносится не на товар, а на сами носители или первичные документы, которыми оформляется покупка такой продукции. Еще одним отличием торговой маркировки является то, что ее идентифицирующая функция в большей мере связана с указанием данных о продавце, и в меньшей – с информацией о товаре. Таким образом, к особенностям торговой маркировки можно отнести: