Файл: Маркировка и упаковка товаров (отдельных групп и видов), значимость и пути её улучшения.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 2
• наименование продукта, соответствующее наименованию, установленному в национальном стандарте Российской Федерации;
• наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и при несовпадении с юридическим адресом адрес(а) производств(а)) и организации в РФ, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории;
• товарный знак изготовителя (при наличии); массу нетто или объем, или количество продукта (допускается не указывать для фасованных продуктов, масса нетто или объем которых при хранении уменьшается, а также для продаваемых поштучно или "на вес");
• состав продукта (за исключением продуктов, состоящих из одного ингредиента), который указывают в виде списка ингредиентов в порядке уменьшения их массовой доли в момент изготовления пищевого продукта (допускается не указывать ингредиенты, массовая доля которых в готовом продукте менее 2%);
- обязательна информация о применении при изготовлении пищевого продукта и о содержании в использованном сырье пищевых добавок, биологически активных добавок к пище, пищевых продуктов нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы, о генетически модифицированных продуктах (продуктах, полученных из генетически модифицированных источников или содержащих компоненты из генетически модифицированных источников, когда содержание их превышает норму, установленную нормативным правовым актом);
• пищевая ценность (калорийность или энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов - при их содержании не менее 2%, витаминов, макро- и микроэлементов - при их содержании не менее 5% от рекомендуемого суточного потребления);
• назначение и условия применения (для продуктов детского и диетического питания и биологически активных добавок);
• рекомендации по приготовлению готовых блюд (для концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов);
• условия хранения (для продуктов, требующих специальных условий хранения - пониженной температуры, определенной влажности воздуха и др., для консервированных продуктов могут быть указаны условия хранения после вскрытия упаковки);
• срок годности (хранения, реализации);
• дата изготовления и дата упаковывания (дата розлива – для алкогольных и безалкогольных напитков, минеральных вод, пива, уксуса; дата сортировки - для яиц);
• обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт (допускается не указывать для импортных продуктов);
• информация о подтверждении соответствия (в виде знака соответствия, после принятия технических регламентов - знака обращения на рынке).
Текст информации для потребителя наносят на русском языке (может быть продублирован на государственных языках субъектов РФ, родных языках народов РФ и на иностранных языках). Средства нанесения информации, контактирующие с продуктом, не должны влиять на качество продукта, должны обеспечивать стойкость маркировки при хранении, транспортировании и реализации продуктов.
Для каждой группы товаров к маркировке выдвигаются особые требования.
Так, для пищевой продукции требования к маркировке установлены в ТР ТС 022/2011[19]. В соответствии с требованиями данного регламента, к маркировке продовольственных товаров выдвигаются следующие требования по объему и содержанию информации, такие как:
- название продукта;
- количество штук, вес или объем;
- состав продукта
Может быть не указан для продуктов, которые состоят из одного элемента. Например, «стейк из семги». Кроме того, могут быть не указаны ингредиенты, которые входят в состав продукта в ничтожно малом количестве или которые при производстве нейтрализуются. Однако это не касается аллергенов и химических добавок.
- пищевая ценность.
Данное требование не касается маркировки таких продуктов, как: рыба, овощи, специи, ягоды, вода, чай, мясо.
- дата производства и срок годности;
- правила хранения;
- срок годности после вскрытия упаковки (если это необходимо);
- адрес и наименование производителя;
- место производства и упаковки (если они различные);
- наименование и координаты представителя производителя или импортера, которые рассматривают обращения граждан (если они есть);
- советы и/или ограничения по приготовлению;
- информация о наличии ГМО;
Для безалкогольных продуктов, содержащих кофеин, на упаковке обязательно должна быть информация относительно вреда, который могут причинять данные продукты определенной категории потребителей (несовершеннолетних, при беременности, с определенными заболеваниями).
- дополнительная информация (например, «со вкусом крабовых палочек» и т.д.).
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА МАРКИРОВКИ И ТАРЫ ОБРАЗЦОВ ПРОДУКЦИИ КЕФИР
2.1. Характеристика исследуемых образцов
Для исследования был использован образец продукции продовольственного назначения – Кефир из Вологды. Производитель ООО «Вологодский молочный дом», г. Санкт-Петербург, Партизанская ул., дом 25, корп.2. Внешний вид образца приведен на рисунке 1:
Рисунок 1. Внешний вид образца «Кефир из Вологды»
Образец был приобретен в торговой сети Лэнд (г. Санкт-Петербург, Владимирский пр-т, 19).
Исследование упаковки образца осуществляется с использованием эмпирического и органолептического методов (визуальный осмотр).
При проведении исследования упаковки, было установлено, что данная упаковка многослойная, с добавлением белого пигмента (диоксида титана) в наружных слоях и черной сажи в среднем слое. Благодаря непрозрачности этих слоев, продукт не взаимодействует со светом, что обеспечивает его сохранность в течение длительного времени. Упаковка изготовлена на основе мелованного картона, алюминиевой фольги и/или полимерной пленки.
Упаковка запакована с помощью перфорация — для вскрытия упаковки нужно отогнуть верхние углы пакета, расправив его, и надорвать по указанной линии.
2.2. Результаты оценки тары образцов продовольственных/непродовольственных товаров
Продукт упакован в упаковку типа «pure-pack». Упаковка с двускатным верхом. Среди преимуществ данной упаковки можно выделить следующие:
- продукт, упакованный в ней, удобно хранить на складах и в холодильниках;
- свежесть продукта обеспечивается за счет многослойной структуры и асептической обработки;
- прочность;
- основа упаковки позволяет наносить высококачественные многоцветные изображения;
- сравнительно низкая стоимость упаковки.
Характеристика упаковки продукции приведена в табл. 1:
Таблица 1
Характеристика упаковки продукции
№ п/п |
Критерий характеристики |
Вид |
1 |
По материалу изготовления |
полужесткая (картонная) |
2 |
По назначению |
потребительская |
3 |
По габаритам |
малогабаритная |
4 |
По кратности использования |
одноразовая |
К достоинствам упаковки данного вида можно отнести:
- прочность материала;
- легкость самой упаковки;
- высокая экологичность (может быть переработана повторно);
- обеспечивает длительный срок хранения для продукции;
- обеспечивает эффективную защиту от посторонних запахов.
К недостаткам упаковки данного вида можно отнести:
- короткий срок хранения продукта при вскрытии
Так отрезанный конец упаковки остается открытым или закрытым не полностью, что открывает доступ воздуха к продукту. Это способствует значительному сокращению срока хранения продукта, поскольку активизируются процессы брожения.
- одноразовое использование.
2.3. Анализ содержания маркировки продукции
Анализ содержания маркировки продукции приведен в таблице 2:
Таблица 2
Анализ содержания маркировки продукции
Требования ТР |
Образец №1 |
---|---|
Наименование |
Кефир из Вологды |
Массовая доля жира в процентах |
2,5 |
Наименование и местонахождение производителя |
ООО «Вологодский молочный дом», г. Санкт-Петербург, Партизанская ул., дом 25, корп.2 |
Товарный знак |
|
Масса нетто |
470 г |
Состав продукта |
Молоко цельное, молоко обезжиренное, закваска на кефирных грибах |
Содержание молочно-кислых микроорганизмов |
Не менее 1 х 104 КОЕ/г |
Пищевая и энергетическая ценность |
Жир – 2,5 г, белок – 2,8 г, углеводы – 4,0 г. Энергетическая ценность – 50 кКал |
Информация о наличии компонентов ГМО |
Отсутствует |
Дата изготовления и упаковки |
07.03.2018 |
Условия хранения |
Хранить при температуре (4±2°С) |
Срок годности |
14.03.2018 |
Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт |
ГОСТ Р 52093-2003 [11] |
Информация о подтверждении соответствия кефира |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведения выполнения данной курсовой работы была достигнута цель - проведено исследование упаковки и маркировки продовольственной продукции.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
1) изучены основные факторы, которые позволяют сохранить качество продуктов продовольственного и непродовольственного назначения;
2) исследована категория «упаковка»;
3) исследована категорию «маркировка»;
4) проведен анализ маркировки и тары продовольственной продукции;
5) сформулированы результаты проведенного анализа;
6) проведен анализ содержания маркировки продовольственной продукции.
Одной из основополагающих характеристик продукции является ее качество, которое оказывает главное влияние на формирование потребительских предпочтений и создание конкурентоспособности продукции.
На качество продуктов питания или непродовольственных товаров влияют факторы, которые можно объединить в две группы:
- формирующие факторы;
- сохраняющие факторы.
В состав формирующих факторов входят:
- качество сырья, которое используется для изготовления продукции;
- качество ее изготовления и используемые технологии;
- выходной контроль качества готовой продукции.
Под сохраняющими факторами понимают совокупность средств и условий внешней среды, которые оказывают влияние на надежность товаров.
Упаковка продукции позволяет сохранять ее качество в процессе реализации такой продукции и в пределах срока годности, установленного производителем.
Для исследования был использован образец продукции продовольственного назначения – Кефир из Вологды. Производитель ООО «Вологодский молочный дом», г. Санкт-Петербург, Партизанская ул., дом 25, корп.2.
При проведении исследования упаковки, было установлено, что данная упаковка многослойная, с добавлением белого пигмента (диоксида титана) в наружных слоях и черной сажи в среднем слое. Благодаря непрозрачности этих слоев, продукт не взаимодействует со светом, что обеспечивает его сохранность в течение длительного времени. Упаковка изготовлена на основе мелованного картона, алюминиевой фольги и/или полимерной пленки.
Упаковка запакована с помощью перфорация — для вскрытия упаковки нужно отогнуть верхние углы пакета, расправив его, и надорвать по указанной линии.
К достоинствам упаковки данного вида можно отнести: