Файл: Маркировка и упаковка товаров (отдельных групп и видов), значимость и пути её улучшения.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 317
Скачиваний: 2
- небольшие размеры;
- формирование для каждого вида продукции или покупки;
- ограниченные технические возможности для нанесения маркировки;
- большой объем затрат ручного труда на ее нанесение;
- ее основное назначение – донесение информации о продавце до покупателя/потребителя продукции;
- предоставление информации относительно стороны, к которой можно впоследствии предъявлять претензии к качеству продукции.
Для полноценного выполнения своих основных и вспомогательных функций упаковка по мнению Волкова А.Х и Якуповой Л.Ф[7] должна соответствовать определенным требованиям:
1) безопасности
Данное требование предполагает обеспечение условия, что вещества, из которых изготовлена упаковка, не переходят в товар, который непосредственно соприкасается с ней. Особенно важное выполнение данного требования для группы продовольственных товаров.
Чтобы данное требование выполнялось, производители наносят на упаковку защитное покрытие или используют ограниченный срок годности (хлорвиниловая или полиэтиленовая упаковка).
Наиболее полно соответствующими данному требованию являются такие виды упаковки как тканевая или бумажная. Самыми трудными для выполнения данного требования являются такие виды упаковки, как металлическая и полимерная.
2) экологические свойства
Данное требование предполагает, что использование упаковки и ее утилизация не нанесут существенного вреда окружающей среде.
3) надежность упаковки
Данное требование предполагает наличие способности у упаковки сохранять свою герметичность или механические свойства на протяжении длительного времени.
4) совместимость
Данное требование предполагает выполнение условия, что упаковка не изменяет потребительские свойства упакованных товаров. Выполняется такое требование путем проверки упаковки на предмет отсутствия на ней признаков плесени, посторонних запахов, влаги и грязи.
5) взаимозаменяемость
Данное требование предполагает наличие возможности замены упаковки одного вида на упаковку другого вида со схожим функциональным назначением. Например, картонные коробки могут быть заменены контейнером или ящиками.
6) экономическая эффективность
Выполнение данного требования базируется на стоимости упаковки и цене ее утилизации. Стоимость упаковки зависит от материалов, которые применяются для ее изготовления, а также от технологий, применяемых при ее производстве. Например, многоразовая упаковка отличается низким уровнем затрат на утилизацию, при условии, что она используется 3-5 раз без проведения дополнительных ремонтов. В тоже время одноразовая упаковка дешевле в изготовлении, но требует больше затрат на утилизацию.
7) эстетические свойства - красивая упаковка.
В зависимости от материалов и их физических характеристик (прочности и устойчивости), которые используются в упаковке, различают следующие виды упаковки[8]:
- жесткая (полимерная, деревянная, металлическая, стеклянная);
- полужесткая (картонная, комбинированная);
- мягкая (бумажная, полимерная, тканевая).
В зависимости от назначения, различают следующие виды упаковки по мнению Волкова А.Х. и Якуповой Л.Ф.[9]:
- транспортная;
- потребительская.
В зависимости от габаритов упаковка бывает следующих видов[10]:
- малогабаритная;
- среднегабаритная;
- крупногабаритная.
В зависимости от количества раз использования по мнению Волкова А.Х. и Якуповой Л.Ф. [11] различают следующие виды упаковки:
Маркировка по мнению Елисеевой Л.Г. [12] состоит из следующих основных элементов:
- текст;
- рисунок;
- условные обозначения.
Такие составные элементы отличаются степенью и соотношением доступности информации о продукции, широтой распространения и выполнением различных функций.
Наиболее распространённым составным элементом маркировки, как производственной, так и товарной, является текст. Удельный вес текста в маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет 50 – 100 %.
Для данного элемента характерными являются высокая степень доступности информации о продукции для всех участников рыночных отношений. Текст может выполнять полный набор функций маркировки. Однако ему наиболее присущи идентифицирующая и информационная функции.
В базовом элементе маркировки – тексте – могут быть использованы все формы письменной информации (словесная, буквенная, цифровая). Наиболее доступной является словесная информация. Однако это сохраняется при условии, что применяются общедоступные термины и языки.
Такой элемент, как рисунок, не всегда присутствует на маркировке. Он чаще характерен для производственного типа маркировки. Данный структурный элемент отличается высокой степенью доступности и выполняет в основном мотивирующую и эмоциональную функцию. В редких случаях данный элемент выполняет идентифицирующую и информационную функции. Однако в отдельных случаях (например, на маркировке вкладышей или упаковки размещена информация в виде рисунков относительно использования или эксплуатации продукции). Особенно важной такая информация является тогда, когда текст на маркировке нанесен на иностранном языке (на импортных товарах).
Удельный вес и степень доступности информации по мнению Елисеевой Л.Г. [13] рисунка колеблется в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке.
Информационные знаки или условные обозначения характерны в основном для производственной маркировки. Особенностями информационных знаков являются краткость изображения маркировки, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации. Иногда информация информационных знаков доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки.
Удельный вес условных обозначений на маркировке по мнению Елисеевой Л.Г. [14] составляет 0- 30%.
Помимо текстовой информации, маркировка продовольственных товаров может содержать информационные знаки (пиктограммы) - условные обозначения, которые в наглядной форме передают информацию о различных характеристиках товара, а также о способах обращения с ним.
Для того чтобы знаки были легко понимаемы и распознаваемы, их графический вид должен быть как можно проще и отвечать логике передаваемой информации. Кроме того, одни и те же знаки должны иметь одинаковое значение независимо от вида товара, на упаковку которого они наносятся.
В зависимости от вида передаваемой информации информационные знаки по мнению Елисеевой Л.Г. [15] подразделяют на:
- товарные знаки;
- знаки соответствия;
- компонентные знаки
- манипуляционные;
- экологические;
- штриховые коды.
Товарные знаки - это обозначения, позволяющие отличать товары одних юридических лиц от однородных товаров других юридических лиц.
Присвоение и использование товарных знаков в России регулируется Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»[16]. Существуют три основных типа обозначения этих знаков:
- фирменное имя - слово, буква, группа слов или букв, которые могут быть произнесены;
- фирменный знак – символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение;
- торговый знак – фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или их сочетание, официально зарегистрированное в Международном реестре и защищенные юридически, на что указывает знак R, размещаемый рядом с товарным знаком. Если товарный знак является собственностью фирмы, то он может иметь знак С.
По степени значимости и престижности можно выделить товарные знаки: обыкновенные и престижные.
Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются владельцем или специальными дизайнерами с регистрацией или без.
Престижные знаки присваиваются фирмам и предприятиям за их особые заслуги перед государством. В ряде зарубежных стран престижные знаки (эмблемы) присуждаются как премии, и фирма-лауреат получает право в течение определенного времени помещать этот знак на своих деловых документах, материалах, товарах. В Росси присуждение престижных знаков началось с 1997 года, когда было разработано Положение о программе «Сто лучших товаров России», позднее был объявлен конкурс премии Правительства Российской Федерации;
действует программа «Российская марка» (1999 г). Логическим завершения этого конкурс является присвоение призерам престижных знаков:
-золотой знак «Российская марка»;
-серебряный знак «Российская марка»;
-бронзовый знак «Российская марка»;
Россия уже имеет официально запатентованный товарный знак «III тысячелетие», который выдается лауреатам выставок-конкурсов на основе соглашения. В дальнейшем будет создана сеть магазинов «Товары третьего тысячелетия»- с товарами, маркированными «Знаком качества 21 века».
Конкурсы в области качества продукции, качества деятельности организаций получают широкое распространение и, особенно, победа в конкурсе повышают имидж участников, содействуют их коммерческому успеху. Главная задача программ конкурсов – содействовать отечественным товаропроизводителям в продвижении качественных товаров, услуг, технологий на российском и зарубежном рынке.
Предприятия, награжденные почетным знаком той или иной степени, имеют право в течение полутора лет бесплатно размещать его на своей продукции. По истечении этого срока фирма или подтверждает знак, или лишается престижной награды.
Знаки соответствия указывают, что продукция, на которую они нанесены, соответствует требованиям определенных нормативных документов (национальных, региональных или международных стандартов, технических регламентов и др.). Различают национальные и региональные знаки соответствия.
Компонентные знаки в соответствии с нормами Закона Украины «Товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»[17] указывают на присутствие или отсутствие каких-либо веществ в составе пищевого продукта. При обозначении пищевых добавок, входящих в состав пищевых продуктов, используют литеру "Е", принятую Международной цифровой системой кодификации пищевых добавок {International Numbering System - INS) для стран ЕС. После литеры "Е" указывается трех или четырехзначный идентификационный номер пищевой добавки.
Манипуляционные знаки указывают на способы обращения с товарами. Так, например, знак «Скоропортящийся груз» наносят на упаковку товаров, которые при транспортировании и хранении не могут находиться под влиянием высокой или низкой температуры и для их защиты требуются соответствующие мероприятия (искусственное охлаждение или нагревание, вентиляция и др.). Знак «Соблюдение интервала температур» наносят на упаковку товара, если его транспортирование и хранение в другом интервале температур приводит к порче.
Экологические знаки информируют либо об экологической чистоте самого товара, либо об экологически чистых способах производства и утилизации упаковки, в которой находится товар.
Все эко-знаки можно разделить на три группы:
1) информирующие об экологической чистоте товаров или их безопасности для окружающей среды;
2) информирующие об экологически чистых способах утилизации товаров или упаковки;
3) информирующие об опасности продукции для окружающей среды.
Штриховой код - это знак, предназначенный для автоматизированного считывания, идентификации и учета информации о товаре и производителе, закодированной в виде штрихов и пробелов. Применение штрихового кодирования обеспечивает автоматизированную технологию товародвижения, проведение торговых операций "без бумаг".
Торговые фирмы, в которых внедрена технология автоматизированного товародвижения, не принимают на реализацию товары, на упаковке которых нет штрихового кода. В соответствии с правилами проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта.
Штрих коды делятся на два вида: европейский – EAN и американский UPC. Внешнее отличие кода UPC от кода EAN состоит в том, что в коде UPC первая и последняя цифры чуть меньше остальных, кроме того, последняя стоит за «зеброй», как бы на отлете. В системе EAN может использоваться код, состоящий из штрихов и 13 и 8 цифр.
EAN -8 используется для маркировки упаковки и товаров небольшого размера; EAN-13 наносится на любые упаковки и товары если позволяет площадь. EAN-14 используется только для транспортной упаковки.
Штрих код позволяет определить подлинность товара после вычисления контрольной цифры.
Маркировка, наносимая на упаковку (этикетку, контрэтикетку, ярлык, лист-вкладыш и другие носители товарной информации) продовольственных товаров, должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, а также четкой и легко читаемой. В соответствии с ГОСТ Р 51074-2003[18] информация о пищевых продуктах должна содержать следующие сведения: