Файл: Понятие и характеристика форм государственного устройства.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
Совершенно очевидно, что федеральные органы обороны, правопорядка, охраны окружающей среды и др. выполняют свои функции, делегированные им субъектами федерации либо принадлежащие им по праву. В свою очередь, ничто не препятствует участию субъектов в сфере ведения федерации, если на такое участие есть воля самой федерации. Именно такой вариант взаимодействия различных уровней единой федеративной системы избрала Россия. Поэтому понятие федерализма как отражения государственного единства не может быть сведено к «кооперации» и «интеграции» его органов в сфере выполнения лишь определенных функций.
В ряду относительно новых моделей федерализма появились бюджетный и экономический федерализм. Первый сводится к бюджетной политике в федеративном государстве. А экономический федерализм обычно определяется как способ воспроизводства многонационального российского гражданского общества по его политической и социально-экономической структуре. Однако эти сферы деятельности характерны не только для федеративного, но и для любого государства, на что справедливо обращает внимание Л.М. Карапетян. Если следовать подобным определениям и толкованиям федерализма, то с не меньшим основанием можно говорить о «промышленном федерализме», «аграрном федерализме», «оборонном федерализме», «научно-образовательном федерализме» и т.п. Бесспорно, федерализм предполагает регулирование экономических, бюджетных, транспортных и иных отношений между федерацией и ее субъектами, но не сводится к ним. [11]
Федеративным (лат. foedus – союз) называется сложное государство, в состав которого входят несколько государств или государственных образований, называемых членами (субъектами) федерации, но в каждой отдельной федерации они могут называться по-разному: штаты, земли, кантоны и др. Объединившись, члены федерации образуют новое государство и при этом некоторые свои властные полномочия передают вновь созданным федеральным органам власти, ограничивая тем самым свой суверенитет.
В конституции федерации либо в специальном договоре о ее создании (федеративный договор) закрепляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Таким образом, в федерации существует две системы органов государственной власти: федеральные, власть которых распространяется на всю территорию федерации, и субъектов федерации, которые могут самостоятельно решать только вопросы, оставшиеся в их ведении.
Законы в федерации также разделяются на федеральные (в том числе конституцию федерации), действие которых распространяется на всю территорию федерации, и законы субъектов федерации, действующие только на территории того члена федерации, органами которого они приняты. При этом законы субъектов федерации не должны противоречить федеральным законам и в первую очередь федеральной конституции.
Валюта в федерации едина, а гражданство – двойное, так как гражданин субъекта федерации одновременно является и гражданином федерации в целом. В типичной (симметричной) федерации все ее члены имеют равные права, и они лишены возможности в одностороннем порядке принимать решение о своем выходе из федерации. В настоящее время федерациями являются США, Германия, Индия, Россия. [8]
Из всего выше описанного можно сделать вывод, что федерация - это объединение государственно-правовое. Она закрепляется в виде единого государства. Составляющие его субъекты не имеют права нарушить территориальную целостность федерации, в одностороннем порядке выйти из нее. В федеративном государстве предметы ведения и полномочия распределены между федеральным центром и субъектами федерации. В этом одно из принципиальных отличий федеративного государства от унитарного.
Федерация есть форма разграничения предметов ведения между федерацией и входящими в ее состав субъектами - государственными образованиями. Предметы ведения федерации и ее субъектов - это круг конституционно закрепленных вопросов, по которым, в зависимости от формы правления, соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения.
В федеративных государствах предусмотрены гарантии выполнения решений федеральных органов на всей территории федерации.
Взаимоотношение между федерациями и их субъектами развиваются противоречиво. Преобладающей является тенденция к интеграции при сохранении определенных гарантий прав и интересов субъектов федерации. Ныне федерации остаются одной из эффективных и жизнеспособных форм государственного устройства.
2.3. Конфедерация
Существует несколько подходов в определении понятия конфедерации. В рамках традиционного подхода конфедерация рассматривается как самостоятельная форма государственного устройства. Второй подход оспаривает такое представление, не считая конфедерацию самодостаточной формой, предлагая рассматривать ее в рамках федерализма. Федерализм - основной принцип федерации, признание политическим идеалом федеративной организации государства, стремление либо объединить несколько отдельных государств в одну федерацию, либо обратить государство унитарное в государство федеративное. Федералисты — сторонники федеративной организации либо их государства, либо всех государств вообще.
Согласно традиционному подходу, конфедерация (от лат. «союх») – форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления. Вместе с тем, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).
Конфедерация выступает как форма союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме. Алексеев С.С. оспаривает традиционную схему, полагая, что, во-первых, отдельным типом государства является «империя», которая разнится как с унитарным государством, так и с федерацией. А, во-вторых, по мнению исследователя, «спорно само существование такого типа государства, как «конфедерация», и многие склонны считать государством субъект конфедерации. [1]
Основные признаки конфедерации расписаны на рисунке 6.
Рисунок 6 – Признаки конфедерации
К основным признакам конфедерации можно отнести следующее:
Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;
Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;
Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);
Нет единого гражданства конфедерации;
Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей. [6]
Вместе с тем конфедерации и в современном мире, по-видимому, не исчерпали всех своих возможностей и способны в определенных условиях сыграть немалую положительную роль, например, в решении проблемы разделенных этнонаций (в частности, в процессе воссоединения двух корейских государств), а также в региональном объединении государств (например, стран — членов Европейского Союза (ЕС); стран — членов Содружества Независимых Государств (СНГ) и др.).
Многие признаки конфедерации присущи сегодня ЕС, имеющему собственные межгосударственные органы — Европарламент, избираемый теперь непосредственно гражданами стран — членов ЕС, и исполнительные органы, решения которых в ряде отношений являются обязательными для государств-членов. Все больше конфедеративных черт приобретает Содружество России, Беларуси, Казахстана и Киргизии и особенно образованное в 1996 г. Сообщество России и Беларуси, находящиеся на пути особенно тесной интеграции по сравнению с другими членами СНГ, задуманного первоначально, по сути дела, именно как конфедеративное объединение, но практически не реализованного в таком виде. 8 декабря 1999 г. между Россией и Беларусью подписан новый Договор о создании союзного государства на конфедеративных началах. Этот договор уже ратифицирован Федеральным Собранием.
Имея в виду конституционно-правовые аспекты вхождения страны в межгосударственные объединения, можно отметить, что конституции ряда стран — членов ЕС (Австрии, Франции, Финляндии и др.) включили в свои тексты соответствующие специальные разделы и статьи. В них говорится, в частности, о передаче части полномочий институтам ЕС; о предоставлении права голоса гражданам ЕС, проживающим в данной стране; о соотношении правовых актов ЕС и его органов и государств — членов ЕС и их органов; о порядке избрания на территории страны депутатов Европарламента и др. Вхождение в ЕС привело, например, к расширению компетенции парламента Португалии, за которым конституционным законом 1992 г. было закреплено дополнительное полномочие осуществлять надзор и давать оценку, согласно закону, участию Португалии в построении Европейского Союза. А конституционный акт о парламенте Финляндии установил, что полномочия депутата не прекращаются в случае избрания его членом Европарламента, но они прекращаются, если указанный депутат во время проведения сессий парламента не принимает участия в них в качестве депутата. [12]
Конфедерация (от лат. Confotderatio – союз, объединение) – форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет, международную правосубъектность.
В ходе исследования выяснили, что конфедерация представляет собой союз независимых государств, которые объединяются на основании договора о направлении своих действий по ограниченному кругу вопросов, чаще всего в области обороны, единой системы почтовой связи и таможенных тарифов, внешней политики, но при этом полностью сохраняют свой суверенитет, членство в ООН и других международных организациях.
В последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей.
В конфедерации субъект суверенен, но часть содержания суверенитета союзным договором может делегироваться вверх – конфедерации. Кстати, именно вопрос о делимости суверенитета является главным в споре о том, государство ли конфедерация. Органы конфедерации обычно не имеют прямой власти по отношению к образующим ее государствам и в большинстве случаев принимают свои решения на основе консенсуса между заинтересованными сторонами, причем фактически эти решения вступают в силу лишь после их ратификации органами власти соответствующих государств. Единой правовой, а также налоговой системой конфедерация, как правило, не обладает, однако может создавать единое экономическое пространство, вводить единую валюту и институт единого гражданства.
В современном мире выделяют следующие виды конфедераций: межгосударственные союзы, содружества, содружества государств. Также существуют малораспространенные формы конфедераций, которые существуют в единственный странах, например, как унии, лиги, кондоминиумы, конституциональная регионализация, конституциональное самоуправление. В заключении можно сделать вывод о том, что государства, входящие в состав конфедерации, сохраняют суверенитет, в то время как члены федерации теряют суверенитет и подчиняются суверенной власти «сложного целого, которое они образуют». За членами конфедерации признается право выхода из союза, тогда как у субъектов федерации такого права нет.
Государственное устройство Российской Федерации
Российская Федерация — это конституционно-организованная федерация, сформированная по территориальному и национально территориальному принципам.
Согласно Конституции (ст. 1, 4—6, 65—79) Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республики имеют свои конституции и законодательство, а края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — свой устав и законодательство. [9]
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
В Российской Федерации по Конституции (ч. 1 ст. 8) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. [14]